СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории "Начало объединения русских земель вокруг Москвы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Начало объединения русских земель вокруг Москвы"»

Конспект урока по истории 6 класс «Начало объединения русских земель вокруг Москвы»


План урока


Деятельность учителя



Деятельность учащихся


Время

I.Организационный момент

-Приветствие: Здравствуйте, садитесь.

-Проверка отсутствующих

- Приветствуют учителя.

- Староста называет отсутствующих.

30 сек.

II. Актуализация знаний, проверка дом.задания


- На прошлом уроке, у вас была контрольная по главе «Русские земли в середине XIII – XIV веке», сейчас я назову Вам оценки. Анализ ошибок контрольной работы.

- Слушают учителя,

- задают интересующие вопросы о своих написанных контрольных

1 мин

III. Подведение к новой теме

- А теперь мы переходим к изучению новой темы урока. Название сегодняшней темы зашифровано в картинках. СЛАЙД № 1.

- Итак, что вы видите на первой картинке? как вы думаете, что оно обозначает.

- Переходим к картинке номер 2 – что видите? Что это может значить?

- Картинка №3, что там?

- №4 – слово «Вокруг»

- Что видите на картинке №5?

Итак, мы посмотрели на все картинки и выяснили, что там зашифрованы такие слова: НАЧАЛО, ОБЪЕДИНЕНИЕ, РУССКИЕ ЗЕМЛИ, ВОКРУГ, МОСКВА,

Таким образом, наша сегодняшняя тема урока: Начало объединения русских земель вокруг Москвы (СЛАЙД № 2). Записываем сегодняшнее число, тему урока и план.

План (СЛАЙД №3):

  1. Иван Калита

  2. Удельно- вотчинная система

  3. Москва при наследниках Калиты

  4. Куликовская битва:

а) Причины

б) Ход военных действий

в) Значение битвы.

В конце урока мы должны ответить на вопросы:

(СЛАЙД № 4)

ПЗ: Почему Москва стала единственным лидером государственного объединения?


ППЗ: Сравните положение Москвы и Орды перед Куликовской битвой.


Знакомимся с основными понятиями (СЛАЙД № 5), лента времени (СЛАЙД № 6)

- Смотрят внимательно на картинки.

- Отвечают:

№1 – дорога, написано «Start», НАЧАЛО чего-либо.

№2 – мозаика, хотят соединить пазлы – ОБЪЕДИНЕНИЕ.

№3 – карта Руси, русские земли.

№4 – ВОКРУГ

№5 – Кремль, столица нашей Родины, МОСКВА









Записывают число, тему урока и план в тетрадях.

















Чертят ленту времени.










3 мин

IV. Новая тема урока.



  1. Иван Калита






















  1. Удельно – вотчинная система




































  1. Москва при наследниках Калиты











































  1. Куликовская битва





А) Причины
























Б) Ход битвы






















В) Итоги и Значение битвы

Учитель: Мы определили вопросы, ответы на которые нам предстоит найти.

И приступаем к 1 пункту нашего плана.


Учитель: о личности Ивана Калиты нам подготовила сообщение ученица (пр.Яна). Внимательно слушаем сообщение, в конце мы должны ответить на вопросы от докладчика:

- Даты Правления Ивана Калиты

- Какие земли присоединил к Московскому княжеству (показать на карте)

Как прозвище московского князя Ивана связано с его политикой?





Вывод (СЛАЙД № 7 –СЛАЙД № 8): мы выяснили, что Княжение Ивана Калиты стало важным этапом в Возвышении Москвы. Его поддерживает крупное боярство и церковь. А время его правления называли «Великой тишиной».

Однако за укрепление власти московского князя стране пришлось дорого заплатить. На Руси укрепились отношения господства и подчинения. Они воплотились в удельно-вотчиной системе.

Учитель: Вот мы и перешли ко второму пункту нашего плана. Итак, Иван Калита составил первую «Духовную грамоту – великокняжеское завещание», запишите определение.

Сейчас будет работа с документом, а точнее с сокращенной Духовной грамотой Ивана Калиты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 + таймер «Песочные часы»). После прочтения, ответим на вопросы:

  1. Как Иван Калита распорядился землями Московского княжества?

Вывод: Иван Данилович в своем завещании действительно разделил земли между своими сыновьями, тем самым русская земля становилась коллективной собственностью княжеского рода.

  1. Перед каким событием создана Духовная грамота?

Вывод: Духовная грамота московского князя Ивана Даниловича  была составлена им накануне поездки в Золотую Орду. Русские князья должны были получать у ханов ярлыки на княжение, ханы утверждали князей на «отчих престолах». За ярлыком князь должен был отправиться в Орду, но возвращались оттуда не все, неугодного князя в Орде могли убить. Поэтому перед отъездом князья составляли завещание («духовную грамоту»).

  1. Кому завещает все таки Иван Калита престол?

Вывод (СЛАЙД № 9): Наследником Иван Калита сделал старшего сына Симеона. В Орде одобрили наследственное право в 1339 году (СЛАЙД № 6). С этого времени власть великих князей московских основывалась на семейно – родовой территориальной собственности. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ: Земли княжества принадлежали великому князю и делились на уделы, передаваемые по наследству его детям. В своем уделе князь мог пожаловать в наследственное владение земли своим слугам за их службу. (Вотчина – земельное наследственное владение). Так была заложена экономическая основа власти Ивана Калиты.

Посмотрите на СЛАЙД № 10. (Родословная Рюриковичей). Перепишите ее. Мы видим, что правили 2 сына Ивана Калиты: 1) Симеон Гордый (1340 – 1353)

2) Иван Красный (1353 – 1359). РАБОТА В ГРУППАХ по тексту учебника п.3 параграфа 23: Так вот, 1 группа - пишет (можно в виде схемы) основные события политики Симеона, 2 группа – политика Ивана Красного. Проверка (СЛАЙД № 11 – 12).

Вывод: Таким образом, мы видим, что оба сына Ивана Даниловича продолжали политику своего же отца.


Рассказ учителя:  В 1359 году власть переходить к Дмитрию Ивановичу. Ему было 9лет, когда суздальский князь Дмитрий Константинович предъявил свои права на великокняжеский престол, но митрополит Алексий добился, чтобы Дмитрий Иванович стал в 1363 году великим князем. А вот в Орде с 1361 года были междоусобицы, сменилось 25 ханов за 20 лет.

В 1375году. Между Москвой и Тверью был подписан договор, согласно которому тверской князь признал московского князя своим «старшим братом». (Отметьте дату на ленте времени – СЛАЙД № 6).

Мамай понимал, что Москва выходит из повиновения. Чтобы поставить московского князя на место отправляет свои войска на Москву.

1378 г. на реке Воже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой монгольский отряд (СЛАЙД № 6).

Учитель: а сейчас поиграем в игру «Верно – неверно»

  1. Наследник Ивана Красного – суздальский князь Дмитрий

  2. Дмитрий вступил на престол в 9тилетнем возрасте.

  3. Договор был подписан между Москвой и Тверью в 1378 году.

  4. Тверь обязалась помогать Москве в борьбе с Ордой.

  5. Мамай боялся, что со стороны Москвы прекратятся выплаты дани.

  6. Битва на реке Воже закончилась победой Орды

Вывод: таким образом, Мамай потерпел поражение в битве на р. Воже. Но он решил организовать новый поход. А вот какой – сейчас мы перейдем к пункту 4 нашего плана.

Учитель: Мамай в 1380 году организовал новый поход на Москву. Получил название «Куликовская битва» (отметьте на ленте времени – СЛАЙД № 6).И сейчас с Вами посмотрим, насколько к этому походу были подготовлены Москва и Орда.

Давайте начертим в тетрадочках таблицу

Линии Сравнения

Москва

Орда

Цели битвы



Полководцы



Союзники



Подготовка к сражению



Итак, Я разделю Вас на 4 группы, работаем с текстом учебника с. 167 – 168 (таймер 3 минуты)

1 группа – цели битвы и полководцы со стороны Москвы;

2 группа - цели битвы и полководцы со стороны Орды;

3 группа – союзники и подготовка к сражению Московского княжества;

4 группа - союзники и подготовка к сражению Орды.


Вывод: Мы видим, что и Москва и Орда готовились к битве. Главными причинами со стороны Москвы было стремление освободиться от ордынской зависимости.

Учитель: а сейчас мы посмотрим видео о ходе военных действий, после просмотра которого мы ответим на вопросы.

  1. Когда началась битва?

  2. Какие войска переправились через р. Дон?

  3. Какие были полки русской армии и как были они расположены?

  4. Чей полк был в засаде?

  5. Почему Мамай использовал тактику с расчетом на лобовой удар?





  1. С чего начался бой?

  2. Кто имел успех в начале битвы?

  3. А почему ордынцы не одержали победу?

Вывод: Таким образом, мы видим, что в ходе Куликовской битвы Мамай потерпел поражение.

СЛАЙД № 19 – значение битвы.

Учитель: Давайте посмотрим на слайд, прочитайте по цепочке, итоги и значение битвы.






Сообщение ученицы, все остальные слушают.


Примерные ответы:

- 1325 -1340 г.

- Новгород, Колонна, Углич, Белоозеро, Галич, Радонеж, Звенигород и Серпухов.

- Свое прозвище князь, вероятно, получил потому, что не весь ордынский выход отвозил в Орду. Значительная часть оставалась у Московского князя и шла на «прикупи» соседних земель, а так же на подкуп ордынских чиновников.












Записывают определение духовной грамоты.



Знакомство с сокращенным документом.



Примерные ответы:

  1. Разделил их между своими сыновьями (Приводят пример из документа)





  1. Написал Духовную грамоту, «идя в Орду»










  1. Симеон (подтверждают текстом)



Отмечают дату на ленте времени


Слушают учителя, записывают

определение «Вотчина»








Смотрят на слайд, записывают «Родословную Рюриковичей»


Работа с текстом учебника, выполнение задания в группах.










Слушают учителя, отмечают событие на ленте времени.







Примерные ответы:





  1. Неверно, Дмитрий Иванович – старший сын

  2. Верно

  3. Неверно, в 1375 году

  4. Верно

  5. Верно

  6. Неверно, победой русских.













Слушают учителя, отмечают событие на ленте времени






Чертят таблицу, работают в группах.











Примерное заполнение (СЛАЙД № 16).

Пока одна группа отвечает, другие записывают их ответ у себя в таблицах.









Смотрят видеофрагмент о Куликовской битве.



Примерные ответы:

  1. В ночь на 8 сентября

  2. Русские войска

  3. Центр – Большой полк, впереди него Сторожевой и Передовой, по бокам – полки правой и левой руки. Засадный полк – позади и в зеленой дубраве.

  4. Владимир серпуховской и Дмитрий Боброк-Волынский.

  5. Местность с оврагами

  6. Поединок Челубея (Орда) и Пересвета Русь).

  7. Ордынцы.

  8. Резервный полк ударил по тылу ордынцев, они бежали до реки Красная Неча.



Смотрят на слайд, чтение «по цепочке»





4 мин.























30 сек.



2 мин.










3 мин.













3 мин.













3 мин.












5 мин.













2 мин.












1 мин













3 мин.












3 мин.











3 мин.






3 мин.















1 мин.

V. Закрепление новой темы


Почему Москва стала единственным лидером государственного объединения?




Примерные ответы:

- умелая политика князей

- поддержка церкви

- победа в Куликовской битве

- сотрудничество с Тверью

- передача Москве сбора дани





2 мин.





Сравните положение Москвы и Орды перед Куликовской битвой.




Примерные ответы:

- В Орде были междоусобицы, а на Руси укрепление власти Дмитрия Ивановича.

- Оба государства готовились к битве, но имели разные цели.

- Объединение русских земель, а Орда раскололась на 2 части (западную и восточную) из ранее изученного.



VI. Вывод учителя по новой теме

Таким образом, благодаря умелой политике московских князей и поддержки церкви, Москва стала единственным лидером государственного объединения.

Слушают учителя

30 сек.

VII. Д / З

  • Параграф 23. Вопросы стр. 169.

  • Таблица (Москва и Орда в 14 веке)

  • Кроссворд «Куликовская битва»




Записывают домашнее задание


1 мин

VIII. Рефлексия

Слайд № 22. «Мое настроение». Выберите смайлик своего настроения после урока.

Выбирают вариант ответа

1 мин

IX. Выставление оценок

Лапшина Ю.Н.

Ставит оценки за урок, аргументирует свой выбор



1 мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!