СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории "Д.М. Карбыщев".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории Отечества "Д.М. Карбышев". Для учащихся 9 классов адаптивных школ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Д.М. Карбыщев".»

Тема урока: "Д.М. Карбышев".

Цель урока: дать характеристику Д.М. Карбышеву - как исторической личности. Определить его место в истории г. Омска.

Задачи урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с личностью Д.М. Карбышева. Подчеркнуть, что Великая Отечественная война - величайшая трагедия страны, ужасное испытание для людей;

  2. Корреционно-развивающие: развивать умение устанавливать последовательность событий, определять их длительность, учить выражать свои мысли на уроке;

  3. Воспитательные: формировать активную гражданскую позицию.

Основные знания: исторические личности, их место в истории.

Основные термины и понятия: историческая личность.

Оборудование и материалы: Видеофильм "Д.М. Карбышев", аудиозаписи, презентация.

Тип урока: комбинированный.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент



Повторение пройденного материала

Какую тему изучали на предыдущем уроке?

- Что такое концлагерь?

-Назовите немецкие концлагеря?

-Какие из них были особо жестокими?


Вспоминают тему и содержание предыдущего урока.


Дают полный ответ.


Задание выполняют устно.

Актуализация знаний, сообщение новой темы.

Вводное слово учителя. Вот уже более 65 лет отделяют нас от окончания Второй мировой войны, однако из памяти человечества не стёрлись и никогда не сотрутся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Одним из узников немецких концлагерей был омич Дмитрий Михайлович Карбышев.

Сообщение темы урока: "Подвиг Д.М. Карбышева".

Сформулировать цель урока, исходя из темы, "Дать характеристику Д.М. Карбышеву - как исторической личности. Определить его место в истории г. Омска.

Историческая личность - человек обладающий яркой индивидуальностью, оставивший след в истории.

Слушают учителя.










Записывают тему урока в тетрадь.

Дают ответ

Изучение нового материала

Это солдат ,герой, учёный Дмитрий Карбышев.

Дмитрий Михайлович Карбышев – потомок сибирских казаков. Отец Михаил Ильич окончил военное училище.

Родился Дмитрий Михайлович в Омске в 1880 году. Высоко ценя образование и науку, родители дали сыну хорошее образование. С одиннадцати лет мальчик учился в кадетском корпусе. Он обладал превосходной памятью, исключительными способностями к истории и математике. Карбышев прекрасно владел русским языком и умел лаконично, чётко излагать свои мысли. Окончил Дмитрий кадетский корпус.

В 1898 году Д. И. Карбышев поступает в Петербургское инженерное училище. Осенью 1900 года с отличными оценками по всем предметам заканчивает училище и получает звание подпоручика. Вскоре его назначают в Восточносибирский сапёрный батальон. Он показал себя не только храбрым, но и талантливым офицером-сапёром. Его ратный труд был оценён по достоинству – пять боевых орденов, три медали! А последний пятый – Святой Анны – с надписью «За храбрость». В 1908 году Д. Карбышев поступает в Николаевскую военно-инженерную академию.

Дмитрий Карбышев является первым советским учёным, который разработал и первый тип советских противотанковых мин. Научные труды имеют высокую ценность, так как были использованы нашими войсками в ходе Великой Отечественной войны. Как учёный – фортификатор Д.М.Карбышев получил признание во многих странах мира.

В 40-м ему присвоили высокое звание генерала-лейтенанта инженерных войск. 26 октября 1940 года в связи с 60-ти летием Д. М. Карбышев был награжден орденом Красного Знамени. А в канун войны, в феврале 1941 года, профессору Карбышеву была присвоена ученая степень доктора военных наук.

Войну встретил в Гродно, 29 июня 1941 года оказался в окружении , под Рогачевом попал в плен.

Вскоре начался горький бесстрашный путь генерала Карбышева по фашистским застенкам. Шталаг 324 – так назывался гитлеровский лагерь у Польского города Острув – Мазовецки. В этот лагерь и попал Д.М.Карбышев в августе 1941 года.

Гитлеровские захватчики задались целью любой ценой, переманить советского генерала на службу фашистской Германии. Но Дмитрий Михайлович стойко держался своей линии поведения. Он был у всех на виду. Небольшого роста, похудевший старый человек в солдатской шинели, с удивительно молодыми глазами…

Дмитрий Михайлович видел силу и спасение советских людей, попавших в плен, в борьбе и только в борьбе. Он призывал к единению, сплоченности, товарищеской взаимопомощи и солидарности». ( из книги Е.Г.Решина «Генерал Карбышев»).

Осенью 1942 года, когда Карбышев находился в «гнилом лагере» Хаммельбурге, началась вербовка военнопленных в так называемую «Русскую освободительную армию», входившую в состав немецко-фашистских войск. На уговоры переменить голодное лагерное существование на «роскошную жизнь» генерал отвечал категорически:

- Убеждения не выпадают вместе с зубами из-за недостатка витаминов в лагерном рационе…

Спрашивали, чего бы он хотел от гитлеровского правительства, чтобы перейти из советского подданства в немецкое?

Отвечал: - Родиной не торгуют.

Долго Карбышева уговаривали, задабривали, обещая щедрые подачки.

16 февраля 1945 года Карбышев попадает в австрийский концентрационный лагерь Маутхаузен. Этому лагерю была присвоена категория № 3 – самая высокая. Лагерь такой категории не должен никого выпускать живым.

Комендант лагеря просматривал поданные ему списки. Карбышев, отнесенный к категории «нежелательных», не подлежал регистрации. Комендант и его помощник со списками в руках обошли ряды, проверяя номера, нашитые на полосатых куртках.

Комендант прошел по рядам, задержался возле ссутулившегося старика- это был Карбышев, - посмотрел на него зло, но ничего не сказал и пошел дальше. Проверка закончилась.

А 17 февраля 1945 года в 17 часов дня из общей массы пленных была выделена группа в 400 человек, куда попал и генерал-лейтенант Карбышев.

Их подвергли садистской, изощренной казни. Не петлей и не газом, не огнем, а водой. Узникам велели догола раздеться. При двенадцатиградусном морозе, на лютом ветру их держали несколько часов на площади. Для многих такая экзекуция была невмоготу. Коченели, падали бездыханными. Остальных затолкали в баню, под горячий душ. Оттуда обратно на площадь, под нацеленные бранд-спойты – леденящий душ «шарко» на морозе. И опять уцелевших – в баню. А оттуда опять – на площадь…

Как по ледяному катку, сверкавшему всеми цветами спектра – от красного до фиолетового, - метались голые люди….

Гоготали, ржали эсэсовцы, напором воды сбивая с ног тех, кто еще пытался встать. Один за другим вревращались в ледяные изваяния люди. Один за другим замерзали их крики. Крики проклятия!

Очивидцы рассказывали, что изможденный седовласый человек, упиравшийся в чернокаменную стену. Он был прикован к стене ледяной цепью, а острые и холодные клювы терзали и терзали его иссушенное мукой тело…

Человек этот кричал! Нет, он не проклинал палачей! Он обращался к оставшимся в жизни! В последней несломанной гордости, в последних словах своих он был с теми, кто оставался на земле:

- Бодрей, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество вас не покинет!

Кто был этот старик, медленно и неумолимо превращавщийся в ледяной памятник? Карбышев! Дмитрий Карбышев! Советский генерал! И были эти слова, передававшиеся из уст в уста, как знамя, как факел в ночи».

16 августа 1946 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне, генерал-лейтенанту Дмитрию Михайловичу Карбышеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1948 году на территории бывшего концлагеря Маутхаузен был открыт памятник генералу. Надпись на нём гласит: «Дмитрию Карбышеву. Учёному. Воину. Коммунисту. Жизнь и смерть его были подвигом во имя жизни».


ПОДВИГ ГЕНЕРАЛА

Неволя его не сломила,

Не вырвал измены допрос,

И бросил конвой генерала

На жгучий тюремный мороз.


Вода обжигала и била,

Хлестала опят и опять,

Все мысли одна заглушила:

«Стоять. Непременно стоять!»


Пусть враг не дождётся, что русский

Стоит на коленях пред ним.

Не знал никогда в себе труса

В былые он годы и дни.


И, ноги расставив босые,

Он, сильный и гордый, стоял,

Как будто собою Россию

От злобы врагов заслонял.


Он видел родимые дали,

В сражениях – Родину-мать,

И губы, мертвея, шептали:

«Стоять, непременно стоять».


Последняя мысль угасала,

Поток всё хлестал и хлестал,

Холодный сверкающий саван

Всё туже его пеленал.


Но, пыткой вконец изнурённый,

К ногам палачей не упал,-

Стоял ледяною колонной,

Был мёртвый и всё же стоял!

Просмотр видеофильма: « Подвиг генерала Д.М.Карбышева»



Дети слушают.
























Даты записывают в тетрадь.



















Дети смотрят фильм.




Записывают в тетрадь этапы жизни.












































Первичное закрепление материала

1.Где и когда родился Дмитрий Карбышев?

2.В кого хотели превратить немцы Карбышева?

(8 августа 1941г. он готовил переправу через Днепр севернее города Могилева.

Взрыв авиабомбы - и генерал тяжело контужен.Засыпанного землей откопали, спасли, но сознание к нему возвращалось. Очнулся в немецком госпитале. Его хотели превратить в знамя борьбы с СССР.)

3.Каким авторитетом пользовался среди военнопленных легендарный герой?

4.Что делали немцы, чтобы склонить его к предательству?

5.Между Марсом и Юпитером ходит по орбите малая планета. Как ее в 1959г. назвали? (Карбышевым)

6.Каким вы представляете себе Карбышева?

7.Ваше отношение к Герою Советского Союза Дмитрию Карбышеву.

8.Какие чувства вызывает у Вас жизненный путь пламенного патриота?


Взаимопроверка.

Выставление оценок.


Подведение итогов.

Домашнее задание: читать записи в тетради.















































Задание 1. В каком году родился А.В. Колчак. Подчеркнуть правильный ответ.

1874 год.

1974 год.

1875 год.



Задание 2. Какие личные качества были присущи А.В. Колчаку. Подчеркнуть правильный ответ.

Скромность.

Лживость.

Честность.

Неискренность.



Задание 3. Расставьте следующие события из жизни А.В. Колчака в хронологической последовательности.

Верховный Правитель России.

Участие в русско-японской войне.

Участие в русско-полярной экспедиции.

Командование Черноморским флотом.



Задание 4. Какой город стал Белой столицей России? Подчеркнуть правильный ответ.

Иркутск.

Москва.

Омск.

Томск.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!