СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии для 11 класса "Становление и развитие периодического закона и теории химического строения"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии для 11 класса "Становление и развитие периодического закона и теории химического строения"»

Урок №3 19.09.2022

Тема: Становление и развитие периодического закона и теории химического строения

Цели урока: 1. Обобщить знания периодического закона и периодической системы. 2. Систематизировать знания о важнейших закономерностях, заложенных в периодической системе. 3. Уметь применять знания о строении атомов, о периодичности изменения свойств элементов при решении химических задач.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с периодической таблицей.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения определять цель учебной деятельности.

  2. Продолжить формирование умения определять взаимосвязь между строением и свойствами.

  3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, раздаточный материал.

Основные термины и понятия: периодический закон, периодическая таблица, строение атома, заряд ядра, протоны, электроны, нейтроны, изотопы.

Методы проведения.

1. Словесные (беседа, фронтальный устный опрос).

2. Наглядные (демонстрация).

3. Практические (фронтальный письменный опрос (тестовое задание), индивидуальный письменный опрос, лабораторный эксперимент).

Раздаточный материал: карточки с дидактическим материалом на каждый стол с индивидуальным заданием, с тестовым заданием.

Структура урока

  1. Организационный этап.

  2. Мотивация знаний. Актуализация знаний.

  3. Основной этап (усвоение новых знаний и способов действий).

  4. Закрепление и применение знаний.

  5. Подведение итогов. Рефлексия.

  6. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный этап.

2. Мотивация знаний. Актуализация знаний.

1. В каком году был открыт периодический закон? (1 марта 1869г.)

2. Дайте современную формулировку периодического закона. (Свойства химических элементов, а также их соединений находятся в периодической зависимости от зарядов ядер атомов.)

3. Чем отличается современная формулировка периодического закона от данной Менделеевым? (За основу Менделеев брал атомный вес элемента.)

4. При создании периодической системы Д.И. Менделеев расположил два соседних элемента (какие?) V периода не в порядке возрастания атомного веса. Почему это пришлось сделать? (Te, I)

5. Можете ли вы привести дополнительные примеры подобных несоответствий? (Ar-K, Co-Ni)

Следующий этап нашей работы - фронтальный письменный опрос.

Ответы:

    1. электрон, протон и нейтрон

    2. г

    3. а

    4. в

    5. в

    6. г

    7. в

    8. а

    9. в

    10. а

  1. Основной этап (усвоение новых знаний и способов действий).

Для ориентировки в мире окружающих нас веществ необходима их классификация. Попытки ее создать предпринимались с давних пор. Общее число попыток классификации элементов до Д.И. Менделеева достигает пятидесяти. В них принимали участие ученые разных стран. Первые попытки классификации химических элементов были основаны на резко выраженных противоположных свойствах простых веществ, образованных химическими элементами, - металлов и неметаллов –Йёнс Якоб Берцелиус.

Дёберейнер Иоганн Вольфганг выявил сходство между химическими элементами, так называемое «Правило Триад»: элементы в триадах образуют сходные по составу соединения и обладают сходными свойствами (например, общей формулой оксидов)

Li Na K Ca Sr Ba; P As Sb; S Se Te; Cl Br I

В дальнейшем число элементов в триадах увеличилось до 4–5. Такие группы получили своё название – естественные семейства химических элементов. К началу 60-х годов XIX века практически все известные химические элементы были объединены в естественные семейства.

Были предприняты и другие попытки создать единую систему химических элементов.

Александр Эмиль Бегье де Шанкуртуа расположил химические элементы по спирали, пытаясь связать свойства с их атомной массой,

Джон Александер Ньюлендс расположил элементы в таблицу по возрастанию их атомных масс и сформулировал закон Октав,

Лотар-Юлиус Мейер рассмотрел общую систему химических элементов, расположив их по возрастанию атомных масс.

А.М. Бутлеров опирался на труды предшественников: Луи Гитон де Морво, Антуан Лавуазье (термин радикал), Йёнс Якоб Берцелиус, Юстас Либих, Жан Дюма (теория радикалов), Йёнс Якоб Берцелиус (термин изомерия). Соавторами теории считают Августа Кекуле, Арчибальда Купера.

4. Закрепление и применение знаний. Письменная работа по вариантам.

Ответы.

Вариант 1.

1. C.

2. 2е-, 8е-, 4е-.

3. KH, K2O, KOH.

Вариант 2.

1. Ne.

2. 2е-, 8е-, 6е-.

3. CsH, Cs2O, CsOH.

Вариант 3.

1. P.

2. 2е-, 8е-, 7е-.

3. NaH, Na2O, NaOH

5. Подведение итогов. Рефлексия. Ответьте на вопросы. – Что мы учились выполнять? – Какие были затруднения? – Что показалось самым интересным? – Что удивило вас?  – Спасибо за сотрудничество! 

6.Домашнее задание. п.3, конспект, отвечать на вопросы.















Вопросы фронтального письменного опроса.

1. Химические свойства вещества определяются тремя субатомными частицами. Две из них имеют одинаковый по величине, но противоположный по знаку заряд, а третья не имеет заряда.

Эти частицы называются______________, _________________ и _______________.

2. Из перечисленных ниже характеристик атомов элементов периодически изменяются:

а) заряд ядра атома;

б) относительная атомная масса;

в) число энергетических уровней в атоме;

г) число электронов на внешнем энергетическом уровне.

3. Атом какого из элементов легче всего отдает один электрон:

а) натрий, порядковый номер 11;

б) магний, порядковый номер 12;

в) алюминий, порядковый номер 13;

г) кремний, порядковый номер 14?

4. Число протонов в ядре равно:

а) числу нейтронов в ядре;

б) номеру группы;

в) числу электронов в атоме;

г) суммарному числу электронов и нейтронов?

5. Атом элемента имеет порядковый номер 13 и массовое число 27. Число валентных электронов у него равно:

а) 5; в) 3;

б) 2; г) 4.

6. Массовое число изотопа равно:

а) числу протонов в ядре;

б) числу нейтронов в ядре;

в) числу орбитальных электронов;

г) суммарному числу нейтронов и протонов.

7. Элемент с порядковым номером 38 должен обладать свойствами, сходными с:

а) платиной; в) кальцием;

б) свинцом; г) ртутью.

8. Неметаллические свойства элементов, расположенных в главных подгруппах периодической системы Д.И. Менделеева, наиболее ярко выражены у тех из них, которые находятся:

а) в верхней части подгруппы;

б) в нижней части подгруппы;

в) в середине подгруппы;

г) у всех элементов подгруппы выражены примерно в одинаковой степени.

9. Неизвестный элемент Э образует хлорид состава ЭCl3. Какая наиболее вероятная формула у его оксида:

а) ЭО2; в) Э2О3;

б) ЭО3; г) Э3О2.

10. Элементы IА группы периодической системы

а) называются щелочными металлами;

б) принимают электроны;

в) имеют атомы с числом электронов на один меньше, чем нужно для достижения электронной конфигурации инертного газа;

г) образуют высшие оксиды с общей формулой R2О3.












Вопросы фронтального письменного опроса.

1. Химические свойства вещества определяются тремя субатомными частицами. Две из них имеют одинаковый по величине, но противоположный по знаку заряд, а третья не имеет заряда.

Эти частицы называются______________, _________________ и _______________.

2. Из перечисленных ниже характеристик атомов элементов периодически изменяются:

а) заряд ядра атома;

б) относительная атомная масса;

в) число энергетических уровней в атоме;

г) число электронов на внешнем энергетическом уровне.

3. Атом какого из элементов легче всего отдает один электрон:

а) натрий, порядковый номер 11;

б) магний, порядковый номер 12;

в) алюминий, порядковый номер 13;

г) кремний, порядковый номер 14?

4. Число протонов в ядре равно:

а) числу нейтронов в ядре;

б) номеру группы;

в) числу электронов в атоме;

г) суммарному числу электронов и нейтронов?

5. Атом элемента имеет порядковый номер 13 и массовое число 27. Число валентных электронов у него равно:

а) 5; в) 3;

б) 2; г) 4.

6. Массовое число изотопа равно:

а) числу протонов в ядре;

б) числу нейтронов в ядре;

в) числу орбитальных электронов;

г) суммарному числу нейтронов и протонов.

7. Элемент с порядковым номером 38 должен обладать свойствами, сходными с:

а) платиной; в) кальцием;

б) свинцом; г) ртутью.

8. Неметаллические свойства элементов, расположенных в главных подгруппах периодической системы Д.И. Менделеева, наиболее ярко выражены у тех из них, которые находятся:

а) в верхней части подгруппы;

б) в нижней части подгруппы;

в) в середине подгруппы;

г) у всех элементов подгруппы выражены примерно в одинаковой степени.

9. Неизвестный элемент Э образует хлорид состава ЭCl3. Какая наиболее вероятная формула у его оксида:

а) ЭО2; в) Э2О3;

б) ЭО3; г) Э3О2.

10. Элементы IА группы периодической системы

а) называются щелочными металлами;

б) принимают электроны;

в) имеют атомы с числом электронов на один меньше, чем нужно для достижения электронной конфигурации инертного газа;

г) образуют высшие оксиды с общей формулой R2О3.












- 1 -

1. Определите элемент по указанному числу протонов, нейтронов и электронов:

протонов - 6, нейтронов - 6, электронов - 6. Элемент . . .

2. Изобразите схему строения атома кремния.

3. На основании положения элемента в периодической системе напишите его соединения, формы которых указаны ниже:

Элемент Гидрид Высший оксид Гидроксид

K … … …


- 2 -

1. Определите элемент по указанному числу протонов, нейтронов и электронов:

протонов - 10, нейтронов - 10, электронов - 10. Элемент . . .

2. Изобразите схему строения атома серы.

3. На основании положения элемента в периодической системе напишите его соединения, формы которых указаны ниже:

Элемент Гидрид Высший оксид Гидроксид

Cs … … …


- 3 -

1. Определите элемент по указанному числу протонов, нейтронов и электронов:

протонов - 15, нейтронов - 16, электронов - 15. Элемент . . .

2. Изобразите схему строения атома хлора.

3. На основании положения элемента в периодической системе напишите его соединения, формы которых указаны ниже:

Элемент Гидрид Высший оксид Гидроксид

Na … … …


- 1 -

1. Определите элемент по указанному числу протонов, нейтронов и электронов:

протонов - 6, нейтронов - 6, электронов - 6. Элемент . . .

2. Изобразите схему строения атома кремния.

3. На основании положения элемента в периодической системе напишите его соединения, формы которых указаны ниже:

Элемент Гидрид Высший оксид Гидроксид

K … … …


- 2 -

1. Определите элемент по указанному числу протонов, нейтронов и электронов:

протонов - 10, нейтронов - 10, электронов - 10. Элемент . . .

2. Изобразите схему строения атома серы.

3. На основании положения элемента в периодической системе напишите его соединения, формы которых указаны ниже:

Элемент Гидрид Высший оксид Гидроксид

Cs … … …


- 3 -

1. Определите элемент по указанному числу протонов, нейтронов и электронов:

протонов - 15, нейтронов - 16, электронов - 15. Элемент . . .

2. Изобразите схему строения атома хлора.

3. На основании положения элемента в периодической системе напишите его соединения, формы которых указаны ниже:

Элемент Гидрид Высший оксид Гидроксид

Na … … …




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!