Урок№25 15.03.2023
Тема: Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов. Генетическая связь неорганических и органических веществ
Цель урока: Образовательные-углубить, систематизировать, обобщить знания учащихся об оксидах неметаллов и соответствующих им кислородсодержащих кислотах. Развивающие - развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы, правильно и последовательно излагать свои мысли. Воспитывающие - содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний
Ход урока
Организационный этап.
Актуализация знаний. Решение задач
Мотивация
Их получают путем горения,
Или разложением сложных веществ
В них два элемента, один-кислород,
Я отнесу к ним и известь и лед
Что такое оксиды? К какой группе относятся оксиды неметаллов?
Дайте определения кислотным, основным и амфотерным оксидам, подтвердите схему примерами формул соответствующих оксидов. Для этого запишите правильно формулы оксидов: оксид серы (VI), оксид азота (IV), оксид магния, оксид натрия, оксид фосфора (V),оксид кремния, оксид углерода (IV), оксид хрома (VI), оксид цинк.
Основной этап (усвоение новых знаний и способов действий).
Общая характеристика оксидов неметаллов.
Задание: Даны формулы кислотных оксидов:
А) N2O5 CO2 Cl2O7 SO3
Б)P2O5 As2O5 N2O5 Sb2O5
Расположите эти формулы в порядке усиления кислотных свойств оксидов. Объясните, какие закономерности наблюдаются в изменении кислотных свойств оксидов в периодах и группах.
Окислительные свойства серной и азотной кислоты.
Сравните химические свойства серной и азотной кислот. Допишите схемы реакций, объясните их в свете представлений об ОВР.
Ме + HNO3 конц. → соль + NO2↑ + H2O
Ме + HNO3 разб. → соль + NO↑ + H2O
А) Hq + H2SO4 конц.→ Б) Hq + HNO3 конц.→ В) Hq + HNO3 разб.→
Генетическим называют ряд веществ — представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих общность происхождения этих веществ или их генезис.
При взаимодействии 12 г предельного одноатомного спирта с натрием выделилось 2,24 л водорода (н. у.). Найдите молекулярную формулу спирта и запишите формулы возможных изомеров.
Содержание крахмала в картофеле составляет 22%. Вычислите массу 80% -го этилового спирта, которую можно получить из 250 кг картофеля, если выход спирта составляет 80% от теоретически возможного. Ответ: 31,28 кг.
Закрепление и применение знаний Тестирование
Ключ к взаимопроверке:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 1 – А; 2 – В; 3 – Д; 4 - Г |
Система перевода первичного балла в отметку:
«5» - 8 – 9 б. – Вы молодец!
«4» - 7 – 6 б. – Безусловно, вы хорошо потрудились! Но вам ещё есть к чему стремиться!
«3» - 5 - 4 б. – Вам ещё много предстоит потрудиться, чтобы приобрести прочные знания по данной теме и улучшить свой результат. Помните: дорогу осилит идущий!
6. Подведение итогов. Рефлексия.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен |
Домашнее задание
1. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) вода и соляная кислота
2) кислород и оксид магния
3) вода и медь
4) оксид кальция и гидроксид натри
2. Способны взаимодействовать между собой
1) SiO2 и Н2О 2) СО2 и H2SO4 3) CO2 и Са(ОН)2 4) Na2O и Са(ОН)2
3. Ни с водой, ни с раствором гидроксида натрия не реагирует
1) SiО2 2) SO3 3) ВаО 4) NО
4. Реагирует с гидроксидом натрия и оксидом бария, а с водой нет
1) CO2 2) SO3 3) SiО2 4) SO2
5. Верны ли следующие суждения?
А). В А-группах сверху вниз кислотные свойства высших оксидов неметаллов усиливаются.
Б). В периодах слева направо свойства высших оксидов постепенно изменяются от основных к кислотным.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между серебром и разбавленной азотной кислотой: 1) 6 2) 10 3) 13 4) 18
Часть 2 ( за правильный ответ -3 б., если есть одна ошибка – 1 б., 2 и более ошибки – 0 б.)
7. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакций
1) Zn + HNO3 конц.→ А) Zn(NO3)2 + NO2↑ + H2O
2) Zn + HNO3 разб.→ Б) ) Zn(NO3)2 + H2↑
3) ZnO + HNO3 → В) Zn(NO3)2 + NO↑ + H2O
4) Zn(NO3)2 → Г) ZnO + NO2↑ + H2O
Д) Zn(NO3)2 + H2O
1. Оксид серы (VI) взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) вода и соляная кислота
2) кислород и оксид магния
3) вода и медь
4) оксид кальция и гидроксид натри
2. Способны взаимодействовать между собой
1) SiO2 и Н2О 2) СО2 и H2SO4 3) CO2 и Са(ОН)2 4) Na2O и Са(ОН)2
3. Ни с водой, ни с раствором гидроксида натрия не реагирует
1) SiО2 2) SO3 3) ВаО 4) NО
4. Реагирует с гидроксидом натрия и оксидом бария, а с водой нет
1) CO2 2) SO3 3) SiО2 4) SO2
5. Верны ли следующие суждения?
А). В А-группах сверху вниз кислотные свойства высших оксидов неметаллов усиливаются.
Б). В периодах слева направо свойства высших оксидов постепенно изменяются от основных к кислотным.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между серебром и разбавленной азотной кислотой: 1) 6 2) 10 3) 13 4) 18
Часть 2 ( за правильный ответ -3 б., если есть одна ошибка – 1 б., 2 и более ошибки – 0 б.)
7. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакций
1) Zn + HNO3 конц.→ А) Zn(NO3)2 + NO2↑ + H2O
2) Zn + HNO3 разб.→ Б) ) Zn(NO3)2 + H2↑
3) ZnO + HNO3 → В) Zn(NO3)2 + NO↑ + H2O
4) Zn(NO3)2 → Г) ZnO + NO2↑ + H2O
Д) Zn(NO3)2 + H2O