СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России: "Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России: "Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России: "Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКА КРЫМ













ТЕМА УРОКА

Социально-экономическое развитие России

во второй четверти XIX века

(9 класс)







Разработчик

Залуцкая Г.Я.,

учитель истории

















Симферополь

2019




Тема: Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX века.

Цели:

- сформировать понимание учащимися кризиса феодально-крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отживавшего феодального строя более прогрессивным – капиталистическим;

- развивать умения работы с картой, историческими источниками, обсуждать проблемные вопросы.


Задачи:

- сформулировать проблемный вопрос урока

- рассмотреть социально-экономическое развитие России в 30 – 50 гг. XIX в. (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, дороги, торговля, изменение сословий и классов)

- оформить карту урока («экономическое дерево»)


Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: 

«промышленный переворот», «капитализм», «феодализм», «крепостное право».


Оборудование: мультимедийный проектор, атласы, схемы, исторические источники, карта урока «экономическое дерево».


Ход урока

1. Организационный момент

А) приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.


Б) Введение в тему:

- Выполните задание для проверки ваших знаний по социально-экономическому развитию России в начале XIXв. (приложение 1)

- Назовите, что входит в понятие «социально-экономическое развитие» (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, дороги, торговля, социальные группы – сословия и классы).

- Вы уже догадались, чему будет посвящена наша тема урока? (примерный ответ: социально-экономическое развитие России).

Дополняю:

- Запишите в тетради число на полях и тему занятия «Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIXв.» (слайд 1).

-Обозначьте проблему занятия (на доске две буквы «Ф.» и «К.») и запишите ее на карте «экономическое дерево» (у каждого на парте, приложение 2)

В) Обсуждение с планом работы (рассматриваемые вопросы, схемы, карта урока, слайд 2).

Предложение делать краткие записи, схемы приветствуются (с/х - способы ведения хозяйства, промышленность – виды отраслей, транспорт и дороги)

2. Изучение новой темы.

Беседа с классом.

Посмотреть на репродукцию картины Алексея Гавриловича Венецианова «Утро помещицы» (слайд 3)

Вопрос: - Какое социальное положение занимают люди, изображенные на картине? Какое отношение имеет к нашему уроку? (должны назвать дворянство) (слайд 4)

- А каких взглядов они в большинстве придерживались? (на доске в случае затруднения слова «консервация», «реформа», «революция» - что значит консервативные, либеральные и революционные взгляды; данная тема была изучена по курсу «Всемирная история», должны назвать помещики – консерваторы, за сохранение существующего строя).

Предлагаю записать данный вывод (примерно: помещики в первой половине XIXв большинстве консерваторы) в тетради и запомнить (ещё пригодится по ходу урока).

- Рассмотрев экономику России во второй четвертиXIX века, нам нужно будет еще выяснить, почему хозяйственные вопросы живо интересовали (как никогда) дворянство того времени?

- Для того, чтобы узнать обо всех изменениях в экономической и социальной жизни России во второй четверти XIX века, необходимо исследовать сильные и слабые стороны развития:

сельского хозяйства, промышленности, транспорта, внешней и внутренней торговли.


1. Противоречия хозяйственного развития.

Вступительное слово учителя.

- На протяжении всего урока мы будем работать с понятиями, на которых строится тема урока. Посмотрите на эти сигнальные буквы (записано на доске): «П.П.», «К.», «Ф.», «КР.П.». Что это за термины?(примерный ответ: «промышленный переворот», «капитализм» (система капитализма), «феодализм» (феодальная система), «крепостное право»).

Беседа с классом.

Давайте вспомним:

- Какой строй мы называем капиталистическим? Каковы его характерные черты?

- Чем капитализм отличается от феодализма, почему он является более прогрессивным строем?

- С чем чаще связан феодализм – с с/xилиcпромышленностью?

- Почему развитие с/x– «больная тема» для правительства? (должны выйти на проблему существования крепостного права в России и ее пагубности в развитии экономики).


2. Сельское хозяйство.

Объяснение учителя.

- Особенностью социально-экономического развития России данного периода является одновременное существование двух экономических укладов: господствующего феодально-крепостнического и активно развивавшегося капиталистического.

- Рассмотрим сначала развитие сельского хозяйства (исходя из проблемы). На листе «План действий» вам предложены вопросы, рассматривая которые можно проследить динамику развития с/х (слайд 5)

Беседа с классом.

Работа по карте.

- По карте найдите и назовите основные сельскохозяйственные районы России в первой половине XIXв.? На какие две группы можно разделить все земли?(черноземные и нечерноземные).

- Дайте краткую характеристику черноземных и нечерноземных земель (урожайность, какие феодальные повинности несли крестьяне, отходничество где было развито более)


- Какие способы введения хозяйства вы знаете? Возможна подсказка при затруднении – что необходимо сделать для повышения урожайности? (должны назвать удобрения, машины, увеличение пахотных земель. И в итоге экстенсивный и интенсивный способ).

- Какой способ требует больших денежных вложений? И какой способ будут выбирать помещики? (должны назвать экстенсивный).

- Обоснуйте почему? (помещики – консерваторы в большинстве).

Предлагаю записать: В России был более распространен экстенсивный путь развития с/х, т.к., помещики – консерваторы в большинстве.

Для наглядного закрепления показываю картину А.Г. Венецианова На пашне (слайд 6) для обсуждения уровня развития сельского хозяйства в XIXв.

- Теперь ознакомьтесь с предложенными документами по с/х и ответьте на вопросы к ним.

Работа с документами.

Документ 1.

Крестьянский, или иначе аграрный, вопрос – это главный, всегда животрепещущий вопрос российской действительности. При Николае I земля в основной своей массе по-прежнему не является собственностью крестьян, работающих на ней. Известный русский историк В. О. Ключевский в одной из статей приводит данные VIII ревизии, произведенной в 1836 году. Согласно этим данным население России составляло около 52 млн. чел. Сельское население по-прежнему преобладало численностью над остальными, а именно в составе его считалось до 25 млн. крепостных крестьян, принадлежавших или дворянам, или некоторым благотворительным или учебным заведениям, или частным фабрикам и заводам; крестьян государственных с удельными (дворцовыми) считалось 17 млн. чел. На все остальные классы, следовательно, приходилось миллионов 9 – 10.

Так как всюду господствовал крепостной принцип, то и казенные крестьяне относились к дворянским исправникам или коронным чиновникам почти так же, как крепостные крестьяне к своему господину. Крепостные крестьяне продолжают оставаться предметом купли-продажи. Крестьяне боролись с этой несправедливостью, как могли.


Вопрос: О чем говорит динамика крестьянского движения в России в первой половине XIX века? (Волна протеста все нарастала и грозила захлестнуть всю страну).


Объяснение учителя.

- Николай I осознавал необходимость разрешения крестьянского вопроса для предотвращения революционного взрыва, создал более десяти секретных комитетов, которые пытались решить проблему, не затрагивая основ крепостничества.

Так, 2 апреля 1842 года Николаем I был издан указ об «обязанных крестьянах», разработанный Павлом Дмитриевичем Киселевым.


Документ 2.

Указ об обязанных крестьянах. 1842 г.

Желая, в общих видах государственной пользы, чтобы, при заключении таковых условий, принадлежащие помещикам земли, как вотчинная собственность дворянства, охранены были от отчуждения из владения дворянских родов, мы признали за благо … предоставить тем помещикам, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежавшие им полное право вотчинной собственностью на землю, со всеми ее угодьями и богатствами…, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности…:

повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, обрабатыванием помещичьей земли или другою работою.

  1. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.


Вопрос: Чьи интересы выражал этот указ? Что получали крестьяне согласно этому указу?

Как вы думаете, много ли помещиков воспользовались этим указом, освобождая крестьян из крепостной неволи? Почему? (примерный ответ: помещики – консерваторы, ничего не хотели менять)


Объяснение учителя.

До реформы 1861 года было освобождено лишь немногим более 27 тыс. крестьян. Но повсеместного развития использование труда вольнонаемных людей не получили. Одна из причин – нехватка свободных рабочих рук. Большинство помещиков вело свое хозяйство по старинке. Единственным средством повышения доходов они считали увеличение оброка и барщины. А это вело к разорению все новых крестьянских хозяйств, и в свою очередь вело к разорению помещичьих хозяйств.

Однако развитие товарно-денежных отношений неуклонно вело к повышению побудительных причин для развития крестьянского производства. В деревне происходит расслоение крестьянства. Наряду с бедняками, появляется слой «капиталистых» крестьян – крестьян, имевших капитал и занимающихся предпринимательством. Они занимались торговлей, вкладывали деньги в производство, занимались ростовщичеством, предоставляли деньги в долг с взиманием с должника процентов с предоставленной суммы). Многие из богатых крестьян выкупались на свободу. Яркими примерами могут служить предпринимательские династии Морозовых, Гарелиных и др.


Документ 3.

Мнение князя Б.Ю. Юсупова о неграмотности в среде крестьян: «Знаю из опыта, что крестьянину грамота не приносит сущей пользы… желаю, чтобы мои подданные передавали своим детям только правила доброй нравственности и знание всех отраслей землепашества».


Вопрос: Выскажите свое мнение относительно того, надо ли было обучать крестьян в России грамоте? И как дворяне-помещики относились к крестьянам?


Выводы по с/х:

Какие проблемы существовали в развитии с/х? (примерный ответ: К середине XIXв. становилось очевидным, что с/х, основанное на помещичьем землевладении и на труде крепостных, себя изживает. В условиях расширяющегося товарного производства требовались решительнее преобразования в деревне. И это не могло не волновать консервативных по взглядам помещиков, которые разорялись, поскольку не были готовы к таким изменениям.

Предлагаю записать: 30 – 50 гг. XIXв. – время кризиса c/x, основанного на крепостном труде. Помещики перед выбором – разорение или переход на товарный тип хозяйства. Крепостному праву нет места.


Объяснение учителя.

Однако эти явления вовсе не означали экономического упадка или развала экономики страны. Наоборот, 30 - 50-ые годы были временем развития и промышленности, и сельского хозяйства. В это время в России начинается промышленный переворот («П.П.») (слайд 7).

Предлагаю записать: 1830 - 50-ые - начало промышленного переворота («П.П.») в России.


3. Начало промышленного переворота.

Беседа с классом.

- Ребята, вспомните, какой процесс называют промышленным переворотом? (промышленный переворот – это процесс перехода от мануфактурной промышленности к фабрично-заводскому производству, т. е. замена ручного труда машинным).

- Что входит в понятие промышленность? Какие виды знаете? (легкая и тяжелая).

-Развитие экономики с каким больше связано? (для экономического роста)

- Назовите отрасли тяжелой промышленности? (слайд 8)

Работа по карте.

Найдите и назовите виды предприятий, существовавших в России в первой половине XIXв. (называют среди прочих металлургические) и вопрос – а для чего металл нужен? (железные дороги)


Объяснение учителя.

- С середины 30-х гг. началось железнодорожное строительство.

Предлагаю записать: 1830-е гг. – начало ж/д строительства.

- Почему возник вопрос о строительстве железных дорог? (Николай I побывал в Англии, где ж/д играли существенную роль в экономическом развитии страны, и русский царь загорелся идеей ж/д в России)

- Теперь ознакомьтесь с предложенным документом по промышленности и ответьте на вопросы к ним.

Документ 4.

Почему возник вопрос о железных дорогах?

Не случайно управляющий Санкт-Петербургской конторой Павел Данилович Данилов так живо заинтересовался затеей Черепановых. Иные времена наступили на белом свете! В минувшем XVIII веке Россия по выплавке чугуна занимала первое место в мире. Но сейчас, в 19 столетии, произошли огромные изменения. Англия значительно опередила нашу страну. Меркла слава знаменитого демидовского железа с клеймом “Старый соболь”. Что же случилось за эти годы? Урал ведь не оскудел рудами, леса для пожога угля – необозримый океан, и не перевелись на далеком Каменном Поясе золотые руки, умеющие плавить чугун! А между тем техническая отсталость и каторжные условия крепостного труда губительно отразились на развитии уральской промышленности. Кроме того, первобытные топкие грунтовые дороги стали большой помехой в торговле. Из-за дороговизны и медленности перевозок на все хозяйственные предметы неимоверно выросли цены. На Урале пуд железа стоил на заводе 89 копеек, а поставленный в Нижний Новгород на Макарьевскую ярмарку, продавался по рублю две копейки…Вот почему на западе нашего государства крестьянские савраски редко подковывались: не под силу было обедневшему русскому мужику приобрести дорогостоившую подкову. Колеса у телег не обтягивались железными шинами, оси ставились деревянные. Еще разительнее росли цены на хлеб. В Саратове рожь стоила около рубля, а в Прибалтике цена ее поднималась выше четырех рублей.

Доставка продуктов баржами по водному пути тоже не обеспечивала потребности страны. Перевозки товаров в столицу по Волге тянулись две навигации. Обычно караваны барок отстаивались в Рыбинске или Твери, а весной следовали дальше. Купцам это было невыгодно: ждущий полгода новой навигации груз лежал мертвым капиталом.

… В газетах и журналах запестрели статьи о паровых перевозках. Противниками железных дорог выступали министры, помещики и даже главноуправляющий путями сообщения Толь. Он заявлял, что “в России быстрая и срочная доставка по большей части не нужна”.

Многое из того, что происходило, демидовский управитель Данилов не понимал. Но одно ему было ясно: постройка железных дорог потребует огромного количества железа. А где его брать, как не на Урале? На то и существуют демидовские заводы, чтобы поставлять железо! Поэтому Данилов так охотно одобрил планы Черепановых.

Федоров Е. Черепановы // Федоров Е. Избранное. Л. , 1958. Т. 1.


Вопросы: Как вы оцениваете необходимость строительства в России железных дорог? Кто, по-вашему, мог быть противником их строительства?


Объяснение учителя.

- 10 октября 1837 года состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги (рисунок в учебнике на стр. 70). Поезд на паровой тяге прошел расстояние от Петербурга до Царского Села за 35 минут.

Предлагаю записать: «1837 г. – строительство первой ж/дПетербург – Царское Село. 1851 г.- Петербург – Москва».

- Первое время на паровой тяге поезда ходили лишь по праздникам, а в остальные дни – на конной. С 4 апреля 1838 года движение до Царского Села стало исключительно паровым. На дороге работали шесть паровозов, купленных за границей. Каждый из них имел свое название: «Проворный», «Стрела», «Богатырь», «Слон», «Орел», «Лев». 22 мая 1838 года открылось движение на железнодорожной ветке Петербург-Павловск. А в 1851 году была открыта Николаевская железная дорога, соединившая Петербург с Москвой. Однако по-прежнему отдаленные районы страны с центром связывали водные пути.

И все же, начало промышленного переворота еще не смогло привести к преодолению технико-экономического отставания России от ряда стран Западной Европы, возникшего в конце XVIII – начале XX века.


Беседа с классом.

- Из курса «Всемирной истории» вы знаете, что «П.П.» кроме технической стороны имеет и другую – какую? (социальная)

- Какие изменения произошли в обществе, непосредственно связанном с «П.П.»?

Анализ таблиц

Задание: проанализируйте таблицы и ответьте на вопросы:

- Как с годами изменялось число фабрик и численность фабрично-заводских рабочих?

Годы

Число всех фабрик

Рабочих

1804

2423

95 202




1814

3731

169 530

1825

5261

210 567

1832

5656

272 490

1842

6930

455 827

1850

9843

517 679

1855

14. 367

Более 800 000



(Семенов А. В. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности с половины 17 столетия по 1858 год. – Спб, Ч. 3).


- Почему численность вольнонаемных увеличивалось на протяжении XIXвека по сравнению с посессионными (крепостными)?

Рост численности фабрично-заводских рабочих

Годы

Вольнонаемных

Посессионных

в тыс.

в %

в тыс.

в %

1767

17,8

39,2

21,9

48,1

1799

33,8

41,1

33,5

41,0

1804

45,6

47,9

30,2

31,7

1815

95,4

55,2

29,7

17,2

1825

114,5

54,4

29,4

14,0

1860

493,7

87,3

11,9

2,1







(Очерки экономической истории России первой половины 19 века. Сб. статей / Под. ред. М. К. Рожковой. М. , 1959 г)

Примерный вывод в дополнение: исходя из данных таблиц видно, что по сравнению с 1804 годом количество фабрик и заводов возросло в 6 раз, причем резкий скачок произошел в период с 1832 по 1942 и 1842 по 1855 гг. Следовательно, увеличивается численность рабочих, занятых на производстве. Изменяется соотношение вольнонаемных и посессионных рабочих. Резко увеличивается численность вольнонаемных рабочих в период с 1825 года, и в это же время сокращается количество посессионных.

Выводы по промышленности:

Промышленное развитие в России в первой половине XIXвека шло крайне неравномерно, что было связано с крепостничеством. Доля крепостных рабочих в первые десятилетия «П.П.» имела значительный удельный вес. Это сказывалось на темпах развития промышленности, по которым страна отставала от развитых индустриальных стран. Большее развитие получила легкая (текстильная) промышленность, но не металлургия, требующая колоссальных финансовых затрат.

Предлагаю записать: «Развитие промышленности шло медленно. Проблема - крепостничество».

Вопросы, связанные с развитием транспорта и торговли необходимо будет рассмотреть по плану дома и в тетради составить схемы (простые схемы практикуются на уроке, трудности не должно вызвать) (слайды 9, 10)


4.Итоги занятия.

Предлагаю в тетради самостоятельно записать итоги социально-экономического развития России во второй четвертиXIXв. по предложенному плану (слайд 11)

А) Соотношение Ф. и К.

Б) Экономический подъем (или спад)

В) Изменения в крестьянской среде

Г) Формирование новых социальных групп – классов

Д) Что тормозило развитие экономики?


Примерный вывод в дополнение: К середине 50-ых годов промышленность России развивалась достаточно быстрыми темпами, активнее внедрялись технические новшества, развивалась торговля. Однако сельское хозяйство заметно отставало от промышленности в силу господства крепостничества. Отражением кризиса отжившей системы был всплеск стихийного протеста крестьян. Все успехи и положительные показатели в экономике страны отражали не устойчивость существующей системы, а ее упадок. Жизнь настоятельно требовала отмены крепостного права.


Последнее задание, которое необходимо выполнить – это заполнить карту «экономическое дерево». На листе должны подписать каждое дерево, одно - «сельское хозяйство», другое - «промышленность». Далее на ветках записать № слов и словосочетаний (всего 16) из предложенного на карте списка. Причем часть веток смотрит вниз, а другая – вверх. Как вы думаете, почему так? (примерный ответ: старые ветки высыхают, становятся тяжелее и мешают дереву расти, они смотрят вниз, а молодые тянутся ввысь, к солнцу, теплу, они символизируют движение вперед, развитие


3. Домашнее задание: параграф 11, самостоятельно изучить вопросы: транспорт, торговля.

4.Подведение итогов урока.

Рефлексия. 

- Предлагаю положить на учительский стол при выходе кружочки белого или синего цвета, характеризующие эмоциональное состояние учащихся в течение урока.












































Приложение 1.

«Социально-экономическое развитие России в начале XIX в.»


Российская империя была __________страной, так как большую часть населения составляли _______. В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения, при которой собственниками земли явля­лись __________, на которой работали___________крестьяне, находившиеся в полной собст­венности __________. За пользование землей крестьяне несли повинности: платили -__________и отрабатывали____________.

В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появля­ются крестьяне -__________, временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в__________ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был_________.

В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые________крестьяне, которые занимались предпринима­тельством.

В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в стадию разложения, и появляются элементы капиталистической системы. _______крестьянства свидетельствуют о разложении феодализма.































Приложение 2.

1.


План действий:

Вопросы:

1.Развитие сельского хозяйства.


А) Районы производства с/х культур
Б) Способы ведения хозяйства
В) Помещики и положение крестьян
Г) Проблемы развития сельского хозяйства


2. Развитие промышленности.

А) Понятие промышленного переворота
Б) Какие отрасли промышленности были связаны с П.П. в России (работа с атласом)
В) Две стороны П.П.

Г) Формирование новых социальных групп – классов


3. Развитие транспорта.

А) Виды дорог в России накануне П.П. (работа с атласом), проблемы дорог.
Б) Новые виды транспорта и дорожное строительство
В) Кому было выгодно строительство дорог и кто был против этого?


4.Внешняя и внутренняя торговля.

А) Новые явления во внутренней торговле.
Б) Импорт и экспорт товаров (работа с атласом)
В) Какие факторы замедляли развитие торговли в России?


5.Итоги социально-экономического развития России.

А) Соотношение Ф. и К.
Б) Экономический подъем (или спад)
В) Изменения в крестьянской среде
Г) Формирование новых социальных групп – классов
Д) Что тормозило развитие экономики?













2.

Карта урока

Задания:

На листе должны подписать каждое дерево (причем правильно!), одно - «сельское хозяйство», другое - «промышленность». Далее на ветках записать словосочетания (всего 16) из предложенного на карте списка. Причем часть веток смотрит вниз, а другая – вверх. Нужно и определить местоположение каждой позиции.



1. Применение сельскохозяйственных машин.

2. Использование удобрений.

3. Натуральный характер крестьянских хозяйств.

4. Расслоение крестьян (появление капиталистах крестьян).

5. Барщина.

6. Оброк.

7. Отходничество.

8. Крайне примитивная сельскохозяйственная техника.

9. Районная специализация.

10. Посессионные мануфактуры, т. е. с применением крепостного труда.

11. Низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах.

12. Мануфактуры с применением наемного труда.

13. Появление российского пролетариата.

14. Производство крестьянами продукции на рынок.

15. Покупка богатыми крестьянами земли.

16. Начало промышленного переворота.


























Карта урока «экономическое дерево»











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!