Актуализация знаний | беседа | Слайд 1 Сегодня мы с вами познакомимся с понятием “цвет”, определим, каким он бывает. Цвет в живописи является одним из изобразительных средств, применяемых в реалистичной живописи, и только с помощью цвета, художник в состоянии передать правдивые пространственные, материальные и объемные качества предмета. Мир, окружающий нас, разнообразен и многоцветен. Чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и их оттенках, следует иметь некоторые представление о свойствах цвета. В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, не запутаться в этом богатстве, люди придумали различные классификации цветов. Их несколько. Постарайтесь запомнить их все. Хроматические и ахроматические цвета. Слайд 2 Это две основные группы цветов. Хрома, хроматос – в переводе с греческого “цвет”. Так что их названия красноречиво говорят о том, что в одну группу входят цвета, не содержащие цвет (ахроматичекие – не цветные). Это белый, черный цвета, а так же все серые, получаемые их смешиванием. Слайд 3 Вторая группа цветов (хроматические, цветные) - это все остальные цвета. Сегодня мы подробнее остановимся на хроматических цветах, которые, в свою очередь, делятся на основные и составные цвета. Существует три основных цвета. – Как вы думаете: какие это цвета? И почему они являются основными? Слайд 4 Это синий, красный и желтый цвета. Их нельзя получить путем смешивания, поэтому они называются основными. Остальные цвета можно получить путем смешивания основных цветов в разных соотношениях, и делятся они на составные и производные. Составные цвета – оттенки цвета, которые можно получить смешиванием двух основных. Производные цвета получают путем смешивания основных и составных цветов. Слайд 5, 6 Для начала рассмотрим цветовой спектр….. - Как вы думаете, где можно встретить цветовой спектр в природе? Верно, в радуге. - А кто знает, сколько цветов в радуге? Назовите их. | Отвечать на вопросы учителя, Запоминать новый материал |
Целеполагание, постановка проблемы | объяснительно-иллюстративный | Слайд 7 В радуге 7 цветов. Чтобы хорошо запомнить их, давайте выучим следующую присказку, где первая буква каждого слова означает первую букву названия цвета: Каждый-------------красный Охотник------------оранжевый Желает------------желтый Знать--------------зеленый Где----------------голубой Сидит-------------синий Фазан------------фиолетовый. Если в цветовой спектр добавить цвета, то можно получить цветовой круг. Давайте рассмотрим его. Все эти цветовые комбинации - основные, составные, производные цвета – элементарный цветовой круг. Слайд 8 Исходные основные, составные и производные цвета самые яркие и насыщенные, в них отсутствуют добавки чёрного, белого или серого. Добавление белого к любому из 12-ти цветов создает его светлые, пастельные тона. Разбавление насыщенного базового цвета чёрным или серым порождает более глубокие темные оттенки. Весь цветовой спектр в свою очередь делится на теплые и холодные цвета. Как вы думаете, какие цвета можно назвать теплыми, а какие - холодными? Почему? Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме. А цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной, относятся к холодной цветовой гамме. На цветовом круге наглядно видно, какие цвета считаются холодными, а какие теплыми. Слайд 9 Зеленый может быть теплым (если в нем больше желтого) и холодным (если в нем больше голубого цвета), точно так же и фиолетовый, розовый, коричневый и другие сложные цвета, могут быть теплыми и холодными, в зависимости от оттенка. Слайд 10 Все цвета имеют относительную “температуру”. При движении цвета от холодного полюса к теплому его “температура” растет (красные стрелки). И, наоборот, при движении от теплого к холодному (синие стрелки), “температура” цвета падает. Здесь наглядно видно, что желто-оражевый теплее, чем салатовый, а фиолетовый холоднее, чем пурпурный. Абсолютным качеством теплоты/холода обладают только оранжево-красный полюс и сине-голубой. Все остальные цвета занимают промежуточное положение на шкале “теплый-холодный”. Чем ближе цвет к холодному полюсу (сине-голубому), тем он холоднее. Чем ближе цвет к теплому полюсу (оранжево-красному), тем он теплее. В то же время, чем дальше цвет отстоит от полюса теплоты/холода, тем более его восприятие как “теплый” или “холодный” становится относительным, то есть, зависящим от соседствующих цветов. Поэтому неудивительно, что с оценкой промежуточных цветов возникают разногласия. Зачастую только при сравнении двух цветов мы можем сказать, что один из них теплее, а другой - холоднее. Например, малиновый холоднее, чем красный, но теплее, чем лиловый. На следующих схемах показано движение цвета к холодному и теплому оттенку на примере желтого, голубого, зеленого и красного. Слайд 11 Значение теплого и холодного цветов. Говоря про теплые и холодные цвета, нельзя обойти молчанием ассоциации и дополнительные смыслы, связанные с ними. Вы наверняка слышали не раз, что теплые цвета приближают, а холодные - отдаляют? Этот эффект художники с успехом используют для передачи трехмерных форм. Расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче. Теплый становится еще теплее, а холодный – еще холоднее. Используя контраст теплого и холодного - можно выделить в рисунке главное. Слайд 12-17 | |
Поиск путей решения проблемы, открытие нового знания | объяснительно-иллюстративный | Слайд 19 Для работы нам понадобится материал: - бумага формата А3 - гуашь - кисти - тряпочка или салфетки, для вытирания с кистей краски и с поверхности - палитра для смешения цветов - простой карандаш, ластик Вспомним детство и раскраски, а заодно поучимся смешивать цвета и оттенки. И еще будем учиться, более точно и аккуратно работать красками. Изначально необходимо изобразить золотую рыбку. Изображение рыбки и моря необходимо поделить на плоскости. Где рыбка будет теплых цветов, а море - холодных. Старайтесь использовать много цветов, которые можно получить путем смешивания. Слайд 20-24 | Дети слушают и отвечают на вопросы. |