СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии: "Неметаллы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии: "Неметаллы"»

Тема: «Неметаллы»

Цель:

  • Дать общую характеристику неметаллов, актуализировать знания учащихся о физических свойствах неметаллов, о типах кристаллических решеток; развивать умения применять знания, сравнивать и делать выводы; воспитывать химическую аккуратность по отношению к окружающей среде.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать общую характеристику неметаллов элементов и простых веществ.

  • Изучить положение неметаллов в ПС;

  • Изучить особенности строения атомов неметаллов;

  • Изучить явление аллотропии на примере неметаллов;

  • Изучить физические свойства неметаллов;

Развивающие:

  • Расширение кругозора  и развитие интереса  к предмету через информационно - коммуникативные  и проектные технологии;

  • Развитие критического мышления, способности к рефлексии;

  • Обеспечение системности учения; умения анализировать;

Воспитательные:

  • Воспитание положительной мотивации учения;

  • Воспитание правильной самооценки и чувства ответственности;

  • Воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.

Ход урока:

Положение атомов неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева

Неметаллы расположены в правом верхнем углу ПСХЭ.

Всего 22 элемента являются неметаллами в периодической системе.

Задания № 1: по периодическому номеру химического элемента определите: 7,6,16, 14.

1. Название химического элемента;

2. Положение элемента (период, группа, подгруппа);

3. Количество протонов, нейтронов, электронов в ядре атома химического элемента;

4. Запишите его электронную конфигурацию;

5. Валентность (высшая и низшая);

6. Формулу высшего оксида.

Для атомов - неметаллов характерно:

  • Небольшой атомный радиус;

  • Большее число электронов на внешнем уровне (4-8е);

  • Элементы-неметаллы расположены только в главных подгруппах, значит, происходит заполнение электронами только внешнего энергетического уровня;

  • Для атомов - неметаллов характерны высокие значения электроотрицательности.

Физические свойства Неметаллов:

  • Для неметаллов простых в-в характерны все 3 агрегатных состояния при обычных условиях.

  • А) твердые (S,I2, графит);

  • Б) жидкие (бром);

  • В) газообразные (O2, N2, H2, Cl2, F2);

  • Г) Цветовая гамма разнообразная.

Такое разнообразие свойств неметаллов является следствие образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: молекулярной (все газы, белый фосфор) и атомной (алмаз, графит, кремний).

Химические свойства неметаллов:

Химические элементы-неметаллы могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства, в зависимости от химического превращения, в котором они принимают участие.

Атомы самого электроотрицательного элемента - фтора - не способны отдавать электроны, он всегда проявляет только окислительные свойства, другие элементы могут проявлять и восстановительные свойства, хотя намного в меньшей степени, чем металлы. Наиболее сильными окислителями являются фтор, кислород и хлор, преимущественно восстановительные свойства проявляют водород, бор, углерод, кремний, фосфор, мышьяк и теллур. Промежуточные окислительно-восстановительные свойства имеют азот, сера, йод.

Взаимодействие с простыми веществами

1. Взаимодействие с металлами:

2Na + Cl2 = 2NaCl,

Fe + S = FeS,

6Li + N2 = 2Li3N,

2Ca + O2 = 2CaO

В этих случаях неметаллы проявляют окислительные свойства, они принимают электроны, образуя отрицательно заряженные частицы.

2. Взаимодействие с другими неметаллами:

Взаимодействуя с водородом, большинство неметаллов проявляет окислительные свойства, образуя летучие водородные соединения - ковалентные гидриды:

3H2 + N2 = 2NH3

H2 + Br2 = 2HBr

3. Взаимодействуя с кислородом, все неметаллы, кроме фтора, проявляют восстановительные свойства:

S + O2 = SO2

4P + 5O2 = 2P2O5

4.При взаимодействии с фтором фтор является окислителем, а кислород - восстановителем:

2F2 + O2 = 2OF2

5. Неметаллы взаимодействуют между собой, более электроотрицательный металл играет роль окислителя, менее электроотрицательный - роль восстановителя:

S + 3F2 = SF6

C + 2Cl2 = CCl4

Получение неметаллов:

Способы получения неметаллов отличаются многообразием и специфичностью, общих подходов не существует. Рассмотрим основные способы получения некоторых неметаллов.

Получение галогенов. Самые активные галогены - фтор и хлор - получают электролизом. Фтор - электролизом расплава KHF2,  хлор - электролизом расплава или раствора хлорида натрия:

2Г- - 2  = Г2.

Другие галогены можно также получить электролизом или вытеснением из их солей в растворе с помощью более активного галогена:

Cl2 + 2NaI = 2NaCl + I2

Получение водорода. Основной промышленный способ получения водорода - конверсия метана (каталитический процесс):

CH4 + H2O = CO + 3H2

Получение кремния. Кремний получают восстановлением коксом из кремнезема:

SiO2 + 2C = Si + 2CO.

Получение фосфора. 

Фосфор получают восстановлением из фосфата кальция, который входит в состав апатита и фосфорита:

Ca3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO.

Кислород и азот получают фракционной перегонкой жидкого воздуха.

Сера и углерод встречаются в природе в самородном виде.

Селен и теллур получают из отходов производства серной кислоты, так как эти элементы встречаются в природе вместе с соединениями серы.

Мышьяк получают из мышьяковистого колчедана по сложной схеме превращений, включающей стадии получения оксида и восстановления из оксида углеродом.

Бор получают восстановлением оксида бора магнием.

Применение неметаллов:

Водород используется в химической промышленности для синтеза аммиака, хлороводорода и метанола, применяется для гидрогенизации жиров. Используется в качестве восстановителя при производстве многих металлов, например, молибдена и вольфрама, из их соединений.

Хлор применяют для производства соляной кислоты, винилхлорида, каучука и многих органических веществ и пластмасс, в текстильной и бумажной промышленности используют в качестве отбеливающего средства, в быту - для обеззараживания питьевой воды.

Бром и йод используют в синтезе полимерных материалов, для приготовления лекарственных препаратов и др.

Кислород применяется при сжигании топлива, при выплавке чугуна и стали, для сварки металлов, необходим для жизнедеятельности организмов.

Сера используется для производства серной кислоты, изготовления спичек, пороха, для борьбы с вредителями сельского хозяйства и лечения некоторых болезней, в производстве красителей, взрывчатых веществ, люминофоров.

Азот и фосфор применяются при производстве минеральных удобрений, азот применяется при синтезе аммиака, для создания инертной атмосферы в лампах, используется в медицине. Фосфор применяется при производстве фосфорной кислоты.

Алмаз используется при обработке твердых изделий, в буровых работах и ювелирном деле, графит - для изготовления электродов, тиглей для выплавки металлов, в производстве карандашей, резины и др.

Задание № 2: составить простой кроссворд, основанный на физических свойствах металлов и неметаллов.

Домашнее задание:

1. Изучить теоретический материал по данной теме;

2. Выполнить задание № 1, № 2.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!