СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 - 7 классах. Тема урока в 6-м классе: « Изображение предметного мира – натюрморт». Тема урока в 7-м классе: « Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по изобразительному искусству разработан для спаренных 6 - 7 классов. Тема урока в 6-м классе: « Изображение предметного мира – натюрморт». Тема урока в 7-м классе: « Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов».  Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок – восхождение (по Неменскому)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству в 6 - 7 классах. Тема урока в 6-м классе: « Изображение предметного мира – натюрморт». Тема урока в 7-м классе: « Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов»»

Тема урока в 6-м классе: « Изображение предметного мира – натюрморт»

Тема урока в 7-м классе: « Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов»

Цель урока в 6-м классе: познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции и правилами постановки натюрморта.

Задачи урока в 6 –м классе

1) Познакомить учащихся с понятием «натюрморт» его особенностями, историей возникновения натюрморта как жанра, с основными требованиями к натюрморту.

2) формировать навыки художественного изображения способом аппликации.

3) Формировать навыки грамотного размещения натюрморта на плоскости.

4) Развивать способности к эстетическим переживаниям при знакомстве с произведениями искусства в жанре натюрморт, развивать чувство вкуса при создании композиций из различных предметов.

5)Развивать чувство коллективизма.

6) Развивать творческие способности, формировать навыки художественного изображения способом аппликации.

7)Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

8) Воспитывать бережное отношение к вещам.


Цель урока в 7 –м классе: познакомить учащихся с бытовым жанром в искусстве разных народов на примере искусства Китая, Японии и Кореи

Задачи урока в 7-м классе:

- познакомить учащихся с понятием «бытовой жанр»;

- раскрыть роль изобразительного искусства в формировании наших представлений о жизни людей разных эпох;

- формировать умение различать произведения древних культур по их стилистическим признакам и традициям поэтики и искусства;

- развивать способности к эстетическим переживаниям при знакомстве с произведениями искусства в бытовом жанре;

- развивать ценностные представления о многообразии и единстве мира;

- формировать навыки в изображении композиции;

- формировать умение изображать выбранные мотивы из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства;

- развивать творческие способности

- воспитывать уважение к искусству других народов


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок – восхождение (по Неменскому)



Ход урока:


1.Вводная беседа. Учитель задаёт вопрос: «Ребята, как вы думаете, откуда мы узнаём о том, каким был быт и нравы определённого народа в конкретную эпоху» - Из книг, раскопок.

Может ли об этом рассказать изобразительное искусство? Да. Может - слайд №1

2.Сообщение цели и темы урока: «Сегодня мы познакомимся с вами с жанрами изобразительного искусства, которые нам рассказывают о жизни людей в разные времена, не только о внешней её стороне, но и внутренней, смысловой »

«Итак, тема урока в 6-м классе: « Изображение предметного мира – натюрморт», тема урока в 7-м классе: « Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов» - слайд №2

  1. Предъявление нового материала

1) Сравнение картин, относящихся к жанру натюрморт и бытовому жанру. Беседа по этим картинам


Слайд №3

Кого изобразил Шарден на картине «Возвращение с рынка»? - Обычную женщину? В какой момент жизни запечатлел художник эту женщину? – Во время возвращения с рынка. Как вы думаете, это обычное занятие в жизни этой женщины? – Да. Итак, художник здесь изобразил сцену из обычной жизни людей, т.е. бытовую сцену. Можете ли вы примерно сказать, к какому времени относится эта бытовая сцена и в какой стране происходит данное событие? - Прошлые века, 17 или 18 век. Германия или Франция. Как вы это поняли?- По одежде, мебели. Посуде. О чём хотел нам рассказать художник, создавая данную картину? – об обычной жизни своего народа.

«А что изображено на картине Хеда «Натюрморт с золотым кубком»? – Еда, посуда. В какой момент жизни людей изображены эти предметы? – после еды. К какому времени они относятся?- век 18, 19. Что вы можете сказать о хозяине данных вещей? – Неаккуратный, богатый. О чём нам рассказывает художник на этой картине? О жизни людей. Итак, изображая предметный мир, художник рассказывает нам и о людях, которым эти предметы принадлежат.

2) Знакомство с понятиями «натюрморт», «бытовой жанр»

Не смотря на то, что у этих картин много общего, они относятся к разным жанрам изобразительного искусства. Если на картине изображена обычная сцена из жизни людей, значит эта картина относится к бытовому жанру. Даша, прочитай пожалуйста определение бытового жанра – слайд №4

А , если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это – натюрморт.

Таня, прочитай нам, пожалуйста определение натюрморта – слайд №5

Ребята, мы с вами только что убедились в том, что собранные вместе предметы рассказывают нам об атмосфере, в которой живёт человек, о его привычках, характере. Вещи, предметы – это неотъемлемая часть жизни людей. Так и натюрморт когда – то был только составной частью бытовой сцены, а самостоятельным жанром он стал сравнительно недавно. Даша провела небольшое исследование и проследила путь натюрморта от бытовой сцены до самостоятельного жанра.

3) Знакомство с историей развития натюрморта.

Ученица 7 – го класса читает сообщение « Натюрморт. От бытовой сцены до самостоятельного жанра»

Натюрморт: от бытовой сцены до самостоятельного жанра

Слайд №6 Первый этап в развитии натюрморта относится к палеолитическому периоду. Подлинный целый предмет можно встретить уже в бронзовом веке.

Слайд №7 В росписях Древнего Египта предметы всегда изображаются изолированными друг от друга. Впервые вводится мотив цветка, тема срезанных растений.

Слайд №8 В произведениях эгейского искусства появляется соотносительность пропорций. Предметы изображаются в три четверти, скомпонованные группами.

Слайд №9  Традиции эгейской живописи нашли свое продолжение в греческой. Мы можем судить об этом жанре изобразительного искусства по вазам. Предметы теперь не висят в воздухе, а имеют свое «реальное место» в пространстве: щит, прислонённый к дереву, хламида, перекинутая через ветку – так называемый «висящий» натюрморт.

Слайд №10 В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. Римляне любили изображать пиршества, блюда с плодами, рыбу, растения, птиц, проявляя тонкую наблюдательность, а иногда наделяя предметы символическим смыслом.

Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.

Слайд №11 В средневековом искусстве предмет становится атрибутом, а не объектом изображения. Большую роль также продолжает играть орнамент, особенно активно используемый в витражах католических соборов.

Слайд №12 Особенно ярко жанр натюрморта проявился в нидерландской живописи проторенессанса . Он все еще является частью интерьера, но при этом любовь художников к детализации создает удивительные маленькие натюрморты: посуда, рабочий стол, обувь, стоящая на полу. Все это изображается с такой же любовью как и фигуры людей и святых.

Слайд №13 В Италии натюрморт появляется из декорации. В дальнейшем предмет получает своеобразную самостоятельную активность, становится участником действа. Начиная с проторенессанса предметный мир становится все более реалистичным, иногда даже почти осязаемым. Он перестает быть бутафорией, а становится бытом. В 16 веке художники северного Возрождения начинают обнажать предметы, срывать с них покровы (например, кожу с животных).

Слайд №14 В 17 веке в Голландии появляется «чистый» натюрморт. Предметы становятся осязаемыми, зритель как будто ощущает запах и вкус фруктов и вина. Изобилие становится главным мотивом.

 Таким образом, жанр изобразительного искусства натюрморт, в «чистом» виде, формируется в 17 веке, а термин «натюрморт» появляется лишь в начале 19 века (он обозначал мертвую натуру, например охотничьи трофеи).

4) Закрепление прослушенного материала. Задание 6-му классу: восстановить в хронологической последовательности основные этапы развития натюрморта. Учитель выдаёт обучающимся полоски бумаги, на каждой из которых написан один из этапов развития натюрморта. Задача детей расположить эти полоски в соответствии с хронологической последовательностью развития натюрморта. Работа осуществляется в парах.

5) Беседа с 7- м классом. Даша, в то время как ты проводила своё исследование, ты наверное, обратила внимание на то, что интерес к жизни человека был всегда и у разных народов. И в Древнем мире и в Средние века жанровые сцены создавались под воздействием религиозных воззрений, социально-политических процессов. Они были распространены в росписях и рельефах, в разных миниатюрах.

Сегодня ты поближе познакомишься с бытовым жанром в изобразительном искусстве восточных стран. Для этого ознакомься, пожалуйста, со следующей информацией, ответь на вопросы и начинай выполнять задание.


6) Самостоятельная работа 7 класса

7) Проверка выполнения задания в 6-м классе – слайд №16

8) Знакомство учащихся 6 –го класса с основами композиции и правилами постановки натюрморта

Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с основами композиции и правилами постановки натюрморта.

Слайд №16 Композиция – это планомерное, строго определённое соединение предметов, переданное художником в своей работе.

Если вы обведёте взглядом комнату, то увидите огромное количество предметов, находящихся в композиционной зависимости друг от друга. Воспринять, а тем более изобразить всё это целиком – очень сложно. Потому, что наш взгляд фиксирует фрагменты комнатного убранства, останавливаясь на определённых группах предметов и выделяя из них главный. Этот главный предмет обычно находится в середине композиционного набора предметов и, как правило, выделяется на фоне этого набора цветом, формой, размером или природной фактурой, а иногда и несколькими такими признакми. Давайте проведём интересный и полезный эксперимент: возьмите пустую раму и, держа её в вытянутой руке, постепенно наводите на предметы, находящиеся в комнате. Перед вашими глазами будут возникать почти готовые композиции для натюрморта. А рама будет зрительно «отсекать» всё лишнее.

Слайд №17 Какой предмет здесь является композиционным центром?

Слайд №18 Прочитайте это слово. Сначала слева направо, а потом наоборот. В каком случае вам было легче читать? – Слева направо. Причина этого- ещё одна особенность нашего зрительного восприятия. Наши глаза легче и охотнее движутся слева направо.

Эту особенность нужно учитывать при изображении натюрморта. Классический вариант композиции получается, если все основные предметы находятся почти посередине картины с небольшим сдвигом вправо – демонстрация наглядного пособия.

Сравните 2 композиции. Какая вам нравится больше? Что не так в другой?

Во второй композиции предметы располагаются разобщено, а в первой объединены в единое целое. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составлять единое целое.

Слайд №19 Какой из этих предметов можно сюда добавить? - Грушу

Почему?- Потому что в этом натюрморте изображено яблоко, яблоко – это фрукт и груша тоже фрукт. Композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой, но в то же время в состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету.

Слайды 20 -22 Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: например, овал, треугольник, прямоугольник

Слайд 23 Вот насколько схем расположения предметов в натюрморте

Но не следует думать, что предметы нужно обязательно располагать по схеме.

Слайд 24 Оригинальное композиционное решение может возникнуть в результате того, что, например, грибы случайно высыпались из корзины

Слайд 25 Или обеденный стол остался неприбранным. Всё богатство предметов окружающего мира может стать основой для создания натюрморта. Нужно учиться видеть красоту обыкновенных вещей.

9) Практическая работа в 6 классе. Создание постановок натюрмортов на заданные темы. Работа в группах.

Ребята, я вам сейчас предлагаю потренироваться в постановке натюрморта. Разделитесь, пожалуйста на 2 группы по четыре человека. Каждая группа получает название натюрморта. Ваша задача выбрать предметы на ваш взгляд наиболее подходящие для данного названия и составить из них композицию. Темы композиций: «На уроке», «Крестьянский ужин».

10) Беседа с 7- м классом. Слайды 26-31

  1. С чем связано появление первых бытовых сцен в Китае?

  2. Когда формировались первые школы китайской жанровой живописи?

Какое впечатление создаёт картина Ян Либэня «Страница из Восточного альбома»? -Картина создаёт впечатление спокойного бытия, тихой обстановки, гармонии .

  1. Когда наступил расцвет бытового жанра в Японии?

  2. Что стремились передать мастера корейской бытовой живописи?


4. Практическое задание 7-му классу. Даша, изобрази бытовую сцену из жизни какого – либо народа. Постарайся передать в своей работе особенности традиций поэтики и искусства выбранной тобою страны.

5. Анализ композиций 6 –го класса.

6. Практическое задание 6-му классу. Ребята, сейчас вам нужно будет изобразить натюрморт способом аппликации. Я выдаю вам шаблоны силуэтных изображений различных предметов. Выберите три предмета наиболее подходящие для вашей композиции. Подумайте, какой из этих предметов будет главным. Как выделить этот предмет, каким будет фон. Не забывайте о правиле контраста, ритме.

Звучит классическая музыка.

7.Анализ работ. Подведение итогов. С какими жанрами изобразительного искусства вы сегодня познакомились? – натюрмортом и бытовым жанром

Чем они отличаются? – в бытовом жанре изображены люди и вещи. В натюрморте – только вещи.

Что у них общего? – рассказывают о жизни людей

Выставление оценок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!