СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Углубить знания учащихся о пейзаже, формировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира; выполнить пейзаж акварелью в технике «по-сырому».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства"»

Учитель: Федорова Т.Г.

Класс: 6

Тема урока: «Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: Углубить знания учащихся о пейзаже, формировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира; выполнить пейзаж акварелью в технике «по-сырому».

Задачи:

— Образовательные: Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства; показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа; научить рисовать пейзаж акварелью в технике по-сырому.

— Развивающие: Способствовать развитию творческой и познавательной активности; развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

— Воспитательные: Воспитывать любовь к искусству; воспитывать интерес к природе, умение находить красоту, гармонию, прекрасное в пейзаже; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

УУД:

— Личностные УУД: Уважительно относиться к искусству; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

— Регулятивные УУД: овладевать выразительными средствами изобразительного искусства — композицией, линией, цветом, различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовать место занятий.

— Познавательные УУД: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

— Коммуникативные УУД: оказывать помощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности; овладеть умением вести диалог; умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; оформлять свои мысли в устной речи; отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого.

Оборудование:

1. Для учителя: презентация по теме урока, иллюстративный материал на доске.

2. Для учащихся: альбом (акварельная бумага), акварель, кисти.

Литература:  «Изобразительное искусство. 6 класс» (Л.А. Неменская).

Ход занятия:

Этап урока с указанием минут

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Примечания.

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

(1 мин)

— Добрый день, ребята, садитесь. Проверим готовность к уроку. У вас на столах должны лежать альбом, акварель, кисти.

Организация рабочего места.

2. Сообщение темы, задач урока. Актуализация знаний учащихся.

(2 мин)

— Начнем урок с повторения.

Что вы изучали на прошлом уроке?

Что такое перспектива?

Что такое воздушная перспектива?

Какие правила воздушной перспективы вы запомнили?

— Сегодня мы продолжим говорить о пейзаже как о жанре изобразительного искусства. Тема урока — «Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства».

Ответы на вопросы на основе материала предыдущего урока.

3. Изучение нового материала.

(5 мин)

— Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Рассмотрим некоторые из них.

1. Сельский пейзаж. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

3.    Морской пейзаж. Картины  с изображением морского пейзажа ещё называют маринами.

4. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

5. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций.

6. Космический или фантастический пейзаж. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображении художника.

7. Героический пейзаж. Пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека, называется героическим.

8. Декоративный пейзаж. Пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, обычно выполняется так, чтобы дополнить архитектуру, сделать ее выразительнее.

9. Исторический пейзаж. В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим.

10. Эпический пейзаж. Для этого вида пейзажа характерны величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия.

11. Романтический пейзаж. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра — всё это и есть мотивы романтического пейзажа.

12. Лирический пейзаж. Такой пейзаж обычно небольшой по размеру. Он отражает определенные чувства человека — восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой природы.

13. Драматический пейзаж. Предвещает бурю, грозу, вызывает ощущения тревоги и беспокойства.

— Художники-пейзажисты использовали различные материалы для написания своих картин — масло, темперу, тушь и т.д. Одним из распространенных художественных материалов являются акварельные краски.

— Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски. Акварель совмещает особенности живописи и графики.

— Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во 2 веке нашей эры. В 18-19 веках акварель получила большое распространение в Англии, благодаря творчеству Джозефа Тёрнера. Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников. Среди русских художников, рисующих пейзажи акварелью, можно назвать мариниста Льва Феликсовича Лагорио, Александра Николаевича Бенуа, Анну Петровну Остроумову-Лебедеву и других.

— Особого внимания заслуживает техника акварели по-сырому. Акварель по-сырому — техника в акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу, такой способ возможен только в акварельной живописи. Он требует от художника точности в выборе цвета и тона. Даже опытный мастер, работая по мокрой бумаге, не может предвидеть окончательный результат, так как рисунок остаётся «в движении» до полного высыхания. В то же время именно своей непредсказуемостью акварель «по-сырому» привлекает многих художников. Также этот метод, дающий возможность легко наносить краски и смывать их при ошибках, не затирая бумагу, позволяет лучше изучить специфику акварельной живописи начинающим.


4. Практическая работа

(26 мин)

— Ваше задание на сегодня — изобразить пейзаж акварелью в технике по-сырому.

Этапы выполнения работы:

1. Намечаем карандашом линию горизонта, которая располагается примерно на уровне нижней трети листа бумаги и основные контуры.

2. Смачиваем акварельную  бумагу  водой.

3. Пейзаж по сырому, пишется как правило, с неба. Поэтому вначале наносится широкой кистью самый светлый общий тон неба. Этим тоном заполняется и нижняя часть этюда. Во первых для создания общего колорита картины.

4. Далее следует подождать некоторое время и дать небу слегка подсохнуть. На бумажной основе не должно быть лужиц краски, краска впиталась в бумагу, но бумага все еще обладает хорошей влажностью. На этой стадии, легко распознаваемой при некотором опыте, получаются самые выразительные соединения красок и неожиданные эффекты.

5. Прописываем усиливая до нужной концентрации, плоскости темных участков облаков.

6. Теперь начинается оформление переднего плана. Пока краски неба остаются слегка сырыми, нужно в первую очередь прописать участки, которые соприкасаются с небом и задним планом как можно плотнее, набирая на кисть больше пигмента чем воды. Естественно не забывая оставлять незаписанными светлые участки.

7. На завершающем этапе тонкой кистью добавляем детали.


5. Анализ рисунков.

(3 мин)

Совместный анализ выполненных рисунков учащихся у доски. Выявление характерных ошибок. Несколько работ желающих анализируют с классом, остальные выставляют без коллективного обсуждения.

Анализ работ одноклассников.

6. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

(3 мин)

— Итак, ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Что больше всего вам запомнилось?

— Что такое пейзаж?

— Какие виды пейзажа вы запомнили?

— Посмотрите на слайды. К какому виду относятся эти пейзажи?

— Каких художников-пейзажистов вы запомнили?

— Какие картины вы запомнили из представленных на уроке?

— Чем они вам понравились?

— В чем заключается суть техники акварели по-сырому?

Ответы на вопросы







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!