Изобразительное искусство Дата__________ Урок_____
Тема: БУКЕТ ЦВЕТОВ
Цель: Сформировать у детей способность «смотреть и видеть»,расширять эстетические представления о мире природы.,развивать чувство вкуса.
Задачи: Формировать навыки видеть форму цветка, развитие умения изображать цветок сразу красками, , развивать чувство ритма и композиции, самовыражение посредством художественных символов, развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, фонематические представления, тонкую и общую моторику, продолжать развивать навыки работы кистью
Тип урока: урок изучения нового материала
Формируемые УУД:
регулятивные: обеспечить понимание учащимися цели и мотива деятельности; определить последовательность действий работы; контролировать и корректировать действия учащихся в процессе работы; способствовать осознанию качества усвоения работы и её уровня.
познавательные: понимание значения красоты и многообразия окружающего мира; самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке.
коммуникативные: обеспечить инициативное сотрудничество с учителем;
-формировать у учащихся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли по поводу проделанной работы умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников ; обсуждать индивидуальные и коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
Предметные:-познакомить с понятием «рисование с натуры»; вспомнить значение понятия «натюрморт»;-закрепить умение смешивать краски;-систематизировать знания об основных и составных цветах; формировать умения рисовать с натуры по законам светотени и умения передавать пропорции; закрепить технику работы с акварельными красками и кисточками.
Личностные: Проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности цвета, анализ цветовых решений, вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе,
Оборудование и материалы: карандаш, лист бумаги, краски, кисти (акварель),
Методы и формы работы: : рассказ, беседа, индивидуальная форма работы; метод сравнения и сопоставления; метод наглядного показа приёмов работы с красками .
Ход урока.
I. Вводная часть
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
Если хочешь отвечать,
Руку не забудь поднять.
Если спросят надо встать,
Четко, громко отвечать.
Я загадаю вам загадки. Отгадки к ним попрошу вас не называть, а показывать. Так мы проверим, не забыли ли вы эти необходимые принадлежности подготовить к занятию.
Белое поле,
Черное семя,
Кто поле сеет,
Тот и разумеет. (Бумага)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход! (Карандаш)
Есть у вас рисовальных дел мастер-
Яркий, классный? (Фломастер)
Чтобы ноты разложить,
У музыкантов есть пюпитры,
А чтобы краски разводить,
Художникам нужны …(Палитры)
Если ей работу дашь-
Зря трудился карандаш. (Ластик)
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
Молодцы ребята! К занятию вы готовы.
Прежде чем вы узнаете, о чем пойдет речь на занятии, вам предстоит отгадать загадки.
Вот шершавый стебелек,
В середине уголек,
Лепестки блестят как лак,
Распустился…..(Красный мак)
На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные….. (Ромашки)
О чем были загадки? (О цветах.) Сегодня наше занятие мы посвящаем изображению прекрасных букетов цветов. Многие из вас знают стихотворения, посвященные цветам. Прочитайте их.
АСТРА
Астру с прямыми ее лепестками
С древних времен называли «звездой».
Так бы ее вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой?
ГВОЗДИКА
Этот цветок говорит нам о многом,
Словно овеянный громом боев.
Пламя хранит он и в вырезе строгом
Алых, упругих своих лепестков.
КОЛОКОЛЬЧИК
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Легки – легкий, тонкий – тонкий,
Будто видится мне сон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
II Основная часть
(Беседа о цветах)
Не только поэты, но и композиторы, художники воспевают в своих произведениях красоту цветов, растущих в России. Так они воспевают любовь к родному краю, передают свое восхищение красотой Родины. Я, думаю, вы тоже чувствуете красоту цветов.
А какова роль цветов в создании настроения человека?
Верно. С цветами мир вокруг становится наряднее. Чтобы украсить комнату или себя человек издавна использовал цветы. Цветы приносят в нашу жизнь ощущение праздника. Поэтому, когда мы идем в гости, то помним, что всегда лучшим подарком является букет цветов. Цветов в мире бесчисленное множество. Какие цветы вы знаете?
Цветы бывают полевые, садовые, комнатные. Все цветы украшают природу и быт человека, радуют глаз. Цветы – удивительное создание природы. Цветы поражают своим многообразием, пышностью, яркостью, красотой, душистым запахом. Ни один праздник не обходится без цветов, они являются символом радости, хорошего настроения, любви и доброжелательности к другим людям.
(Беседа по картине П. П. Кончаловского «Сирень»)
Перед вами работа художника П. П. Кончаловского «Сирень». На картине изображен букет сирени. Мы видим, что цветы свежие, только что срезанные с кустов. Они так убедительно выполнены, что мы, кажется, можем ощутить даже их аромат.
Такой выразительности художник достигает средствами реалистической живописи. Какие же это средства? (Главное здесь – цвет. Соотношениями цвета он передал тяжесть веток сирени, освещение, расположение букетов в пространстве.)
А какие цветы вы знаете?
Как они называются?
Какую форму они имеют?
Какова их цветовая окраска?
-Послушайте стихотворение:
РОМАШКА
В донском лугу, глазаста и нежна,
Печально лепестками отцветая,
Рассыпала под осень семена
Вокруг себя ромашка полевая.
Пооборвали ветры поздних гроз
Сухие листья, пахнущие пряно,
И жесткий стебель высушил мороз,
И изломали хлесткие бураны.
Но отошла пора суровых вьюг,
Потаял снег на займищах, и летом
Еще пышней убрался свежий луг
Ромашковым, как кипень, белоцветом.
А вот какое стихотворение посвятил другому цветку молдавский поэт Г. Виеру:
ФИАЛКА
- Фью, фью!- птица распевает
И фиалка расцветает,
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз.
Сравните по строению и цветовой окраске эти цветы. (У фиалки очень нежная цветовая гамма, а ромашка отличается ослепительно белыми лепестками.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Практическая часть
(Педагог объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах. Образец рисунка «Букет цветов» карандаш, акварель.)
Определим направление расположения листа. Его можно расположить и вертикально и горизонтально, все зависит от того, как вы нарисуете цветы.
1. Т.к. я изображаю три цветка, то лучше расположить лист по вертикали. Изображение цветков должно быть во весь формат листа бумаги. Намечаю направление стеблей цветков, их высоту и длину.
2. Определяю основные пропорции цветов. Построение надо начинать с определения соотношения размеров бутона и стебля, уточнения формы цветка. У фиалки цветок похож на круг, у тюльпана на овал, у ромашки на овал, но расположенный горизонтально.
3. Выполним разделение головки тюльпана на лепестки. У ромашки обозначим серединку, которая будет смещена от нас, т.к. находится дальше от зрителей. У фиалки самые сложные по строению листья, будьте внимательны при их выполнении. Намечаем форму листьев. У фиалки лист имеет закругленную форму, у тюльпана вытянут, а у ромашки похож на укроп.
4. Прорисую все цветы красками. Сначала выполню самый светлый цветок – ромашку. Для его выполнения обведу, лепестки синим цветом, промою кисть в чистой воде, а потом размою границы внутри лепестка так, чтобы они казались легкими, прозрачными. После выполню тюльпан. Закрашиваю его оранжевым цветом, а пока краска не высохла, вытираю отжатой чистой кистью серединку цветка, а по краям добавлю красный цвет. В итоге цветок кажется объемным. Для выполнения фиалки беру голубую краску и после, до ее высыхания добавлю по краям лепестков более насыщенные оттенки – синий, фиолетовый. Рисунок закончен.
(Самостоятельная работа учащихся)
Выполните работу «Букет цветов», изобразив цветы как можно более реалистично.
IV. Подведение итога занятия
( Выставка работ учащихся)
Молодцы! Вы старались передать внешнее сходство изображаемых цветов как можно более реалистично. А какие средства вы использовали для передачи внешнего сходства цветов? (Светотень помогает передать объемно внешний облик цветов.)
Алгоритм самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе сделать работу? Что у тебя получилось лучше всего?
– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?– Как бы ты оценил свою работу?
Организационное завершение.
Уборка рабочих мест.