СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ИЗО в 6 классе на тему «Конструкция головы человека и ее основные пропорции»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции

головы человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и

симметрии лица.

Задачи:

• Обучающая: учить изображать голову человека с различно

соотнесенными деталями лица, изучить пропорции лица.

• Развивающая: продолжить развивать наблюдательность,

творческую активность.

• Воспитательная: содействовать воспитанию эстетического вкуса,

формированию умения находить красоту, гармонию во внешнем и

внутреннем облике человека.    

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ИЗО в 6 классе на тему «Конструкция головы человека и ее основные пропорции»»

Конспект открытого урока по ИЗО в 6 классе

Тема урока: «Конструкция головы человека и ее основные пропорции»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции

головы человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и

симметрии лица.

Задачи:

• Обучающая: учить изображать голову человека с различно

соотнесенными деталями лица, изучить пропорции лица.

• Развивающая: продолжить развивать наблюдательность,

творческую активность.

• Воспитательная: содействовать воспитанию эстетического вкуса,

формированию умения находить красоту, гармонию во внешнем и

внутреннем облике человека.

Материалы и оборудование: для учителя: ноутбук, презентация

(приложение 1), зрительный ряд (рисунки-помощники (приложение 2)),

доска, цветной мел; для учащихся: лист А4, карандаши (НВ, 2В), ластик.

Основные понятия: пропорция, средняя линия, симметрия.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие, проверка явки учащихся и готовности к уроку.

Объявление темы урока: «Конструкция головы человека и ее основные

пропорции».

2. Актуализация знаний (3 мин)

На прошлом уроке мы с вами начали новую тему, которая посвящена

главному чуду природы – человеку. И ближайшие занятия мы будем уделять

большое внимание образу человека в искусстве.

Как называется изображение человека, передающее внешнее сходство и

отражающее внутренний мир? (отв. уч.: портрет)

О чем, кроме самого человека может рассказать портрет? (отв.уч.: О

времени в которое жил человек — одежда, прическа, различные предметы.)

Верно, благодаря портретам мы можем проследить, как развивается

история человечества, а так же как меняется мода, характеры и типажи, а

главное ценности людей того или иного времени. Сегодня мы с вами

попробуем себя в роли художников-портретистов и попробуем нарисовать

портрет с соблюдением всех законов рисования.

3. Изучение нового материала (15 мин)

Рисунок портрета и учебное изображение головы не одно и то же.

Голова является самой выразительной и самой многозначной частью, если

рассматривать тело человека как соотношение пространственных форм. И на

первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим ее именно как

пространственную форму – как КОНСТРУКЦИЮ. Поэтому и тема нашего

урока звучит следующим образом: «Конструкция головы человека и ее

основные пропорции».

Все пространственные формы сводятся к простым геометрическим

телам. Мы об этом говорили с вами, когда знакомились с конструкцией

предметов быта при изучении темы «натюрморт».

Какую форму имеет наша голова? На что она похожа? (отв.уч.)

Наша голова имеет круглую форму. В объёме голова напоминает форму

яйца и состоит из двух частей – лицевой части и черепной.

Для нас всегда так важно лицо человека, что, уделяя ему основное

внимание, мы его всегда преувеличиваем в масштабе, относительно черепа.

А между тем, если смотреть на лицо человека прямо, то линия его глаз

находится приблизительно посередине общего абриса головы.

Над ней лежат две почти равные части – высота лба до линии волос и

высота до темени, обычно закрытая волосами.

И вниз от линии глаз такие же равные части – до основания носа и до

подбородка.

Глаза – зеркало души. Когда мы смотрим при общении в лицо человека,

то видим, прежде всего, его глаза. Поэтому в рисунке очень важно

определить их место. Надо запомнить, что расстояние между глазами

приблизительно равно длине глаза, это же расстояние равно ширине носа.

Нос человека имеет форму призмы, и мы видим его верхнюю, две

боковые стороны и нижнее основание, где расположены ноздри.

Рот находится посередине между основанием носа и линией подбородка.

Важное значение для рисунка головы имеет поворот формы на скулах и

висках.

Уши у нас совпадают по длине с расстоянием от бровей до основания

носа.

Следует помнить: расстояние между глазами не надо сужать или

увеличивать, поднимать или опускать сильно линию глаз. Это может

привести к искажению образа.

Все эти правила - только схема. В действительности встречаются

различные отклонения, в которых и проявляются индивидуальные

пропорции человека. Ведь все мы разные.

Что же такое пропорции?

ПРОПОРЦИИ – это соотношение величин частей, составляющих одно

целое. Ошибка в пропорциях нигде так не ощутима, как при изображении

головы человека. Здесь умение видеть пропорциональные особенности

определяет сходство рисунка с моделью.

Представления об идеальных пропорциях человека были придуманы

ещё в Древней Греции, потому что древнегреческие мудрецы искали идеал

любого явления и определяли его как меру совершенства.

4. Физкультминутка (2 мин)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немного отдохнут –

Снова рисовать начнут.

Дружно локти отведём,

Снова рисовать начнем.

(кисти рук погладили, встряхнули, размяли)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь, закалачиваем гвоздь.

(дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями,

притопывают)

5. Объяснение задания (3 мин). Учитель рисует на доске, ученики

повторяют рисунок в альбоме карандашом.

Сегодня нам важно изучить правила рисования головы человека и его

лица.

Откройте альбом, лист расположите вертикально. Мы с вами сейчас

зарисуем схему головы человека с соблюдением пропорций.

Для изображения любого объекта необходимо определить его

геометрическую форму.

Помогите мне в определении правил рисования головы, но помните,

лицо человека симметрично. Что это значит?

Симметрично, значит правая и левая часть лица абсолютно похожи.

для грамотного расположения частей лица необходимо придерживаться

следующим правилам, которые мы с вами сформулируем по ходу

выполнения наброска.

Первый этап работы: рисуем овал, для этого необходимо провести

вертикальную ось, которая будет делить лицо пополам. (рис. 1.)

1 правило:

Срединная линия – это воображаемая линия, проходящая через середину

лба, середину основания носа, губ и подбородка.

2 правило:

Горизонтальная линия – ось глаз проходит точно посередине головы.

А теперь разделим нижнюю часть овала пополам и мы получим высоту

носа.

3 правило:

Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка разделить

на 2 равные части, то мы точно определим положение края нижней губы.

4 правило:

А вот величина глаза должна укладываться в ширине лица 5 раз.

Обратите внимание, что между глазами умещается еще один глаз.

Общие правила готовы. Место положения частей на лице у

каждого человека одинаково.

А что же касается деталей?

Посмотрите друг на друга. У всех на лице есть рот. Нос. Глаза, брови,

лоб, волосы. Но, почему мы различаем друг друга? (отв.уч.)

Потому что у всех разные формы и размеры частей лица.

6. Самостоятельная работа (10 мин)

Ученики рисуют конструкцию головы.

Целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

7. Итог урока (5 мин)

Сегодня вы сделали только первый шаг в освоении техники

изображения человека. Но, только пробуя, постоянно зарисовывая какиелибо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно

изображать человека, добиться сходства в портретах.

Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая

начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

Я попробую…

Домашнее задание: рассмотреть портреты Елизаветы Демидовой

(Строгоновой) в детстве и в 30летнем возрасте художника Р.Лефевра.

Сравнить, уловимо ли сходство между двумя портретами?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!