Конспект урока по ИЗО в 3-А классе.
Тема : «Твои игрушки».
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Цель: расширить представления учащихся о народных художественных промыслах; воспитывать уважительное отношение к работам народных мастеров.
Задачи:
- учить различать игрушки дымковского и филимоновского художественного промысла;
- учить выполнять лепку фигурок по мотивам народных игрушек;
-развивать художественный вкус, фантазию, творческое воображение;
- учить создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения;
- учить характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они изготовлены.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:
Познавательные УУД:
- научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о приемах лепки народных игрушек.
Регулятивные УУД:
- научатся приниматьи сохранять учебную задачу;
- сохранять уверенность в своих силах;
- анализировать собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные УУД:
- овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками;
- научатся корректно отвечать на вопросы, делать выводы.
Формирование личностных результатов:
понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Оборудование:
Пластилин, дощечка, стеки, салфетки, образец изделия, игрушки (дымковские, филимоновские);учебник, презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель проверяет готовность к уроку.
Постановка целей урока.
- Сегодня, ребята , мы поговорим об игрушках, но необычных, а народных. Вы научитесь лепить разные фигурки по мотивам народных промыслов.
Знакомство с материалом урока.
Слово учителя, сопровождающееся демонстрацией слайдов на проекторной доске.
- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные выдумщики и умельцы. Из чего только не мастерили они игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы…
Ну а там, где жили гончары, - лепили из глины. Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера – игрушечники чаще всего изготавливали игрушки-свистульки в виде коней, птиц, козлов, баранов. В глубокой древности игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба. Они живут в памяти народа и продолжают его древние традиции.
- Начнем знакомство с народной игрушкой дымковского промысла.
Чтение стихотворения подготовленным учеником.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично,
В ней молодость – изюминка!
В ней удаль и размах!
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах.
Слово учителя.
- Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается глиняные игрушки делали зимой и ранней весной когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Чтобы обжечь игрушки, печь топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Что же это за игрушки? Давайте посмотрим (Слайд)
- Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки уступили место простой, но яркой игрушке, изготовляемой на продажу.
- Опишите дымковскую игрушку. (Слайд)
Дымковская барыня очень нарядна. На голове – кудри, шляпки, кокошники. На плечах пелерина, пышные рукава. В руках – сумочка, зонтик, собачка и др. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, горошины.
Особой выдумкой отличаются фигурки, изображающие животных и птиц. Очень красивы дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. На его груди всегда сияет круг – символ солнца).
- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам.
- Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
- Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше выбрать? (Кружки, полоски, волны, точки, кольца).
- Какие цвета любят мастера Дымково? (Яркие, нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый).
А сейчас познакомимся с другой игрушкой. В деревне Филимоново Тульской области с давних времен делают филимоновские игрушки (Слайд)
Они вылеплены из белой, с синеватым оттенком, вязкой и податливой глины. Филимоновские игрушки почти всегда со свистком. Очень большое разнообразие персонажей у филимоновской игрушки. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, курицы, собаки, свиньи, люди и разные диковинные существа.
У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную, стройную шею, что тпридает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.
- Какие цвета используют мастера? (Слайд)
(Желтый, красный, зеленый - основные цвета росписи филимоновской игрушки).
Физкультминутка
Творческая практическая деятельность.
Проверка организации рабочего места.
-Итак, ребята, мы познакомились с народной игрушкой дымковского и филимоновского промыслов. Думаю, вы согласитесь с выводом о том, что каждая из них хороша по-своему. Они поражают своей простотой и выразительностью. Ярок и красочен живописный язык народных игрушек.
А теперь попробуем сами вылепить такие игрушки. Сегодня вы будете мастерами игрушечных дел.
Определение этапов работы. Показ – демонстрация.
Самая интересная игрушка-барыня по дымковским традициям:
- начинаем лепить игрушку с юбки в виде широкого колокола;
- затем прикрепляем торс в виде кубика, вытягивая шею;
- на нее укрепляем голову в виде шарика;
- к плечам прикрепляем «колбаски», осторожно сгибаем их к талии»
- голову обрамляем шляпкой;
- все места соединений хорошо заглаживаем.
В процессе лепки учитель контролирует правильность приемов работы с пластилином. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учеников.
Рефлексия
Выставка работ
Учитель организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ. Комментирует и оценивает качество выполненной работы по критериям.
Итоги урока.
Проводит беседу по вопросам.
- Соответствует ли выполненное изделие задуманному плану?
- Насколько хорошо вы спланировали и использовали урочное время?
- Что можно было сделать по-другому?
- Чему научились сегодня на уроке?
- Что нового узнали?