СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Истории России на тему "Церковная реформа Петра I" 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Истории России на тему "Церковная реформа Петра I" 8 класс»

Реформы Петра I в отношении Церкви - упразднение патриаршества

Церковная реформа — комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Одним из главнейших преобразований стала фактическая ликвидация должности Патриарха и утверждение 25 января 1721 года нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии.

Схема церковной реформы

Причины и предпосылки

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.

Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.

Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Цели и задачи

Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.

Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.

Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Таблица «Содержание и ход церковной реформы»

Год/Со­бытие

Цель

Со­дер­жа­ние

1700

Наз­на­чение «Блюс­ти­теля и уп­ра­вите­ля Пат­ри­ар­ше­го Прес­то­ла»

Не до­пус­тить из­бра­ния но­вого Пат­ри­ар­ха пос­ле смер­ти Пат­ри­ар­ха Ад­ри­ана.

Царь лич­но наз­на­чил на но­вую дол­жность мит­ро­поли­та Сте­фана Явор­ско­го.

24 ян­ва­ря 1701

Се­куля­риза­ция кресть­ян и зе­мель

Лик­ви­дация фи­нан­со­вой ав­то­номии цер­кви.

Уве­личе­ние эф­фектив­ности ис­поль­зо­вания зе­мель и на­лого­вых пос­тупле­ний

Цер­ковные кресть­яне и зем­ли пе­реда­ны в уп­равле­ние к вос­ста­нов­ленно­му Мо­нас­тыр­ско­му при­казу, до­ходы пе­речис­ля­лись в каз­ну из ко­торой по стро­го ус­та­нов­ленным шта­там вып­ла­чива­лись ок­ла­ды преж­ним вла­дель­цам (мо­нас­ты­рям и цер­квям)

30 де­каб­ря 1701

Зап­ре­ты ка­са­ющи­еся мо­нашес­тва

Сни­жение чис­ла мо­нахов

Зап­ре­ты на стро­итель­ство но­вых мо­нас­ты­рей, на вла­дение мо­наха­ми угодь­ями и вот­чи­нами, на пос­три­жение в мо­нахи по собс­твен­но­му же­ланию (без раз­ре­шения мо­нас­тыр­ско­го при­каза). Так­же, для ус­та­нов­ле­ния шта­та мо­нас­ты­рей — пе­репись на­ходя­щих­ся в них мо­нахов

 1711 год

Кон­троль со сто­роны Се­ната над де­лами цер­кви

Ог­ра­ниче­ние ад­ми­нис­тра­тив­ной сво­боды цер­кви

Соз­данный в 1711 го­ду Пра­витель­ству­ющий Се­нат по­лучил в уп­равле­ние цер­ковные де­ла — наз­на­чение ар­хи­ере­ев, стро­итель­ство цер­квей, оп­ре­деле­ние шта­та при­ходов и раз­ре­шения ин­ва­лидам се­лить­ся в мо­нас­ты­рях.

 1716 год

Указ об ог­ра­ниче­нии чис­леннос­ти свя­щен­ни­ков и дь­яко­нов

Уве­личе­ние эф­фектив­ности ис­поль­зо­вания че­лове­чес­ких ре­сур­сов

Борь­ба со «странс­тву­ющи­ми свя­щен­ни­ками» — слу­жите­ли прик­репля­ют­ся к оп­ре­делен­но­му при­ходу. Без

1717-1720 го­ды

Под­го­тов­ка глав­ной час­ти ре­фор­мы

Петр I стре­мил­ся зак­ре­пить собс­твен­ный ста­тус пол­ноправ­но­го са­модер­жца и мак­си­маль­но ин­тегри­ровать цер­ковь в ад­ми­нис­тра­тив­ный ап­па­рат го­сударс­тва

Фе­офан Про­копо­вич, по при­казу ца­ря, за­нима­ет­ся раз­ра­бот­кой про­ек­та соз­да­ния Ду­хов­ной Кол­ле­гии.

25 ян­ва­ря 1721 го­да

из­да­ние ду­хов­но­го рег­ла­мен­та и ма­нифес­та об уч­режде­нии Ду­хов­ной Кол­ле­гии и соз­да­ние Пра­витель­ству­юще­го Си­нода

Фак­ти­чес­кое уп­раз­дне­ние пат­ри­ар­шес­тва и вве­дение но­вого выс­ше­го цер­ковно­го ор­га­на — Свя­тей­ше­го пра­витель­ству­юще­го Си­нода

Каж­дый из 12-ти чле­нов но­во­об­ра­зован­но­го Си­нода пе­ред вступ­ле­ни­ем в дол­жнос­ти обя­зан был при­нес­ти при­сягу ца­рю.

14 фев­ра­ля 1721

Мо­нас­тыр­ский при­каз пе­рехо­ди под уп­равле­ние Си­нода 

Ве­дение от­четнос­ти и уве­личе­ние на­лого­вых пос­тупле­ний

Под­кон­троль­ный Пет­ру I Си­нод обя­зывал­ся сле­довать ус­та­нов­ленным нор­мам и все средс­тва, ос­тавши­еся пос­ле вып­лат шта­ту, пе­реда­вать в го­сударс­твен­ную каз­ну.

28 ап­ре­ля 1722 го­да

Вве­дение над­зорно-ох­ра­нитель­ной фун­кции цер­кви

 

Борь­ба с про­тив­ни­ками влас­ти

Из­да­но пос­та­нов­ле­ние Си­нода  в ко­тором свя­щен­нослу­жите­лям вме­нялось в обя­зан­ность на­рушать тай­ну ис­по­веди, ес­ли у них бы­ла воз­можность со­об­щить ка­кие-ли­бо важ­ные для го­сударс­тва све­дения.

11 мая 1722 го­да

Вве­дение при Си­ноде дол­жнос­ти обер-про­куро­ра

До­пол­ни­тель­ный кон­троль за Си­нодом и пре­дот­вра­щение при­нятия ре­шений не сог­ла­сован­ных с Пет­ром I

Обер-про­курор от­чи­тывал­ся не­пос­редс­твен­но пе­ред ца­рем и яв­лялся его «оком го­суда­ревым и стряп­чим о де­лах го­сударс­твен­ных».

Суть и значение церковной реформы Петра I

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.

Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 чиновников, из которых три непременно должны были носить сан архиерея.

Перед вступлением в определённую ему должность, каждый член Синода, должен был принести присягу и поклясться в верности служения царствующему государю и его преемникам, обязывались доносить заблаговременно об ущербе его величества интереса, вреде или убытке.

11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору. Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Обер-прокурор подлежал суду только государя. Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле.

Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I. Активная борьба с нищенством, распределение численности священнослужителей и монахов в зависимости от количества прихожан и распространение единых налогов и рекрутских наборов на церковных крестьян — все эти меры превращали церковные службы в еще один институт, очередной и полностью зависимый от императора винтик в общем механизме страны.

Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.

Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви

Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.

Итоги и результаты реформы Церкви

  • Фактически ликвидирована должность Патриарха

  • Церковь начала терять финансовую и административную автономию

  • Снижено количество монахов и монастырей

  • Увеличено число налогов

  • Производятся рекрутские наборы из церковных крестьян




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!