Тема: Зачем людям украшения
Цель урока:
Выявление общих представлений о месте и роли украшений в жизни человека и общества.
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР)
- уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Метапредметные (МПР)
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих заданий.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и
работу в паре;
- уметь организовать место занятий.
Звучит музыка моря, видео моря.
Организационный этап
-Закройте глаза, слышите.
-Здравствуйте, ребята, я так рада видеть вас на берегу моря, посмотрите, море нам что-то принесло, может кто-то поможет открыть? (сундук, ракушки)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Чтобы открыть сундук, нам нужно хорошее настроение. Давайте улыбнемся и посмотрим, что же там находится.
-Что в нём находится? (украшения)
-Как вы думает, о чём сегодня мы будем говорить?
Тема урока «Зачем людям украшения» (на доске тему открывает ученик, тема спрятана под ракушками)
Какую цель мы перед собой поставим?
выявление общих представлений о роли украшений в жизни человека и общества.
-Как вы думаете, почему мы оказались на побережье?
Актуализация знаний.
С чего начиналась история украшений? История украшений началась с найденного в Южной Африке колье из ракушек возрастом около 75 тысяч лет до нашей эры.
Сложно сказать, кому оно принадлежало. Это было, скорее, не украшение, а распознавательные знаки или обереги от злых духов. С давних времён человек украшал себя и предметы, которыми пользовался. Даже в древности украшение представлялось людям делом не менее важным. Посмотрите на древнего охотника. Какие украшения вы у него видите? Какое значение имело украшение для древнего человека?
--Древний охотник украшал себя необычным ожерельем из клыков хищных зверей. Каждый клык означал убитого зверя. Это была демонстрация перед соплеменниками своей ловкости, силы.
-Какие украшения вы еще знаете? (кольца, серьги, ожерелье, диадемы, заколки, браслеты, брелки...)
-Какую роль в современном мире играют украшения?
А что значит слово украшение? (ищут в словарях)
УКРА́СИТЬ, -а́шу, -а́сишь; -а́шенный; сов., кого-что. Придать кому-чему-н. красивый вид, сделать нарядным, наряднее. Украсить
-Всегда ли они выполняли роль красоты? Сегодня нам предстоит это узнать.
-Как вы думаете, что мы будем сегодня рисовать?
-А разукрашивать мы будем наши украшения разными техниками. Сейчас вы посмотрите видео, в котором они представлены. (смотр видео):
1 техника- раскрашивание губкой
2 техника-рисование нитками «Ниткография»
3 техника- рисование ватными палочками «Пуантилизм»
4 техника-рисование 3 д ручкой
-Сегодня мы будем работать с разными материалами, поэтому давайте вспомним правила безопасной работы:
При работа с разными материалами, в том числе карандашом и кисточкой строго запрещается:
-брать их в рот, засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу;
-размахивать и бросаться ими;
-ломать, выщипывать из кисточки, ватных палочек ворсники;
-класть в непредназначенное для них место;
После работы поместить их в предназначенное для них место
После работы с кисточкой вымыть её и поставить в предназначенное место ворсинками вверх
После работы вымыть руки
При работе с 3Д ручкой не касаться наконечника, так как идет горячий пластик. После работы вынуть оставшийся пластик и выключить прибор
Листы самооценивания в виде бусинок (отвечают, выполняют, надо закрасить бусинку)
Желательно определить кто какой техникой рисует
Практическая часть
-Приступаем к работе.
Физминутка под мотив песенки «Ягода-малинка»:
А палитру красок я возьму
Нарисую радугу-дугу,
Нарисую солнышко, цветы
И чтобы вместе были я и ты.
Выставка рисунков «Ювелирочка» (учитель заранее должен подготовить место, оформление выставки. Можно украсить новогодними гирляндами, написать название)
-Сейчас мы с вами откроем ювелирную выставку. Какие же украшения у нас получились. Я прошу вас выйти к доске, показать ваши рисунки и рассказать о роли украшений в жизни человека (тут идет работа по учебнику), если ребёнок рисовал кольцо, он должен прочитать с учебника, какую роль играли кольца в древности итд
Посмотрите. Какие красивые украшения у нас получились. Наша ювелирная выставка открыта! Апплодисменты
-Самооценивание:
Перед вами лежат листы самооценивания в виде бусинок, если этап выполнен, вы закрашиваете бусинку.
Какие же еще украшения есть в нашем сундуке?(ракушки каури) (национальный колорит)
При рождении в семье девочки, родные и близкие дарили новорожденной различные украшения — бисер, бусы, раковины каури («jыламаш»). Как вы думаете, почему?
По народному поверью, наибольшей магической силой обладали ракушки моллюска каури. По своей форме, они схожи с человеческим глазом, поэтому считалось, что это украшение способно уберечь от сглаза.
Раковины каури завозились купцами, поэтому стоили очень дорого. В литературе описываются случаи, когда за одну ракушку отдавали быка.
-А какие национальные алтайские украшения вы знаете, ребята?
-Сейчас мы с вами будем украшать нашу национальную красавицу (кукла заготовлена заранее, она большая, так как украшаем украшениями )
Итог урока
Давайте вернемся к теме урока «Зачем людям украшения»
Украшает
Оберегает
Служили талисманами, оберегами
Выделяет статус, величие
Домашнее задание
-Запишите домашнее задание: прочитать текст учебника с.106-107, выполнить описание алтайского национального украшения на выбор
Рефлексия
Посмотрите, ребята, какие красивые ракушки я вам привезла с берегов Черного Моря, из этих ракушек сделаны украшения-брелочки, выбирайте, в соответствии с вашим настроением: жёлтый, красный, оранжевый берёте, если у вас хорошее, радостное. Светлое настроение, зелёный берёте, когда у вас спокойное настроение
Вы большие молодцы, умнички! Мне было очень приятно с вами работать.
Спасибо за урок! До свидания!