Тема: Грузовик. Работа с металлическим конструктором.
Изделие: «Грузовик», «Автомобиль».
Цель: познакомить с деталями металлического конструктора, способами их соединения (подвижное и неподвижное), с инструментами для работы с конструктором; учить собирать модели технических устройств из данных деталей с опорой на схемы.
Оборудование: материалы и инструменты: металлические конструкторы (наборы), раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент. Разбираем уже готовые изделия, готовим конструктор для работы.
Математическое задание: Выложить конструктор так чтобы было видно 69 отверстий.
Беседа
- Расскажите, как выглядит грузовая машина. Для чего она нужна? (Ответы учеников.)
Грузовые автомобили используют для перевозки различных грузов. Свое название эти машины, как правило, получают по названию завода, на котором их изготавливают (КрАЗ — Кременчугский автомобильный завод, МАЗ - Минский автомобильный завод, КамАЗ — Камский автомобильный завод и т. д.). А самый первый грузовик, созданный инженером Б.Г. Луцким в 1900 г., на Всемирной выставке в Париже был удостоен серебряной медали.
2. Работа с раздаточным материалом
(Работа в паре.)
- Познакомьтесь с деталями конструктора и инструментами. (Ученики рассматривают детали конструктора, читают их названия, находят в своих наборах эти детали.)
3. Практическая работа
— Соберем подвижное и неподвижное соединения. В чем их отличие? Какие инструменты для этого понадобятся?
(Работа в паре. Ученики тренируются в сборе данных соединений, помогая друг другу.)
Сборка по плану
1. Приготовить детали и инструменты, необходимые для сборки модели.
2. Собрать кабину.
3. Собрать кузов.
4. Прикрепить колеса.
— Какие детали конструктора и инструменты нам понадобятся?
— Каковы конструктивные особенности модели грузовика?
— В каких узлах используется неподвижное соединение деталей, а в каких — подвижное?
— Какими способами мы будем выполнять эти соединения?
— Как, изменяя некоторые детали, можно преобразовать машину?
— Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе сданным конструктором? {Не брать детали в рот, при работе с мелкими деталями (винты и гайки) соблюдать аккуратность, быть внимательным и осторожным при использовании отвертки и т. д.)
(Ученики изготавливают свою модель с опорой на иллюстрации по составленному плану. Могут изготовить другую техническую модель по своему замыслу. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
Выставка работ
(Оценка своего изделия. Устраивается выставка готовых изделий, совместно обсуждается их качество (аккуратность, прочность, элементы творчества: самостоятельные конструктивные решения, оригинальность конструкции машины).)
— Какая работа вам понравилась больше всего? Почему?
— Где можно применить изделие?
Рефлексия
— Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой?
— Все ли было понятно?
— Что было интересным?
— А что оказалось для вас сегодня трудным на уроке?