СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству "Лети, лети, воздушный змей" Орнамент народов мира традиции мастерства.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "Лети, лети, воздушный змей" Орнамент народов мира традиции мастерства.»

Класс

3

Тип урока

Изучение нового материала

Тема

«Лети, лети, воздушный змей». Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Цель

Изображение воздушного змея с орнаментом.

Задачи

Образовательные:

учить работать акварельными красками «по - сырому», смешивать краски и

получать новые цвета и оттенки;

находить и рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное,

необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя,

паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять

увиденное).

видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные

карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе

выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные

по форме листья).

учить работать акварельными красками «по - сырому», смешивать краски и

получать новые цвета и оттенки;

находить и рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное,

необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя,

паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять

увиденное).

видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные

карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе

выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные

по форме листья).

учить работать акварельными красками «по - сырому», смешивать краски и

получать новые цвета и оттенки;

находить и рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное,

необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя,

паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять

увиденное).

видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные

карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе

выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные

по форме листья).

1) актуализировать понятие «орнамент»;

2) изучить историю возникновения воздушных змеев;

3) продолжить учить работать акварелью;

4) выполнить изображение воздушного змея с орнаментом.

Развивающие:

1) развивать творческое мышление;

2) развивать любознательность;

3) развивать аккуратность, дисциплинированность, самооценку.

Воспитательные:

1) прививать интерес к происхождению различных предметов, явлений.

УУД:

Личностные УУД:

1) толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

2)умение применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности;

3) стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Регулятивные УУД:

1. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

2. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные УУД:

1) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

2)владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УУД:

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) моделирование и преобразование объекта;

3) выполнение действий по алгоритму;

4) рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:
ЗНАТЬ:
- основные понятия урока;
- технику работы с карандашом и акварелью.
УМЕТЬ: применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения творческих работ.
Личностные: способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, своё отношение, отзывчивость к красоте росписи тарелок.
Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; оценивать свои достижения на уроке; организовывать рабочее место.

Оборудование урока

Учебник: Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Величкина Изобразительное искусство. 3 класс.

Для учителя: учебник, презентация, проектор, персональный компьютер, палитра, альбомный лист, акварель, кисти, карандаш, стерка.

Для учащихся: учебник, альбом, салфетки, акварель, кисти, банки, карандаш, стерка.

Форма организации познавательной деятельности.

Индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

ЭТАП УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент (1-2 мин).





- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке.

- Для того чтобы наша работа была успешна, напомните мне правила урока!

- Молодцы! Следуйте этим правилам, и урок пройдет хорошо и интересно!

- Проверьте, готовы ли вы к уроку. На парте не должно быть ничего лишнего. Тогда давайте скорее начнём!

- Слушать учителя.
- Не вскакивать с места.
- Поднимать руку.
- Уважать чужое мнение.
- Активно работать и быть внимательным.

II. Постановка учебной задачи (2-3 минуты).

– В народе говорили: «У нашего молодца нет забавам конца». Как вы понимаете смысл этой поговорки?

- Действительно, игру любят и взрослые и дети. И у каждого народа на Земле есть свои особые игры. Одни живут веками, другие забываются, и им на смену приходят новые.
- А какая ваша любимая игра?
- Ого, как много игр вы знаете! Но наш урок не бесконечный, поэтому чтобы узнать, что я для вас сегодня приготовила, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно!

Эта птица не умчится,
Эта птица возвратится,
Пусть кружит под облаками –
Хвостик я держу руками.

– Верно! Как вы думаете, почему мы начали урок с загадки про воздушного змея?
- Название нашего сегодняшнего урока «Лети, лети, воздушный змей». Мы познакомимся с орнаментами народов мира и изобразим ег с помощью акварели.

- Так говорят про человека, который постоянной играет в какие-то игры, придумывает себе развлечения.





- Ответы учащихся



- Воздушный змей.





- Делают предположения

III. Подготовка учащихся к практической работе: 15-20 мин.

2.1. Объяснение нового материала и беседа с учащимися.

2.2. Анализ декоративных изделий, просмотр репродукций.

C1.




С2.

С3.

С4.

С5.


- Издавна существовала на Руси старинная потеха - запуск воздушного змея. Совсем еще недавно увлекала она и деревенских, и городских ребятишек, и даже взрослых. Сейчас эта игра тоже популярна. (Слайд 1).

- Ребята, а вам приходилось когда-нибудь запускать воздушного змея?

- А как вы думаете, почему он называется воздушным?

- Знаете ли вы, из какой страны пришел к нам обычай мастерить бумажного змея и отправлять его высоко в поднебесье?

- Считается, что первые бумажные змеи взлетели в небо около 2000 лет назад. И произошло это в Китае, стране великих изобретателей, а чуть позже – и в Японии.

Первые воздушные змеи китайцы начали делать из бамбука и листьев растений, позже – из бамбука и шелка. В китайской истории много историй о том, что воздушные змеи запускали как для удовольствия, так и для дела. Наиболее часто воздушные змеи применяли в военных целях.

Легенда о генерале Хуан Тенг.

Существует легенда о том, что в 202 году до нашей эры генерал Хуан Тенг и его армия были окружены противниками, и им грозило полное уничтожение. Говорится, что случайный порыв ветра сорвал с головы генерала шляпу, и тогда к нему пришла идея создания большого количества воздушных змеев, снаряженных звуковыми устройствами. Воздушные змеи были сделаны из бамбука, бумаги и шелка. Глубокой ночью эти воздушные змеи летали прямо над головами армии противников, которые, услышав загадочные завывания в небе, запаниковали и убежали.)

- Воздушные змеи, изготовленные японскими и китайскими мастерами, – это совершеннейшие произведения искусства. На них изображаются народные герои, священные животные и птицы. Давайте полюбуемся ими на древних гравюрах.( Слайд 2-3).

- Из Китая воздушные змеи распространились в Азию, позднее в Европу, в Америку, Австралию и некоторые другие страны.

Первое упоминание о воздушном змее в России появилось в летописи, которая описывала событие из русской истории.

В 906 г. киевский князь Олег при осаде Константиполя использовал для устрашения врага поднятых в воздух "коней и людей бумажных, вооруженных и позлащенных", т.е. фигурных воздушных змеев.

- Если говорить о современных воздушных змеях, то очень интересно, что их изготовление в некоторых странах превратилось в ремесло.

- Например, в китайском городе Вэйфань проходит Международный фестиваль воздушных змеев, на который съезжается огромное количество народа и представляют свои сложные и интересные работы.

- Хотелось бы вам побывать на таком фестивале?

- Мне бы тоже очень хотелось, но пока мы можем только смотреть на фотографии с прошлогодних фестивалей. (Слайд 4-5).

- Рассмотрев эти фотографии, как вы думаете, почему эта игрушка привлекает внимание окружающих?

- Какую форму она имеет, что на ней изображено, какие краски используют художники?

- Совершенно верно! Но очень часто для украшения воздушного змея мастера использовали орнамент. Найдите из приведенных картинок воздушного змея, украшенного орнаментом.

- С орнаментом мы с вами уже встречались в 1 и 2 классах. Кто мне может напомнить, что же такое орнамент?


- А теперь вспомним, что мы знаем об орнаменте. Какие особенности орнамента вы знаете?

- Хорошо! Что же такое симметричность?

- Так, а кто расскажет мне про ритм орнамента?




- Вы правы, ребята!

- Как мы уже говорили, сегодня узнаем об орнаментах народов мира и попробуем их повторить, а может и придумать свой.


Учитель показывает презентацию или показывает плакат (в зависимости от времени на уроке), комментируя слайды.







- Орнаменты каких народов вам больше понравились?






- Ответы учащихся.


- Потому что он летает в воздухе.


- Предложения учащихся.







































- Да!







- Потому что они очень яркие, красочные, большие.


- Они имеют разные формы: драконы, рыбы, птицы, медузы и т.д.


- Это последняя картинка, воздушный змей в форме птицы.


(Орна́мент (лат. ornamentum – украшение) – узор, который основан на повторе и чередовании его элементов; предназначается для украшения различных предметов, в том числе и игрушек.)

- Ритм и симметричность.

- Это зеркальное отражение от средней линии вправо и влево, или сверху и снизу.

- Ритм – это повторение одних и тех же элементов и их чередование.





































- Ответы учащихся.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнем.

Ветер тихо клен качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Дети имитируют дуновение ветра, качая туловищем
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» – выпрямляются.

Дети плавно качают руками над головой.

Потягивания – руки вверх.



Наклоны вправо-влево, вперед-назад.

Ходьба на месте.

Дети садятся.


Ноги на ширине плеч, руки
за голову. Наклоны туловища вправо и влево.

IV: Практическая работа

2.3.  Объяснение последовательности выполнения графической работы (рисунки каждого этапа работы) 8-10 мин

Уч.

Уч.


2.

3.

4.

5.

- А теперь, рассмотрим орнамент воздушного змея вблизи. Для примера возьмем воздушный змей «Желтая бабочка» из учебника (стр. 25).

- Что необычного вы видите в орнаменте?

- Совершенно верно, если мы проведем посередине линию (ось симметрии), то она разделит узор на две равные части, которые при сгибе и наложении друг на друга совпадут. Такой орнамент называют зеркальным или симметричным. Как мы с вами уже вспоминали, симметрия является особенностью орнамента.

- Рассмотрите рисунок данного воздушного змея. Из каких элементов он состоит?


- Сегодня мы с вами попробуем изобразить воздушного змея в виде бабочки. Я продемонстрирую, один из возможных вариантов орнамента, а вы можете использовать его, а можете, основываясь на своих представлениях, придумать свой, а можете повторить орнамент народов мира, которые мы с вами видели на презентации.


1 этап.

- Располагаем лист вертикально.

- Как вы думаете, с чего будем начинать рисунок?

- Верно! Для начала делаем набросок. Рисуем длинное тонкое тельце. Для начала изображаем лишь узкий вытянутый овал. Затем обозначаем голову и делим тельце на две части, придавая правильную форму. Стираем лишние линии.

- Не нажимайте сильно на карандаш. Проводите аккуратные линии.

2 этап.

- Этот этап требует внимательности и сосредоточенности!

- Важно соблюдать зеркальную симметрию. Рисуем крылья для нашего змея.

- Крылья могут быть абсолютно произвольной формы. Только важно помнить, что мы рисуем воздушного змея и его серединная часть, должна быть цельной, т.е. верхние или нижние части крыльев не могут быть слишком тонкими. Иначе наш воздушный змей не сможет подняться в воздух.

- И не забудьте изобразить веревочку, за которую будет держаться наш воздушный змей.

3 этап.

- Это этап вашей фантазии. А именно, придумывание и изображение орнамента.

- Помните, что вы наносите узор, который основан на повторе и чередовании его элементов.

4 этап.

- Это нанесение тона. Мы работаем с акварелью.

- Я посоветую вам для тона использовать светлые оттенки, для того, чтобы было видно нарисованное карандашом.

5 этап.

- Когда наш рисунок немного подсох, приступаем к раскрашиванию орнамента.

-Для подбора красок возьмите палитру, выберите понравившиеся вам цвета, только следите, чтобы они сочетались между собой.

- И аккуратно, по намеченным линиям, тонкой кистью оживляйте своего воздушного змея.



















- Левая и правая части орнамента одинаковы.





- Он состоит из тельца бабочки, ее крыльев и крепления (веревочки).










- С основы – туловища.

V. Практическая работа: (18-20 мин).

3.1. Деятельность учащихся

- Перед началом вашей самостоятельной работы, напомните мне правила безопасности работы с карандашом и с кисточкой.

Самостоятельное рисование графического задания.







- Ответы учащихся











3.2. Деятельность учителя

Контролирует деятельность учащихся, следит за соблюдением правил гигиены и порядком на рабочем месте. Осуществляет педагогическую коррекцию деятельности учащихся (выявление ошибок, и их устранение).


VI. Подведение итогов урока, оценка проделанной работы: 3–5 мин.

4.1. Анализ работы и оценка.

Самоанализ рисунков.

- Ребята, какие прекрасные работы у вас получились. Они такие разные и очень яркие!

-Хочу предложить вам сегодня оценить себя самого. Посмотрите внимательно на свою работу и скажите, как вы думаете, какую оценку вы заслуживаете. Только вы должны объяснить: почему.



4.2. Рефлексия

- Напомните мне, как называется наш урок?

- Что нового узнали?

- Что вспомнили?

- Чему научились?

- Что больше понравилось на уроке?

Выставление отметок.

- Лети, лети, воздушный змей.



- Ответы учащихся.

4.3. Итог

Уборка рабочих мест.















2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!