СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории на тему "Начало «Холодной войны."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории на тему "Начало «Холодной войны."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему "Начало «Холодной войны."»

Тема: Начало «Холодной войны».

Цели урока:

  1. Образовательная: сформировать знания у учащихся о циклах международных

отношений в послевоенный период, о причинах и последствиях «Холодной войны»;

  1. Развивающая: развитие умения классифицировать, выделять существенные признаки;

  2. Воспитательная: осуществлять нравственное воспитание, привить чувство неприязни к понятиям «война», «насилие».

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал и ТСО: иллюстрации.

Ход урока:

  1. Оргмомент: взаимное приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности

учащихся к уроку, знакомство с целями урока.

  1. Опрос по пройденной теме: индивидуальный устный опрос учащихся по вопросам:

  1. Парижская мирная конференция.

  2. Экономическая стабилизация.

  3. Идея коллективной безопасности.

  4. Восточная Европа на пути социалистического развития.

Вопросы для фронтального опроса:

- Каковы последствия Второй мировой войны?

- Какие вопросы обсуждались на Берлинской конференции?

- Расскажите о путях образования ФРГ и ГДР.

- Какая организация была создана для сохранения мира и безопасности в мире после Второй мировой войны?

- Какова судьба колониальных стран после второй мировой войны?

- Раскройте причины стремительного взлета японской экономики в 50-70-х годах XX в.

Подведение итогов домашнего задания и переход к изложению нового материала.

3. Изложение нового материала:

План урока:

  1. Начало “холодной войны”.

  2. Милитаризм.

  3. Оттепель (1953—1960 гг.).

  4. От Берлинского кризиса к Вьетнамской войне (1960—1973 гг.).

  1. Радость победы и надежды челове­чества на мир и покой после длительной войны

не оправдались. Еще во время войны между великими державами обнаружились разно­гласия по вопросам послевоенного устройства Европы. Советский Союз не желал, чтобы к власти в занятых Красной Армией странах верну­лись прежние правительства. Поэтому СССР активно содействовал утверждению у власти в освобожденных странах просоветских левых сил. СССР поддерживал коммунистическое движение в Китае, Корее и Вьетнаме.

Взаимное недоверие и факторы идеологического порядка играли большую роль в развязывании “холодной войны”. “Холодная война” была попыткой “переиграть” результаты Второй мировой войны в пользу США, ставших к концу войны обладателем тайны атомного оружия. Уже в декабре американский президент Гарри Трумэн (1945— 1953 гг.) открыто заявил, что США “ответственны за дальнейшее руководство миром”. Бывший премьер-министр Великобритании У.Черчилль выступил с “платной лекцией” в университете американ­ского городка Фултон (штат Миссури), где призвал начать формиро­вание международных вооруженных сил на основе “содружества англоговорящих народов” и таким образом противостоять коммунизму. “Доктрина Трумэна” и “План Маршалла” стали этапами реализации военно-политических планов США в русле “холодной войны”.

“Доктрина Трумэна” (12 марта 1947 г.) предусматривала оказание помощи Греции и Турции, которые могли подвергнуться непосред­ственной “коммунистической угрозе”. Важной составной частью “доктрины Трумэна” была посылка американского военного персонала в страну, получившую “помощь” США. Около тысячи членов военных миссий США прибыли в Грецию и Турцию для укрепления военных подразделений названных стран. При этом следует помнить, когда под словами “коммунистическая угроза” подразумевалась “угроза СССР”, то эти установки были абсурдны и не соответствовали исторической правде.

В апреле 1948 г. вступил в действие разработанный в США “План Маршалла”. Этот план предусматривал оказание экономической помощи пострадавшей в годы войны Европе. “План Маршалла” был призван решить ряд взаимосвязанных задач. Во-первых, укрепить расшатанные устои капитализма в Европе; во-вторых, обеспечить США господствующие позиции в европейских делах; в-третьих, подготовить основы создания военного союза антисоветской направленности.

С хема №1. Этапы реализации военно-политических планов США


«Доктрина Трумэна» «План Маршалла»

(12.03.1947 г-оказание помощи Греции и Турции) (04.1948г-укрепление расшатанных устоев капитализма в Европе)


Так сформировалась система “холодной войны”, означавшая конфронтацию между СССР и США в мировой политике, формиро­вание военно-политических блоков, гонку вооружений, военно-силовое мышление, взаимную подозрительность, формирование образа врага средствами массовой информации. Хронологические рамки “холодной войны” охватывают период развития международных отношений со второй половины 40-х до начала 90-х годов.

Конфронтация бывших союзников по Второй мировой войне наметилась сразу же после завершения войны, когда приступили к обсуждению германского вопроса. Весной 1947 г. представители США, Англии и Франции заявили о своем отказе от ранее согласованных с СССР решений. Своими действиями они провоцировали раскол Германии. В этот период США стремились использовать свое преиму­щество во владении атомной бомбой, а затем в развитии новых видов военной техники и оружия. Некоторые историки пытались “взвалить всю вину” начала “холодной войны” на СССР, но это не соответство­вало действительности. Главная цель противников СССР состояла в том, чтобы ослабить СССР, развалить его, оторвать от него союзников.

В русле “холодной войны” США и западные державы осуществили раскол Германии на два государства, сформировали Североатлан­тический пакт. Договор о создании Североатлантического союза (НАТО) был подписан в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. В состав НАТО вошли США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Порту­галия, Дания, Норвегия, Испания и Люксембург. Позже к ним присое­динились Турция, Греция, ФРГ и другие страны.

В сентябре 1949 г. СССР испытал свою атомную бомбу и положил конец американской монополии на этот вид оружия. Действия США и их союзников требовали ответных мер.

  1. мая 1955 г. был оформлен коллективный оборонительный союз социалистических государств

— Организация Варшавского договора. Заявление советского правительства в 1953 г. об успешном испытании водородной бомбы окончательно покончило с мифом о превосходстве США в сфере атомно-ядерного оружия. С созданием НАТО и ОВД закончилось формирование двухполюсного мира и системы международных отношений периода “холодной войны”.


С хема №2. Военно-политические блоки.


НАТО ОВД

(4.04.1949 г. в Вашингтоне подписан (14.05.1955 г.- ОВД, Североатлантический пакт договора СССР,

США, Англия, Франция, Италия, Канада и др) Чехословакия, Польша, Югослав. и др)


  1. Создание военно-политических блоков и достижение паритета в стратегических

видах вооружений привели к гонке воору­жений и милитаризации экономики. Милитаризация требовала все возрастающего военного производства, военного и военно-промышлен­ного строительства. Некоторые отрасли промышленности США даже в мирное время были полностью или в значительной мере военными: атомная — на 100%, авиационная — на 95%, судостроение — на 60%.

США и СССР в создании новых систем оружия выступали как непримиримые соперники. Гонка вооружений охватила не только две сверхдержавы, но и государства, входившие в блок НАТО и Варшавский договор.

Первое противостояние СССР и США наметилось в 1947—1953 гг. и проходило за пределами европейских стран. Первая фаза проти­воборства проходила на территории Азиатского материка. Регио­нальное противоборство двух великих держав выражалось в:

- Корейской войне 1950—1953 гг;

- конфликте на Ближнем Востоке;

- индо-пакистанском конфликте 1947 г.;

- индокитайском конфликте 1946—1954 гг.

Корейская война (1950—1953 гг.). Острые противоречия между двумя корейскими государствами относительно принципов объеди­нения привели в 1950 г. к началу войны, в которой на стороне КНДР выступали СССР и Китай. Под нажимом США ООН признала Южную Корею, пострадавшую от агрессии, туда были введены войска США и 15 государств — союзников США. Ожесточенные сражения и бомбар­дировки разорили страну. Не достигнув своих политических целей, обе стороны заключили перемирие, действие которого продолжается до настоящего времени.

Конфликт на Ближнем Востоке. 29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства: арабское и еврейское. Вся территория Палестины делилась между еврейским (56 % территории) и арабским (42%) государствами. Город Иерусалим передавался под опеку ООН. Великобритания официально отказалась от мандата на Палестину. 15 мая 1948 г. было объявлено о создании государства Израиль. Не согласные с подобным решением соседние арабские государства (Египет, Ирак, Сирия, Иордания, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен) начали военные дей­ствия против Израиля. Война завершилась поражением арабских государств. Согласно перемирию 1949 г., значительные территории не созданного Палестинского государства были присоединены к Израилю, а остальные территории отошли к Иордании и Египту. Более 100 тыс. палестинцев оказались на положении беженцев. Палестинский вопрос стал на долгие годы предметом раздоров между Израилем и окружающими его арабскими странами.

Индо-пакистанский конфликт. В августе 1947 г. вступил в силу Закон о независимости Индии. На месте Британской Индии были созданы два доминиона — Индийский союз и Пакистан. Раздел страны по религиозному принципу и установление новых границ вызвали кровавые распри между индусами и мусульманами.

Как Индия, так и Пакистан стали добиваться присоединения земель Джамму и Кашмира к своим территориям. Джамму и Кашмир — исторические области, где проживают около 20 народностей и племен. Четырехмиллионное население княжества неоднородно в религиозном отношении: около 80% жителей — мусульмане, остальные — индусы, буддисты, сикхи. В конце 1947 г. в Кашмире из-за вторжения вооруженных отрядов из Пакистана начались военные действия между Индией и Пакистаном. В этот период магараджа (индус) принимает решение о присоединении Кашмира к Индии. В результате 2/3 территории вошли в состав Индии, а 1/3 до сих пор удерживается Пакистаном. Многократные попытки ООН решить эту проблему успеха не имели.

Индокитайский конфликт (1946 —1954 гг.). В результате револю­ции 2 сентября 1945 г. была провозглашена Демократическая Респуб­лика Вьетнам. Французские империалисты, не желая примириться с потерей колонии, опираясь на поддержку империалистов США и Англии, решили уничтожить республику. Французские колониза­торы, захватив Южный Вьетнам, осенью 1946 г. начали военные дей­ствия против ДРВ в масштабе всей страны. Французские колониза­торы твердо верили в свою победу. Но они жестоко просчитались. Народ Вьетнама по призыву президента Хо Ши Мина поднялся на всеобщую войну Сопротивления.

По инициативе СССР в Женеве созывается Международная конфе­ренция по проблемам Индокитайского конфликта. 20 июля 1954 г. было подписано соглашение о прекращении военных действий во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Была установлена демаркационная линия между ДРВ и Южным Вьетнамом по 17-й параллели. Это была временная демарка­ционная линия. Женевские соглашения предусматривали проведение в 1956 г. всеобщих свободных выборов для объединения Вьетнама на демократических началах и ликвидации временной демаркационной линии.

  1. Недолгий период жизни советского общества, наступивший после смерти И. В. Сталина,

отмечен демократизацией политики властей. Курс на демократизацию общества активизировался после опубликования летом 1956 г. Постановления ЦК КПСС “О преодолении культа личности и его последствий”. Начало “оттепели” ознаменовалось приходом в высшие эшелоны власти в СССР Г. М. Маленкова и Н. С. Хрущева. Новое руководство на первых порах усилило внимание к социальной сфере, к решению продовольственной проблемы, к выводу сельского хозяйства из затяжного кризиса. Вводилась практика списания с колхозов недоимок по сельхозналогу, повышения государственных закупочных цен для колхозов, снижения налогов с приусадебных участков. На февральском (1954 г.) Пленуме ЦК КПСС было принято решение об освоении целинных земель Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала. Были ликвидированы МТС, а техника МТС передавалась колхозам за выкуп. Одновременно производилось укрупнение колхозов.

Новое руководство СССР обратило внимание на рост научно-технического прогресса. Благодаря сверхнапряжению людей и инженерно- технической мысли удалось достичь впечатляющих успехов. В 1954 г. была построена атомная электростанция, в 1959 г. спущен на воду атомоход “В.И. Ленин”. 12 сентября 1961 г. в космос впервые полетел человек — гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин. Особый размах приобрели социальные программы. Был повышен минимальный раз­мер заработной платы, пенсий, большой размах приобрело жилищное строительство, отменены все виды платы за обучение, введено совме­стное обучение юношей и девушек в школе, прекращена практика принудительной подписки по государственным займам.

Между государствами социалистической системы отношения строились на основе договора о дружбе и сотрудничестве. Эконо­мические отношения координировались Советом экономической взаимопомощи (СЭВ —1949 г.), а военно-политические связи — через Организацию Варшавского договора (ОВД — 1955 г.). Свидетельством временной разрядки международной напряженности явилось Женев­ское совещание глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции в июле 1955 г. В контексте советско-американских отно­шений это была первая встреча руководителей СССР и США (Н. Хрущева и Д. Эйзенхауэра) после Потсдамской конференции. В сентябре 1959 г. состоялся официальный визит Н. С. Хрущева в США, где он выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с Декларацией о всеобщем и полном разоружении.

  1. В рамках осуществления “Плана Маршалла” западные державы — США, Англия и

Франция провели в своих зонах оккупации сепаратную денежную реформу. Они ввели в Западном Берлине (Берлин находился в советской зоне оккупации) сепаратную валюту и тем самым расстроили нормальное течение жизни в городе. В ответ на это водные и наземные пути в Западный Берлин из Западной Германии были блокированы советскими войсками. Для снабжения Западного Берлина продуктами питания западные державы создали “воздушный мост” — организовали доставку грузов самолетами. Организация воздушного моста была направлена на завершение раскола Берлина и всей Германии. После раскола Берлина западные страны взяли курс на создание государства на западе Германии. Военно-политический раскол Германии стал реальностью.

В январе 1959 г. на Кубе был свергнут диктаторский режим Р. Батисты и установилась революционная власть во главе с Ф. Кастро. Были приняты законы об аграрной реформе, о национализации банков и промышленности. Все партии объединились в Коммунистическую партию Кубы. В 1961 г. Ф. Кастро провозгласил о начале “социали­стического этапа” Кубинской революции. В 1962 г. правительство Кубы разместило на своей территории 66 советских ядерных ракет.

С хема №3. Последствия «Холодной войны»



Раскол мира на 2 противоположные Формирование военно-промышленных системы комплексов СССР и США


Гонка вооружений достигла невиданного уровня Усиление милитаризма


4. Закрепление нового материала.

- Определите главные этапы соперничество между СССР и США в годы «холодной войны».

- Как вы оцениваете речь У. Черчилля в Фултоне?

- Объясните причины возникновения « холодной войны»

- Какая организация была создана для сохранения мира и безопасности в мире после Второй мировой войны?

- Каким образом « холодная война» влияла на страны Азии и Африки?

- Оказала ли « холодная война» влияние на проблему Германии?

5. Домашнее задание: §29

6. Комментарии оценок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!