Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Школа искусств Завитинского района
Нежелева Алёна Владимировна
Преподаватель Изобразительного искусства
Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную.
Методическая разработка урока по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование»
город Завитинск
2018
Методическая разработка урока по теме:
«Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную»
Введение
Изучение и приобретение навыков изображения конкретных и натуральных форм объекта, на уроках изобразительного искусства, играет важную роль. Учащиеся должны научиться, не просто рисовать и срисовывать, но и уметь анализировать, рассматривать форму изображаемого объекта.
Для достижения результативности усвоения материала об анализировании формы изображаемого объекта, его частичном разборе на конкретные формы и фигуры, способствует такая тема урока, как стилизация. Стилизация на уроках изобразительного искусства помогает видеть окружающую действительность через обобщенное видение формы, и дает возможность сравнивать и анализировать изображаемое.
Данная методическая разработка применяется на уроках изобразительного искусства в школе дополнительного образования во 2-ом классе по дисциплине «Основы изобразительной грамоты и рисование», так же можно применять на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах. Тема урока преследует следующие цели и задачи:
Цель: Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную.
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить со способом схематичного изображения конкретного рисунка;
-
Научить способам и приёмам составления изображения, при помощи плоских геометрических фигур;
-
Сформировать навыки использования геометрических фигур в творческом создании форм.
Развивающие:
-
Развитие навыков использования чёрного цвета, как основного метода передачи самого главного в своей композиции;
-
Развитие образного мышления, творческого воображения, фантазии;
-
Создание условий для развития творческого экспериментирования.
Воспитательные:
-
Воспитывать чувство любви к искусству;
-
Воспитывать интерес к рисованию черным цветом;
-
Воспитывать аккуратность в работе.
Тип урока: комбинированный, направленный на закрепление первичных знаний, и на изучение новых.
Вид урока: смешанный
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
Для преподавателя:
Раздаточный материал (плоские модули геометрических фигур), доска, на которой плоские модули геометрических фигур, наглядный материал для показа, лист формата А3, чёрный маркер.
Для учащихся:
Альбом, простой карандаш и ластик, черный фломастер, плоские модули геометрических фигур, фотографии и картинки с изображением рыб.
План урока:
-
Организационный момент
-
Вводная беседа
-
Работа над новой темой урока
-
Физкультминутка
-
Выполнение практической работы
-
Подведение итогов
Ход урока
-
Организационный момент (Приветствие. Проверка готовности к уроку учащихся)
Преподаватель: Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке вам понадобится чёрный фломастер или маркер, альбом, и главное ваше необычное воображение.
-
Вводная беседа.
Преподаватель: Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке изобразительного искусства?
Ученики: Рисовали пуговицы, украшали их разными линиями и узорами.
Преподаватель: А пуговицы все были разной или одинаковой формы? И какой они были формы?
Ученики: Почти все одинаковые, круглые.
Преподаватель: Правильно. А что мы пытались выполнить, может кто-то хотел в пуговицах что-то изменить, придумать своё?
Ученики: Мы рисовали свои узоры, придумывали свои рисунки.
Преподаватель: А как это можно назвать одним словом (Стилизация). Мы украшали и стилизовали их. Значит это Сти.......
Ученики: Стилизация!
Преподаватель: Так значит, что было общего в пуговицах, что было одинаковое? А что было разное?
Ученики: Они были круглые, поэтому одинаковые. А разные, потому что в них было по 2 и по 4 дырочке. А ещё мы придумывали свои узоры.
Преподаватель: Верно. Ну, кто-то из вас пытался придумать свою необычную форму. (Имя) придумала пуговицу в форме бабочки, а (имя) в форме груши. Всё это конечно необычно. Но все же, в основном форма была круглая!
И что бы мы ни пытались изменить, попробовать себя в роли дизайнера, но как ни крути, пуговицы у нас были круглой формы, менялся только узор.
-
Работа над новой темой урока
А теперь представьте, что у нас у всех, наши узоры будут все без исключения одинаковые, а форма у всех будет разная, своя. Можно ли придумать рисунок, что бы все узоры были одинаковые?
Ученики: Наверное, да. Можно.
Преподаватель: А если вместо узоров произвольной формы, мы будем использовать геометрические фигуры. Давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете? (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал, многоугольник, трапеция)
Преподаватель: Скажите, а можно ли из этих геометрических фигур составить рисунок или какое-нибудь животное?
Ученики: Можно.
Преподаватель: Откройте ваши альбомы, чистый лист. Выложите на свой альбомный лист содержимое конвертов, которые я вам раздала в начале урока. В конвертах у вас должны быть такие геометрические фигуры как:
4
- 1- 1- 2-
(четыре треугольника, один длинный овал, один овал похожий на круг и два тонких прямоугольника)
Разложите аккуратно модули. Рассмотрите их, сравните между собой. Может треугольники чем-то отличаются.
А теперь все вместе мы создадим конкретную форму, это будет бабочка. Я буду вместе с вами ее собирать из геометрических таких же фигур, только на доске. (Приложение 1) Нужно только подумать, где и какие детали должны находиться, что бы можно было увидеть бабочку. (Приложение 2)
Преподаватель: Молодцы! У всех получилось. А сейчас, я каждому раздам ещё по одной геометрической фигуре, квадрат. И постарайтесь придумать свою картинку или предмет самостоятельно. Вы можете не только прикладывать фигуры, но и накладывать их друг на друга. (Приложение 3)
Ученики выполняют задание. Обход по рядам. Помощь учащимся в выполнении задания.
-
Физкультминутка
Шла большая черепаха
И треслася вся от страха.
Говорит она кусь-кусь,
Никого я не боюсь(2раза)
-
Выполнение практической работы
Преподаватель: Ну молодцы, все справились с заданием. Скажите, пожалуйста, сложно ли было составить вам фигуру бабочки? А когда придумывали свою?
Ученики: Нет, немного сложно.
Преподаватель: Значит, если мы представляем какую-то конкретную фигуру кого-то, то задание выполнить легче. Так как мы уже примерно можем предположить, из каких геометрических фигур она может быть составлена.
Хорошо. А теперь приготовьте простые карандаши, резинку, черный фломастер и чистый альбомный лист в вертикальном положении. Теперь без помощи модулей, мы попробуем составить конкретное изображение, так же из геометрических фигур.
Давайте рассмотрим форму рыбки и подумаем, из каких геометрических фигур она может состоять. А что бы нам было легче понять, мы ее нарисуем карандашом, а потом будем рассуждать.
Для этого нам необходимо карандашом разделить лист бумаги на 4 части горизонтально. Что бы всё получилось ровно, сначала разделим лист пополам, а после верхнюю часть листа делим напополам и так же нижнюю часть листа. (Приложение 4)
И в самой верхней части листа нарисуем рыбку. Не давите на карандаш, чтобы легко можно было стереть лишние и ненужные линии. (Приложение 5)
Преподаватель: Как вы думаете, на какие геометрические фигуры ее можно разделить?
Ученики: на треугольник или три треугольника.
Преподаватель: Ну давайте посмотрим, что же у нас может получиться. Обратите внимание, на какие геометрические фигуры я ее делю, и делайте вместе со мной. (Приложение 6)
Преподаватель: Посмотрите, как легко можно составить нашу рыбку, используя только геометрические фигуры. А теперь попробуйте сами, и составьте из геометрических фигур рыбку, только уже по-своему.
Ученики выполняют задание. Обход по рядам. Помощь учащимся в выполнении задания.
Преподаватель: Ребята, удалось ли вам выполнить задание? Трудно было придумать, из чего составить фигуру рыбки?
Ученики: нет, немного.
Преподаватель: Раз с самым сложным заданием вы справились. То сейчас вы должны выполнить стилизацию рыбки, но только с помощью одной геометрической фигуры – круг или маленький кружок.
Давайте познакомимся с этапами стилизации рыбки.
1.Рисуем рыбку, более понравившейся нам формы простым карандашом. (Приложение 7)
2.Определяем, какими размерами круг будет применяться в нашей стилизации (маленькие или крупные кружочки). (Приложение 8)
3.После заполнения всей фигуры рыбки кружочками, выбираем, какую часть рыбки, нам хотелось бы, больше всего выделить. (Приложение 9)
Если в работе акварелью или гуашью мы используем разные цвета, то в стилизации участвуют только два цвета – чёрный и белый. Черный цвет заменяет все остальные цвета.
-
Подведение итогов.
Преподаватель: Ребята, скажите, геометрические фигуры все чёткие и конкретной формы или расплывчатые и непонятные? И можно ли из этих фигур создать красивую и плавную форму? Сложно ли стилизовать с помощью геометрических фигур?
Ученики: Конкретные и понятные. Да, с помощью стилизации можно создавать красивую и плавную форму. Стилизовать не сложно, с помощью геометрических фигур.
Преподаватель: Конечно, стилизацию делать легче, если мы знаем, что конкретно и какое изображение мы будем стилизовать. Вам понравился урок? Давайте посмотрим, какие красивые и необычные рыбки у нас получились.(Приложение 10). Молодцы, все хорошо работали и старались!
Заключение
Изобразительное искусство, и темы, используемые на уроках, способствуют развитию образно-ассоциативного мышления. Так как на уроках проявляется яркое воображение учащихся. Сама тема урока, стилизация, основывается на образных ассоциациях. Учащийся видит натуру под воздействием своих ощущений, и отмечает те детали и особенности, которые навеяны его личными чувствами, ассоциациями и отношением к образу.
Список литературы
Развитие художественно-творческих способностей обучающихся стилизованному декоративному рисованию [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostey-obuchayuschihsya-stilizovannomu-dekorativnomu-risovaniyu – 08.10.2018.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10