СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России. "Раскол в Русской православной церкви"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России 7 класса  разработан к учебнику Е, В. Пчёлова по ФГОС. Цель: формирование общих представлений о сущности церковной реформы патриарха Никона... 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России. "Раскол в Русской православной церкви"»

Конспект урока истории. 7 класс

Тема урока: «Раскол в Русской православной церкви»

Цель урока: формирование общих представлений о сущности церковной реформы патриарха Никона, причинах раскола и феномене старообрядчества. Оценка личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Задачи:

  • образовательная: обеспечить усвоение учащимися того, что к середине XVII в. Русская Православная церковь в силу разного рода причин находилась в состоянии кризиса, проявившегося в падении «древнего благочестия», уменьшении ее авторитета, что входило в противоречие с идеологией «Москва – третий Рим» и с процессом становления абсолютизма в России, ответом на что стало проведение церковью и государством реформы, имевшей неоднозначные последствия;

  • воспитательная: продолжить формирование толерантности;

  • развивающая: продолжить формирование навыков работы с историческим источником и навыков работы в группе.



Планируемые результаты:

- предметные: овладение основными понятиями темы. Знание основных дат. Умение характеризовать проведённые патриархом Никоном реформы и определять причины противостояния между сторонниками и противниками этих реформ. Умение объяснять сущность конфликта между патриархом и царём.

- метапредметные: развитие умения анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи между событиями, вести диалог и дискуссию, осуществлять целеполагание; развитие монологической речи;

- личностные: понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества .Оценка личностей Никона и Аввакума с морально-этической точки зрения.

Формы и методы работы используемые для изучения нового материала:

  • рассказ учителя;

  • беседа (сообщающая и эвристическая);

  • работа с историческим источником;

  • работа в группах и презентация результатов в виде короткого устного ответа;

  • заполнение таблицы;

  • выступления обучающихся.

Оборудование: проектор и экран, презентация к уроку, материалы к уроку: документы, краткие тексты биографий исторических личностей (Никона и Аввакума), учебник «История России XVI-XVII века», автор – Е. В. Пчелов.

Технологии: проблемное обучение, дифференцированное обучение, развивающее обучение.

Ход урока

1. Организация детей на работу.

II. Целеполагание.


Учитель: (НА СЛАЙДЕ КАРТИНА В.И. СУРИКОВА «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»)

Взгляните внимательно на эту картину.

Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.

Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?

Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему: «Раскол в Русской православной церкви»

III. Изучение нового материала.

Беседа

- Как вы понимаете слово «раскол»?

- Он имеет положительное или отрицательное значение? –

- Что может «расколоться»?

Действительно, для понимания последующих событий, а ещё – для того, чтобы знать, что несёт обществу любой раскол, к чему он ведёт необходимо погрузиться в историю.

- Что нам нужно узнать, чтобы понять эти события? Прежде всего, причины.

Прочитаем исторический источник и ответим на вопросы


«Государство готовилось воевать с Польшей, свести с ней затянувшиеся со Смутного времени счеты и сдержать прикрытый ее флагом католический натиск на западную Русь…Готовясь к борьбе, русское церковное общество насторожилось, спешило прибраться, почиститься, собраться с силами, внимательнее присмотреться к своим недостаткам: издаются строгие указы против суеверий, языческих обычаев в народе, безобразного провождения праздников, против кулачных боев, зазорных игрищ, пьянства и невежества духовенства, против беспорядков в богослужении. … в Московском государстве нет церкви божией, если под церковью разуметь церковно-иерархическую дисциплину и богослужебный порядок. Здесь царили безнарядье и бесчиние. Набожная, выдержанная в церковности русская паства скучала долгим стоянием в храме. Угождая ей, духовенство самовольно ввело ускоренный порядок богослужения: читали и пели разное в два, в три голоса или одновременно дьячок читал, дьякон говорил ектению, а священник возгласы, так что ничего нельзя было разобрать, лишь бы было прочитано и спето все положенное по служебнику. Еще Стоглавый собор строго воспретил такое многогласие; но духовенство не слушалось соборного постановления… Высшие пастыри церкви боялись своей паствы и даже подвластного духовенства, а паства ни во что не ставила своих пастырей...»

«До патриарха Никона русское церковное общество было единым церковным стадом с единым высшим пастырем; но в нем в разное время и из разных источников возникли и утвердились некоторые местные церковные мнения, обычаи и обряды, отличные от принятых в церкви греческой, от которой Русь приняла христианство».

«Незадолго до вступления Никона на патриаршую кафедру случилось событие, указывавшее на такую опасность. На Афоне монахи всех греческих монастырей, составив собор, признали двуперстие ерестью, сожгли московские богослужебные книги, в которых оно было положено, и хотели сжечь самого старца, у которого нашли эти книги».

В.О. Ключевский. Курс русской истории

  1. Какие проблемы существовали в церковной среде?

  2. Что было не так с обрядами и книгами?

  3. Как проходила церковная служба?

Учитель: Выделив причины, как вы думаете, что предпримет Алексей Михайлович для поднятия престижа РПЦ и укрепления связей между православными церквами, учитывая роль РПЦ в жизни общества? (Реформы)

- Какие? Как? Кто будет их проводить?



Мы проанализируем саму реформу. На слайде представлено её содержание.

- Значительные ли изменения она несла?

Реформа по сути мало что меняла, но общество резко раскололось на 2 части – те, кто за и кто против реформы.

Проблемные вопросы: если реформа мало что меняла, почему так много людей выступило против неё?

Почему эта реформа расколола общество?

Попробуем ответить на эти вопросы, но для этого нужно поработать.

Два человека, между которыми возник непримиримый спор в ходе этой реформы – патриарх Никон и протопоп Аввакум. Кто такой протопоп? Найдите объяснение в тексте учебника.

Чтобы ответить на главный наш вопрос, нам нужно определиться, кто из них прав? Проблемный вопрос: кто прав – Никон или Аввакум?

Поиск информации для ответа на вопросы

Предлагаю задания на выбор:

А) найти основные даты и события раскола в тексте учебника, выписать и составить хронику событий.

Б) отвечать на вопросы на карточках письменно (карточки с вопросами см. материалы к уроку)

В) работать устно и с документами (см. «Материалы к уроку»)

Физкультминутка

(Выступления уч-ся по вопросам документов)

Составление таблицы.

Найдите доказательства правоты Никона и Аввакума в тексте документов.

Составление таблицы

Патриарх Никон

Протопоп Аввакум

Что общего между ними?


В чём прав?



В чём не прав?




Отвечаем и доказываем свою точку зрения. Наиболее вероятный ответ: ни один из них не прав. Почему? Один – действовал слишком быстро, насильственными методами. Второй – упорно стоял на своём, и гибли люди. А кто из них вызывает у вас большее сочувствие? Почему?

Ответы на проблемные вопросы

Настало время ответить на главный проблемный вопрос. Вспомним его.

Проблемный вопрос: если реформа мало что меняла, почему так много людей выступило против неё?

Почему эта реформа расколола общество?

- Ученики отвечают, доказывая свою точку зрения примерами: реформа была проведена насильственно, резко, с использованием слишком жёстких методов. Изменения коснулись духовной сферы, вторжение в которую всегда очень болезненно для людей.

А можем мы ответить теперь на вопрос:

- Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова? Ответы учащихся)

III. Закрепление нового материала. (Тест)

IV. Итог урока.

Обсуждение оценок за урок.

Рефлексия

В заключение ученикам предлагается продолжить незаконченные предложения (можно выбрать любое)

- Я думаю, что эта тема…

- У меня возникло чувство…

- Я не понял(а)…

- На судьбе России раскол отразился…

Домашнее задание: П. 21.выучить даты и понятия по теме или подготовить (по желанию, на выбор) рассказ о патриархе Никоне, протопопе Аввакуме, старообрядцах, Судьбе боярыни Морозовой.

Вопрос 7 по желанию.









Вопросы:


  1. Как проводил свои нововведения патриарх Никон?

  2. Как к реформе отнеслись люди – духовенство и миряне?

  3. Кого стали называть старообрядцами или раскольниками?

  4. Из-за чего патриарх Никон поссорился с царём?

  5. Кто был среди старообрядцев?

---------------------------------------------------------------------------------------------------


Словарь урока (можно заранее разложить на парты)


Духовник – доверенное лицо, с которым делятся самым сокровенным и просят совета.

Благочестие – почитание Бога, соблюдение предписаний религии.

Протопоп – старший священник.

Старообрядцы (раскольники, староверы) – люди, не принявшие реформы Никона, придерживавшиеся старых обрядов.

Скит – поселение старообрядцев.

Приложение 1

«Их (ревнителей) тревожило падение авторитета церковнослужителей, они пытались поднять роль церкви в духовной жизни населения. Ревнители выступали противниками многогласия в церковном обиходе, когда в целях ускорения богослужения одновременно с произнесением молитв пели псалмы, считали необходимым искоренять широко распространенные в народе языческие игрища и суеверия.

Предложения ревнителей нисколько не противоречили намерениям руководителей церкви. Так, патриарх Иосиф отмечал, что монастырские старцы «о церковном пении и благочинии не радеют», ему было хорошо известно о разгульной жизни монахов: от «пьяного питья монастыри оскудели и общежительство и монастырский чин разрушается».

… на необходимости исправления богослужебных книг и установлении единообразия церковной службы настаивали правительство в лице царя Алексея Михайловича и его окружения, ревнители древнего благочестия, патриарх Иосиф и сменивший его патриарх Никон. Единство мнений исчезало, как только речь заходила о способах претворения этих идей в жизнь…

Ревнители считали, что образцами, по которым надлежало исправлять тексты, должны быть древнерусские рукописные книги, переведенные с греческого языка еще в то время, когда Византия сохраняла политическую независимость. По мнению ревнителей, книги, напечатанные или переписанные греками после падения Константинополя (1453), «все растленны суть и римских ересей наполнены», греческое «православие пестро стало от насилия турского Магомета», напротив, «в нашей России у благочестивых князей и царей все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна».

На поверку, однако, оказалось, что совершенно одинаковых древнерусских текстов не существовало. Тогда решено было за образец взять греческие оригиналы. Тексты богослужебных книг, заново переведенных с греческого специально приглашенными в Москву учеными богословами и напечатанных по указанию патриарха Никона, отличались от старых малозначительными разночтениями»

Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века

  1. Каково было отношение к предстоящей реформе ревнителей, государства, руководителей церкви?

  2. В чем расходились ревнители и руководители церкви?

Приложение 2

«Из русских людей XVII в. я не знаю человека крупнее и своеобразнее Никона. Но его не поймешь сразу: это - довольно сложный характер и прежде всего характер очень неровный. В спокойное время, в ежедневном обиходе он был тяжел, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив. Но это едва ли были его настоящие, коренные свойства. Он умел производить громадное нравственное впечатление, а самолюбивые люди на это неспособны. За ожесточение в борьбе его считали злым; но его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если замечал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами Никон был жесток. Но он забывал все при виде людских слез и страданий; благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него не столько долгом пастырского служения, сколько безотчетным влечением доброй природы. По своим умственным и нравственным силам он был большой делец, желавший и способный делать большие дела, но только большие. Что умели делать все, то он делал хуже всех; но он хотел и умел делать то, за что не умел взяться никто, все равно, доброе ли то было дело или дурное... Никон принадлежал к числу людей, которые спокойно переносят страшные боли, но охают и приходят в отчаяние от булавочного укола. У него была слабость, которой страдают нередко сильные, но мало выдержанные люди: он скучал покоем, не умел терпеливо выжидать; ему постоянно нужна была тревога, увлечение смелою ли мыслью или широким предприятием, даже просто хотя бы ссорой с противным человеком».

В.О. Ключевский. Курс русской истории

  1. Какими личными качествами обладал Никон?

  2. Почему именно его Алексей Михайлович сделал исполнителем реформы?



Приложение 3

«До патриарха Никона русское церковное общество было единым церковным стадом с единым высшим пастырем; но в нем в разное время и из разных источников возникли и утвердились некоторые местные церковные мнения, обычаи и обряды, отличные от принятых в церкви греческой, от которой Русь приняла христианство. Таковы были двуперстное крестное знамение, образ написания имени Исус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождениепосолонь, т. е. по солнцу (от левой руки к правой, обратившись лицом к алтарю), в некоторых священнодействиях, например, при крещении вокруг купели или при венчании вокруг аналоя, особое чтение некоторых мест символа веры ("царствию его несть конца", "и в духа святого,истинного и животворящего"), двоение возгласа аллилуия. Некоторые из этих обрядов и особенностей были признаны русской церковной иерархией на церковном соборе 1551 г. и таким образом получили законодательное утверждение со стороны высшей церковной власти».

В.О. Ключевский. Курс русской истории

Приложение 4

«При таком трудном положении русского духовенства во второй половине XVII века, в эпоху народного поворота на новый исторический путь, вместо поддержки о разных сторон — удары. Так, сильный удар нанесло ему Никоново дело65. По-видимому, перед началом трудного времени история хотела дать духовенству могущественного вождя, который бы помог ему сдержать напор неблагоприятных обстоятельств и выйти с победою из борьбы. В самом деле, со времен митрополита Алексия русская церковь никогда еще не была в таком выгодном положении касательно значения своего верховного пастыря, как во времена Никона. Молодой, мягкий по природе благочестивейший не по одному титулу царь вполне подчиняется энергическому патриарху. Но это самое положение, это обилие материальных мирских средств и заключает в себе причину падения •Никона, который, как человек плоти и крови, не выдержал искушения, прельстился предложением царств и пал. Никон позволил себе принять роковой титул «великого государя», т. е. главного хозяина, главного правителя страны, титул, не могший иметь никакого отношения к значению патриарха; титул, прямо указывавший на двоевластие, на то, что два хозяина в доме, и влекший необходимо к столкновению между ними, тем более что Никон по природе своей не мог быть только титулярным великим государем. Патриаршество, высокое духовное значение стало для Никона на втором плане, он бросился на мирскую власть, захотел быть настоящим великим государем, столкнулся необходимо с другим великим государем, настоящим, законным, и проиграл свое дело, потому что стал в видимо для каждого незаконное положение. Поведение Никона с минуты отречения представило ряд скандалов, ронявших все более и более бывшего патриарха, который совершенно потерял из виду церковь, патриаршество и хлопотал только о том, чтоб ему, Никону, если нельзя возвратить вполне все прежнее, то по крайней мере удержать как можно больше из своего прежнего значения, из прежних материальных выгод; но в каком бы печальном состоянии ни находилось общество, все же оно не могло не оттолкнуться от человека, который великое общественное дело совершенно превратил в личное. Никон проигрывал свое дело тем, что вел борьбу с Алексеем Михайловичем, которого благочестие и благоговейное уважение к церковным властям было хорошо всем известно, и тем сильнее бросалась в глаза печальная противоположность между мягкостью представителя светской власти и жестокостью представителя власти духовной, архиерея, монаха, который скорее всякого воеводы готов был давать чувствовать свою власть и силу».

С.М. Соловьев «История России с древнейших времен»

  1. Что такое «Никоново дело»?

  2. Почему произошел разлад между царем и патриархом?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!