Реформы Петра I в отношении Церкви - упразднение патриаршества
Церковная реформа — комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами. Одним из главнейших преобразований стала фактическая ликвидация должности Патриарха и утверждение 25 января 1721 года нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода, или Духовной Коллегии.
Схема церковной реформы
Причины и предпосылки
Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.
Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.
Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.
Цели и задачи
Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.
Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.
Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.
Таблица «Содержание и ход церковной реформы»
Год/Событие | Цель | Содержание |
1700 Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» | Не допустить избрания нового Патриарха после смерти Патриарха Адриана. | Царь лично назначил на новую должность митрополита Стефана Яворского. |
24 января 1701 Секуляризация крестьян и земель | Ликвидация финансовой автономии церкви. Увеличение эффективности использования земель и налоговых поступлений | Церковные крестьяне и земли переданы в управление к восстановленному Монастырскому приказу, доходы перечислялись в казну из которой по строго установленным штатам выплачивались оклады прежним владельцам (монастырям и церквям) |
30 декабря 1701 Запреты касающиеся монашества | Снижение числа монахов | Запреты на строительство новых монастырей, на владение монахами угодьями и вотчинами, на пострижение в монахи по собственному желанию (без разрешения монастырского приказа). Также, для установления штата монастырей — перепись находящихся в них монахов |
1711 год Контроль со стороны Сената над делами церкви | Ограничение административной свободы церкви | Созданный в 1711 году Правительствующий Сенат получил в управление церковные дела — назначение архиереев, строительство церквей, определение штата приходов и разрешения инвалидам селиться в монастырях. |
1716 год Указ об ограничении численности священников и дьяконов | Увеличение эффективности использования человеческих ресурсов | Борьба со «странствующими священниками» — служители прикрепляются к определенному приходу. Без |
1717-1720 годы Подготовка главной части реформы | Петр I стремился закрепить собственный статус полноправного самодержца и максимально интегрировать церковь в административный аппарат государства | Феофан Прокопович, по приказу царя, занимается разработкой проекта создания Духовной Коллегии. |
25 января 1721 года издание духовного регламента и манифеста об учреждении Духовной Коллегии и создание Правительствующего Синода | Фактическое упразднение патриаршества и введение нового высшего церковного органа — Святейшего правительствующего Синода | Каждый из 12-ти членов новообразованного Синода перед вступлением в должности обязан был принести присягу царю. |
14 февраля 1721 Монастырский приказ переходи под управление Синода | Ведение отчетности и увеличение налоговых поступлений | Подконтрольный Петру I Синод обязывался следовать установленным нормам и все средства, оставшиеся после выплат штату, передавать в государственную казну. |
28 апреля 1722 года Введение надзорно-охранительной функции церкви | Борьба с противниками власти | Издано постановление Синода в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения. |
11 мая 1722 года Введение при Синоде должности обер-прокурора | Дополнительный контроль за Синодом и предотвращение принятия решений не согласованных с Петром I | Обер-прокурор отчитывался непосредственно перед царем и являлся его «оком государевым и стряпчим о делах государственных». |
Суть и значение церковной реформы Петра I
Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.
Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода
Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.
25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.
Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 чиновников, из которых три непременно должны были носить сан архиерея.
Перед вступлением в определённую ему должность, каждый член Синода, должен был принести присягу и поклясться в верности служения царствующему государю и его преемникам, обязывались доносить заблаговременно об ущербе его величества интереса, вреде или убытке.
11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору. Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Обер-прокурор подлежал суду только государя. Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле.
Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I. Активная борьба с нищенством, распределение численности священнослужителей и монахов в зависимости от количества прихожан и распространение единых налогов и рекрутских наборов на церковных крестьян — все эти меры превращали церковные службы в еще один институт, очередной и полностью зависимый от императора винтик в общем механизме страны.
Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.
Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви
Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.
Итоги и результаты реформы Церкви
Фактически ликвидирована должность Патриарха
Церковь начала терять финансовую и административную автономию
Снижено количество монахов и монастырей
Увеличено число налогов
Производятся рекрутские наборы из церковных крестьян