III. Подведение к новой теме | - А теперь мы переходим к изучению новой темы урока. Название сегодняшней темы зашифровано в картинках. СЛАЙД № 1. - Итак, что вы видите на первой картинке? как вы думаете, что оно обозначает. - Переходим к картинке номер 2 – что видите? Что это может значить? - Картинка №3, что там? - №4 – слово «Вокруг» - Что видите на картинке №5? Итак, мы посмотрели на все картинки и выяснили, что там зашифрованы такие слова: НАЧАЛО, ОБЪЕДИНЕНИЕ, РУССКИЕ ЗЕМЛИ, ВОКРУГ, МОСКВА, Таким образом, наша сегодняшняя тема урока: Начало объединения русских земель вокруг Москвы (СЛАЙД № 2). Записываем сегодняшнее число, тему урока и план. План (СЛАЙД №3): Иван Калита Удельно- вотчинная система Москва при наследниках Калиты Куликовская битва: а) Причины б) Ход военных действий в) Значение битвы. В конце урока мы должны ответить на вопросы: (СЛАЙД № 4) ПЗ: Почему Москва стала единственным лидером государственного объединения? ППЗ: Сравните положение Москвы и Орды перед Куликовской битвой. Знакомимся с основными понятиями (СЛАЙД № 5), лента времени (СЛАЙД № 6) | - Смотрят внимательно на картинки. - Отвечают: №1 – дорога, написано «Start», НАЧАЛО чего-либо. №2 – мозаика, хотят соединить пазлы – ОБЪЕДИНЕНИЕ. №3 – карта Руси, русские земли. №4 – ВОКРУГ №5 – Кремль, столица нашей Родины, МОСКВА Записывают число, тему урока и план в тетрадях. Чертят ленту времени. | 3 мин |
IV. Новая тема урока. Иван Калита Удельно – вотчинная система Москва при наследниках Калиты Куликовская битва А) Причины Б) Ход битвы В) Итоги и Значение битвы | Учитель: Мы определили вопросы, ответы на которые нам предстоит найти. И приступаем к 1 пункту нашего плана. Учитель: о личности Ивана Калиты нам подготовила сообщение ученица (пр.Яна). Внимательно слушаем сообщение, в конце мы должны ответить на вопросы от докладчика: - Даты Правления Ивана Калиты - Какие земли присоединил к Московскому княжеству (показать на карте) Как прозвище московского князя Ивана связано с его политикой? Вывод (СЛАЙД № 7 –СЛАЙД № 8): мы выяснили, что Княжение Ивана Калиты стало важным этапом в Возвышении Москвы. Его поддерживает крупное боярство и церковь. А время его правления называли «Великой тишиной». Однако за укрепление власти московского князя стране пришлось дорого заплатить. На Руси укрепились отношения господства и подчинения. Они воплотились в удельно-вотчиной системе. Учитель: Вот мы и перешли ко второму пункту нашего плана. Итак, Иван Калита составил первую «Духовную грамоту – великокняжеское завещание», запишите определение. Сейчас будет работа с документом, а точнее с сокращенной Духовной грамотой Ивана Калиты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 + таймер «Песочные часы»). После прочтения, ответим на вопросы: Как Иван Калита распорядился землями Московского княжества? Вывод: Иван Данилович в своем завещании действительно разделил земли между своими сыновьями, тем самым русская земля становилась коллективной собственностью княжеского рода. Перед каким событием создана Духовная грамота? Вывод: Духовная грамота московского князя Ивана Даниловича была составлена им накануне поездки в Золотую Орду. Русские князья должны были получать у ханов ярлыки на княжение, ханы утверждали князей на «отчих престолах». За ярлыком князь должен был отправиться в Орду, но возвращались оттуда не все, неугодного князя в Орде могли убить. Поэтому перед отъездом князья составляли завещание («духовную грамоту»). Кому завещает все таки Иван Калита престол? Вывод (СЛАЙД № 9): Наследником Иван Калита сделал старшего сына Симеона. В Орде одобрили наследственное право в 1339 году (СЛАЙД № 6). С этого времени власть великих князей московских основывалась на семейно – родовой территориальной собственности. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ: Земли княжества принадлежали великому князю и делились на уделы, передаваемые по наследству его детям. В своем уделе князь мог пожаловать в наследственное владение земли своим слугам за их службу. (Вотчина – земельное наследственное владение). Так была заложена экономическая основа власти Ивана Калиты. Посмотрите на СЛАЙД № 10. (Родословная Рюриковичей). Перепишите ее. Мы видим, что правили 2 сына Ивана Калиты: 1) Симеон Гордый (1340 – 1353) 2) Иван Красный (1353 – 1359). РАБОТА В ГРУППАХ по тексту учебника п.3 параграфа 23: Так вот, 1 группа - пишет (можно в виде схемы) основные события политики Симеона, 2 группа – политика Ивана Красного. Проверка (СЛАЙД № 11 – 12). Вывод: Таким образом, мы видим, что оба сына Ивана Даниловича продолжали политику своего же отца. Рассказ учителя: В 1359 году власть переходить к Дмитрию Ивановичу. Ему было 9лет, когда суздальский князь Дмитрий Константинович предъявил свои права на великокняжеский престол, но митрополит Алексий добился, чтобы Дмитрий Иванович стал в 1363 году великим князем. А вот в Орде с 1361 года были междоусобицы, сменилось 25 ханов за 20 лет. В 1375году. Между Москвой и Тверью был подписан договор, согласно которому тверской князь признал московского князя своим «старшим братом». (Отметьте дату на ленте времени – СЛАЙД № 6). Мамай понимал, что Москва выходит из повиновения. Чтобы поставить московского князя на место отправляет свои войска на Москву. 1378 г. на реке Воже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой монгольский отряд (СЛАЙД № 6). Учитель: а сейчас поиграем в игру «Верно – неверно» Наследник Ивана Красного – суздальский князь Дмитрий Дмитрий вступил на престол в 9тилетнем возрасте. Договор был подписан между Москвой и Тверью в 1378 году. Тверь обязалась помогать Москве в борьбе с Ордой. Мамай боялся, что со стороны Москвы прекратятся выплаты дани. Битва на реке Воже закончилась победой Орды Вывод: таким образом, Мамай потерпел поражение в битве на р. Воже. Но он решил организовать новый поход. А вот какой – сейчас мы перейдем к пункту 4 нашего плана. Учитель: Мамай в 1380 году организовал новый поход на Москву. Получил название «Куликовская битва» (отметьте на ленте времени – СЛАЙД № 6).И сейчас с Вами посмотрим, насколько к этому походу были подготовлены Москва и Орда. Давайте начертим в тетрадочках таблицу Линии Сравнения | Москва | Орда | Цели битвы | | | Полководцы | | | Союзники | | | Подготовка к сражению | | | Итак, Я разделю Вас на 4 группы, работаем с текстом учебника с. 167 – 168 (таймер 3 минуты) 1 группа – цели битвы и полководцы со стороны Москвы; 2 группа - цели битвы и полководцы со стороны Орды; 3 группа – союзники и подготовка к сражению Московского княжества; 4 группа - союзники и подготовка к сражению Орды. Вывод: Мы видим, что и Москва и Орда готовились к битве. Главными причинами со стороны Москвы было стремление освободиться от ордынской зависимости. Учитель: а сейчас мы посмотрим видео о ходе военных действий, после просмотра которого мы ответим на вопросы. Когда началась битва? Какие войска переправились через р. Дон? Какие были полки русской армии и как были они расположены? Чей полк был в засаде? Почему Мамай использовал тактику с расчетом на лобовой удар? С чего начался бой? Кто имел успех в начале битвы? А почему ордынцы не одержали победу? Вывод: Таким образом, мы видим, что в ходе Куликовской битвы Мамай потерпел поражение. СЛАЙД № 19 – значение битвы. Учитель: Давайте посмотрим на слайд, прочитайте по цепочке, итоги и значение битвы. | Сообщение ученицы, все остальные слушают. Примерные ответы: - 1325 -1340 г. - Новгород, Колонна, Углич, Белоозеро, Галич, Радонеж, Звенигород и Серпухов. - Свое прозвище князь, вероятно, получил потому, что не весь ордынский выход отвозил в Орду. Значительная часть оставалась у Московского князя и шла на «прикупи» соседних земель, а так же на подкуп ордынских чиновников. Записывают определение духовной грамоты. Знакомство с сокращенным документом. Примерные ответы: Разделил их между своими сыновьями (Приводят пример из документа) Написал Духовную грамоту, «идя в Орду» Симеон (подтверждают текстом) Отмечают дату на ленте времени Слушают учителя, записывают определение «Вотчина» Смотрят на слайд, записывают «Родословную Рюриковичей» Работа с текстом учебника, выполнение задания в группах. Слушают учителя, отмечают событие на ленте времени. Примерные ответы: Неверно, Дмитрий Иванович – старший сын Верно Неверно, в 1375 году Верно Верно Неверно, победой русских. Слушают учителя, отмечают событие на ленте времени Чертят таблицу, работают в группах. Примерное заполнение (СЛАЙД № 16). Пока одна группа отвечает, другие записывают их ответ у себя в таблицах. Смотрят видеофрагмент о Куликовской битве. Примерные ответы: В ночь на 8 сентября Русские войска Центр – Большой полк, впереди него Сторожевой и Передовой, по бокам – полки правой и левой руки. Засадный полк – позади и в зеленой дубраве. Владимир серпуховской и Дмитрий Боброк-Волынский. Местность с оврагами Поединок Челубея (Орда) и Пересвета Русь). Ордынцы. Резервный полк ударил по тылу ордынцев, они бежали до реки Красная Неча. Смотрят на слайд, чтение «по цепочке» | 4 мин. 30 сек. 2 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. 5 мин. 2 мин. 1 мин 3 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. 1 мин. |