СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России для 9 класса по теме "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России для 9 класса по теме "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.»

Конспект урока по истории России для 9 класса

Тема: Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг.


Цель урока: познакомить учащихся с политической системой Российской империи в конце XIX - начале XX века; подвести учащихся к понимаю главного противоречия политической системы: между существующей властью императора и началом складывания гражданского общества.

План урока:

1. Николай II: исторический портрет.

2. Политические преобразования..

3. Нарастание противоречий между властью и обществом.

4. «Зубатовский социализм»

5. Создание РСДРП

6. Партия социалистов-революционеров.

7. Либеральные организации.


Основные понятия: «зубатовский социализм», РСДРП, эсеры.


Оборудование урока: презентация, учебник «История России» XX – н. XXI века А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта.



Ход урока


1. Проверка домашнего задания.

Выполнение тестового задания:

1) Каковы особенности экономики России в н. 20 в.

а) высокая степень машинизации производства; б) многоукладность экономики;

в) отсутствие коллективных форм собственности.

2) В каком году была проведена денежная реформа С.Ю. Витте?

а) в 1897; б) в 1800; в) в 1895 г.

3) Каков главный результат денежной реформы С.Ю. Витте?

а) началась инфляция; б) начался вывоз капитала в другие страны;

в) повысилась кредитоспособность страны.

4) В какие отрасли промышленности преимущественно притекал иностранный капитал?

а) металлургия и металлообработка; б) нефтяная промышленность;

в) легкая промышленность; г) сельское хозяйство.

5) Какие виды монополий появились в России в н. 20 в.?

а) синдикаты; б) тресты; в) концерны.

6) В каких отраслях экономики были сосредоточены кустарные предприятия?

а) хлебопекарня; б) обувная и швейная; в) кожевенная; г) строительная;

д) верно только а) и г).

7) Какова основная проблеме крестьянского хозяйства?

а) низкая урожайность по причине климатических трудностей;

б) крепостная зависимость; в) крестьянское малоземелье.


Ключи к тесту: 1- б, 2 – а, 3 – в, 4 – а, б, 5 – а, б, 6 – а, б, в, г. 7 – в

2. Изучение нового материала.

1) Николай II: исторический портрет

Сообщение ученика о Николае II. (слайд 1)

Задание: по ходу рассказа отметить в тетради: основные черты характера Николая II, политические взгляды, чем запомнился в истории.

2) Политические преобразования. (слайд 2)

Учитель сообщает: В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. Министр финансов С. Ю. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Он заявлял, что «в России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю... Это мировой непреложный закон».

Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве, имевший репутацию твердого защитника «русских устоев».

Заполнив таблицу, ответьте на вопрос: чем отличались политические программы С.Ю. Витте и В.К. Плеве?

Заполнение таблицы по тексту учебника.

В 1904 г. Плеве был убит. Его место занял Святополк- Мирский П.Д.


ФИО политического деятеля

Какие политические преобразования предлагал

Какие изменения могли произойти

Витте С.Ю. – сторонник либеральных реформ



Плева В.К - сторонник консервативных реформ






Святополк-Мирской П.Д. . – сторонник либеральных реформ




. 3) Нарастание противоречий между властью и обществом. (слайд 4)

Рассказ учителя в объеме учебника.

4) «Зубатовский социализм». (слайд 5)

Учитель сообщает: В это же время была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С. В. Зубатову.

Замысел С. В. Зубатова заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы государственной власти не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей, а улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе С. В. Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901 — 1902 гг. в Москве, а затем и других городах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональному признаку.

Но для успеха зубатовской идеи власть должна была сделать что-то реальное для рабочих. Государство же ограничило свою «покровительственную» политику законом «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.). Рабочие могли избирать из своей среды старосту, следящего за исполнением предпринимателем условий найма. Зубатовская теория не запрещала рабочим участвовать в экономических забастовках, поэтому в прокатившейся в 1902 — 1903 гг. широкой стачечной волне члены зубатовских организаций приняли активное участие. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на «рискованные эксперименты». С. В. Зубатов был отправлен в отставку.

С недоверием к инициативе Зубатова относился и Плеве. Он считал более действенной тактику разрушения революционных организаций изнутри путем внедрения в них полицейских агентов. Одной из самых больших удач было внедрение тайного агента полиции Е. Азефа в руководящее ядро самой крупной террористической организации. Однако это не спасло самого В. К. Плеве. В 1904 г. он был убит.


5) Создание РСДРП (слайд 6 - 8)

Рассказ учителя в объеме учебника.

Сообщение ученика о Ленине.


6) Партия социалистов-революционеров (слайд 9)

Рассказ учителя в объеме учебника.

7) Либеральные организации (слайд 10)

Рассказ учителя в объеме учебника.

3. Итоги урока.

4. Домашнее задание: параграф № 3.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!