II. Постановка учебной задачи (2-3 минуты). | – В народе говорили: «У нашего молодца нет забавам конца». Как вы понимаете смысл этой поговорки? - Действительно, игру любят и взрослые и дети. И у каждого народа на Земле есть свои особые игры. Одни живут веками, другие забываются, и им на смену приходят новые. - А какая ваша любимая игра? - Ого, как много игр вы знаете! Но наш урок не бесконечный, поэтому чтобы узнать, что я для вас сегодня приготовила, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно! Эта птица не умчится, Эта птица возвратится, Пусть кружит под облаками – Хвостик я держу руками. – Верно! Как вы думаете, почему мы начали урок с загадки про воздушного змея? - Название нашего сегодняшнего урока «Лети, лети, воздушный змей». Мы познакомимся с орнаментами народов мира и изобразим ег с помощью акварели. | - Так говорят про человека, который постоянной играет в какие-то игры, придумывает себе развлечения. - Ответы учащихся - Воздушный змей. - Делают предположения |
III. Подготовка учащихся к практической работе: 15-20 мин. 2.1. Объяснение нового материала и беседа с учащимися. 2.2. Анализ декоративных изделий, просмотр репродукций. C1. С2. С3. С4. С5. | - Издавна существовала на Руси старинная потеха - запуск воздушного змея. Совсем еще недавно увлекала она и деревенских, и городских ребятишек, и даже взрослых. Сейчас эта игра тоже популярна. (Слайд 1). - Ребята, а вам приходилось когда-нибудь запускать воздушного змея? - А как вы думаете, почему он называется воздушным? - Знаете ли вы, из какой страны пришел к нам обычай мастерить бумажного змея и отправлять его высоко в поднебесье? - Считается, что первые бумажные змеи взлетели в небо около 2000 лет назад. И произошло это в Китае, стране великих изобретателей, а чуть позже – и в Японии. Первые воздушные змеи китайцы начали делать из бамбука и листьев растений, позже – из бамбука и шелка. В китайской истории много историй о том, что воздушные змеи запускали как для удовольствия, так и для дела. Наиболее часто воздушные змеи применяли в военных целях. Легенда о генерале Хуан Тенг. Существует легенда о том, что в 202 году до нашей эры генерал Хуан Тенг и его армия были окружены противниками, и им грозило полное уничтожение. Говорится, что случайный порыв ветра сорвал с головы генерала шляпу, и тогда к нему пришла идея создания большого количества воздушных змеев, снаряженных звуковыми устройствами. Воздушные змеи были сделаны из бамбука, бумаги и шелка. Глубокой ночью эти воздушные змеи летали прямо над головами армии противников, которые, услышав загадочные завывания в небе, запаниковали и убежали.) - Воздушные змеи, изготовленные японскими и китайскими мастерами, – это совершеннейшие произведения искусства. На них изображаются народные герои, священные животные и птицы. Давайте полюбуемся ими на древних гравюрах.( Слайд 2-3). - Из Китая воздушные змеи распространились в Азию, позднее в Европу, в Америку, Австралию и некоторые другие страны. Первое упоминание о воздушном змее в России появилось в летописи, которая описывала событие из русской истории. В 906 г. киевский князь Олег при осаде Константиполя использовал для устрашения врага поднятых в воздух "коней и людей бумажных, вооруженных и позлащенных", т.е. фигурных воздушных змеев. - Если говорить о современных воздушных змеях, то очень интересно, что их изготовление в некоторых странах превратилось в ремесло. - Например, в китайском городе Вэйфань проходит Международный фестиваль воздушных змеев, на который съезжается огромное количество народа и представляют свои сложные и интересные работы. - Хотелось бы вам побывать на таком фестивале? - Мне бы тоже очень хотелось, но пока мы можем только смотреть на фотографии с прошлогодних фестивалей. (Слайд 4-5). - Рассмотрев эти фотографии, как вы думаете, почему эта игрушка привлекает внимание окружающих? - Какую форму она имеет, что на ней изображено, какие краски используют художники? - Совершенно верно! Но очень часто для украшения воздушного змея мастера использовали орнамент. Найдите из приведенных картинок воздушного змея, украшенного орнаментом. - С орнаментом мы с вами уже встречались в 1 и 2 классах. Кто мне может напомнить, что же такое орнамент? - А теперь вспомним, что мы знаем об орнаменте. Какие особенности орнамента вы знаете? - Хорошо! Что же такое симметричность? - Так, а кто расскажет мне про ритм орнамента? - Вы правы, ребята! - Как мы уже говорили, сегодня узнаем об орнаментах народов мира и попробуем их повторить, а может и придумать свой. Учитель показывает презентацию или показывает плакат (в зависимости от времени на уроке), комментируя слайды. - Орнаменты каких народов вам больше понравились? | - Ответы учащихся. - Потому что он летает в воздухе. - Предложения учащихся. - Да! - Потому что они очень яркие, красочные, большие. - Они имеют разные формы: драконы, рыбы, птицы, медузы и т.д. - Это последняя картинка, воздушный змей в форме птицы. (Орна́мент (лат. ornamentum – украшение) – узор, который основан на повторе и чередовании его элементов; предназначается для украшения различных предметов, в том числе и игрушек.) - Ритм и симметричность. - Это зеркальное отражение от средней линии вправо и влево, или сверху и снизу. - Ритм – это повторение одних и тех же элементов и их чередование. - Ответы учащихся. |
Физкультминутка. | Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. Ветер веет над полями, И качается трава. Облако плывет над нами, Словно белая гора. Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья – Вправо-влево, взад-вперед, А потом наоборот. Мы взбираемся на холм, Там немного отдохнем. Ветер тихо клен качает, Вправо-влево наклоняет: Раз – наклон и два – наклон, Зашумел листвою клен. | Дети имитируют дуновение ветра, качая туловищем то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» – выпрямляются. Дети плавно качают руками над головой. Потягивания – руки вверх. Наклоны вправо-влево, вперед-назад. Ходьба на месте. Дети садятся. Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево. |
IV: Практическая работа 2.3. Объяснение последовательности выполнения графической работы (рисунки каждого этапа работы) 8-10 мин Уч. Уч. 2. 3. 4. 5. | - А теперь, рассмотрим орнамент воздушного змея вблизи. Для примера возьмем воздушный змей «Желтая бабочка» из учебника (стр. 25). - Что необычного вы видите в орнаменте? - Совершенно верно, если мы проведем посередине линию (ось симметрии), то она разделит узор на две равные части, которые при сгибе и наложении друг на друга совпадут. Такой орнамент называют зеркальным или симметричным. Как мы с вами уже вспоминали, симметрия является особенностью орнамента. - Рассмотрите рисунок данного воздушного змея. Из каких элементов он состоит? - Сегодня мы с вами попробуем изобразить воздушного змея в виде бабочки. Я продемонстрирую, один из возможных вариантов орнамента, а вы можете использовать его, а можете, основываясь на своих представлениях, придумать свой, а можете повторить орнамент народов мира, которые мы с вами видели на презентации. 1 этап. - Располагаем лист вертикально. - Как вы думаете, с чего будем начинать рисунок? - Верно! Для начала делаем набросок. Рисуем длинное тонкое тельце. Для начала изображаем лишь узкий вытянутый овал. Затем обозначаем голову и делим тельце на две части, придавая правильную форму. Стираем лишние линии. - Не нажимайте сильно на карандаш. Проводите аккуратные линии. 2 этап. - Этот этап требует внимательности и сосредоточенности! - Важно соблюдать зеркальную симметрию. Рисуем крылья для нашего змея. - Крылья могут быть абсолютно произвольной формы. Только важно помнить, что мы рисуем воздушного змея и его серединная часть, должна быть цельной, т.е. верхние или нижние части крыльев не могут быть слишком тонкими. Иначе наш воздушный змей не сможет подняться в воздух. - И не забудьте изобразить веревочку, за которую будет держаться наш воздушный змей. 3 этап. - Это этап вашей фантазии. А именно, придумывание и изображение орнамента. - Помните, что вы наносите узор, который основан на повторе и чередовании его элементов. 4 этап. - Это нанесение тона. Мы работаем с акварелью. - Я посоветую вам для тона использовать светлые оттенки, для того, чтобы было видно нарисованное карандашом. 5 этап. - Когда наш рисунок немного подсох, приступаем к раскрашиванию орнамента. -Для подбора красок возьмите палитру, выберите понравившиеся вам цвета, только следите, чтобы они сочетались между собой. - И аккуратно, по намеченным линиям, тонкой кистью оживляйте своего воздушного змея. | - Левая и правая части орнамента одинаковы. - Он состоит из тельца бабочки, ее крыльев и крепления (веревочки). - С основы – туловища. |