СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по крымоведению на тему "Особенности национального и конфессионального состава населения Крыма. " (9 класс)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить формирование знаний о населении Крыма.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по крымоведению на тему "Особенности национального и конфессионального состава населения Крыма. " (9 класс)»

14.12.2017 год

Крымоведение

9 класс

Урок 11

Тема. Особенности национального и конфессионального состава населения Крыма. «Процветание в единстве!»

Цель: продолжить формирование знаний о населении Крыма

Задачи:

образовательные:

  • Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения Крыма

развивающие:

  • Отработать умение обобщать и систематизировать знания

  • развивать навыки работы с различными источниками информации

воспитательные:

  • Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Мотивация познавательной деятельности

Особенность Крыма — это его многонациональность. Не одно столетие, а может, даже и тысячелетие на площади в 27 тыс. км² мирно уживались и до сих пор уживаются люди различных национальностей.

История Крыма рассказывает о целой цепочке драматических событий: вторжений, захватов, войн. Древнейшим населением Крымского полуострова были тавры. Впоследствии, еще до нашей эры, сюда вторгались и основывали колонии выходцы из Средиземноморья греки и римляне. Во II-IV веке нашей эры в Крыму правили готы и гуны. Все это время Римская империя пыталась восстановить свои владения и ей это удалось. Со временем в Крыму появляются армяне, которые в основном заселяли Кафу (Феодосия) и старый Крым. В ХIII веке Крым был захвачен татаро-монголами, а в XV веке провозглашен независимым Крымским ханством. В 1783 году Екатериной ІІ был подписан Манифест о присоединении Крыма к Российской империи. Крымский полуостров пережил еще несколько войн: Крымскую, Гражданскую, Великую отечественную. Был оккупирован Германией и Румынией. В 1954 году Крым стал областью УССР, а в 2014 году снова вернулся в состав России.


Изучение нового материала

Немного истории

Киммерийцы. Именно они попадают на страницы исторических письменных свидетельств первыми, их упоминают в древнегреческих и азиатских источниках, уже начиная с VIII века до н.э. Древнегреческий поэт Гомер, в своих сочинениях “Одиссея” и “Илиада”, повествуя об опасном и полном приключений плавании Одиссея и его спутников, сообщает о некой стране киммерийской, находящейся где-то на краю света. В “Илиаде” прямо не говорится о киммерийцах, но полагают, что они описываются здесь под названиями “млекоеды” и “доители кобылиц”.

Тавры. Именно им Крым обязан такими своими наименованиями, как Таврида и Таврика. В отличие от киммерийцев, которые проникли на полуостров из Северного Причерноморья, все что о таврах нам  известно, от первых сведений и до самого их исчезновения, неразрывно связано лишь с Крымом. Исходя из этого, тавры по праву могут считаться настоящими крымскими аборигенами. Как народ сформировались в эпоху поздней бронзы на основе местных племен.

Скифы. О могущественном северном народе-кочевнике говорится в Библии, в книге Иеремии: "...народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его - как открытый гроб; все они люди храбрые..." (Иер 5.15). Как неумолимое стихийное бедствие, преследуя киммерийцев, ворвались скифы в, содрогнувшуюся перед их жестокостью, Переднюю Азию, в VII веке до н.э. Ассирийцы и вавилоняне именовали их ишкуза, греки называли скифами, сами же они себя - сколотами. Опустошив грабительскими набегами Месопотамию, Сирию, Палестину, дойдя до границ Египта, скифы населили Предкавказье, степи Северного Причерноморья и Крым. В 512 году до н.э. в Скифию вторглись огромная персидская армия царя Дария I. Теперь скифам уже пришлось обороняться самим. Оказав яростное сопротивление персам, и показав себя искусными воинами, скифы обратили персов в бегство и вынудили Дария отступить.


В разное время на полуострове жили хазары, печенеги, половцы, генуэзцы, венецианцы, другие народы. Крым всегда был своеобразным географическим «тупиком», где останавливались многие миграционные потоки.

Задание 1. Охарактеризуйте современный национальный состав населения Крыма. Выделите наиболее крупные этносы


К концу ХХ в. в Крыму сформировался сложный конгломерат народов и народностей.

По результатам переписи 2014 года в Крыму проживают представители 175 народов:

  • русские – 68%

  • украинцы – 15,7%

  • крымские татары – 10,6%

  • татары – 2%

  • белорусы – 1 %

  • армяне – 0,2%


Среди других народов выделяются:

  • численностью от 1 до 5 тыс. человек – азербайджанцы, узбеки, молдаване, евреи, корейцы, греки, поляки, цыгане. чуваши, болгары, немцы, мордва, грузины, турки

  • численностью менее 1000 человек – таджики, марийцы, башкиры, удмурты, осетины, казахи, арабы

  • караимы – 535 человек

  • крымчаки – 228 человек


Задание: Проанализируйте таблицу динамики национального состава населения Крыма, определите причины изменения численности народов за приведенный период


Национальность


1989 (%)


2001 (%)

2014 (%)

русские

67,05

60,67

67,90

украинцы

25,75

24,12

15,68

крымские татары

1,58

10,26

10,57

татары

0,44

0,57

2,05

белорусы

2,06

1,47

0,99

армяне

0,11

0,42

0,50

прочие

3,01

2,93

2,32

указали

100,00

100

100,00

 

 

 

 


Сообщения учащихся о народах Крыма


Русские в Крыму стали селиться после присоединения Крыма к России в XVIII в. Массовые переселения наблюдались в конце XIX века. В основном они селились на Южном берегу Крыма.

Украинцы в Крыму появились еще в период Крымского ханства, когда во время набегов их брали в плен. После передачи Крыма из РСФСР в УССР на север Крыма направлялись украинцы для освоения земель.

Население из крымских татар сформировалось в XV веке и проживало в Крыму до середины XX века. Потом были выселены в Среднюю Азию и обвинены в сотрудничестве с Германией. Возвращаться в Крым начали в 1989 году.

Армяне в Крыму появились в XIII веке. Сейчас армян в Крыму проживает около восьми тысяч человек.

Караимы в Крыму появились в позднее средневековье, проживали в основном в Евпатории, Феодосии и недалеко от Бахчисарая. Сегодня их насчитывается меньше тысячи.


Задание 2. Как связаны между собой понятия «региональная идентичность», «крымчане» и девиз Крыма «Процветание в единстве»?

Региональная идентичность - это ощущение всеми людьми разных этнических групп своей непосредственной причастности ко всему, что происходит в регионе, который они считают своей малой Родиной


Для народов Крыма региональная идентичность определена понятием «крымчане», которое объединяет различные народы Крыма независимо от языка и религии


Задание 3. Раскройте особенности конфессионального состава населения Крыма


Религии Крыма


Говоря о Крыме как о "перекрестке цивилизаций", в качестве одной из основных его отличительных характеристик называют многообразие религий здешнего населения.

И действительно - тот самобытный Крым, образ которого сохранила история, обязан своей неповторимостью уникальному опыту сосуществования, взаимодействия и культурного взаимообогащения различных религий.

К традиционным религиям Крыма относят православие, ислам суннитского толка, иудаизм, караимизм, а также католичество и армянское апостольское христианство.


Христианство в Крыму имеет древнюю историю. По преданию, первым здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный

Распространение православия начинается с появлением греков в I веке н. э. В XV веке в Крыму начинаются гонения на православных, когда турки вторгаются на полуостров. На греческом языке было запрещено разговаривать, поэтому на нем велись службы лишь в храмах. В конце XVIII века Крым переходит в руки русских.

В Крыму сохранились древние и средневековые церкви и монастыри: Шулдан, Эски-Кермен, Мангуп-кале, Инкерманский и Успенский.

Православие имеет общины Московского и Киевского патриархата.


Согласно преданию именно в Крыму около 97 года н.э. принял мученическую смерть святой Климент, папа римский. С начала IV века Константином Великим христианству был придан статус государственной религии Римской империи. В этот период Риму принадлежали бывшие греческие поселения Боспорского царства и Херсонес.

По окончании большевистской революции 1917 года как и во всей стране, католическая церковь в Крыму подверглась сильным гонениям. В 20-х и 30-х годах прекратились служения во всех католических храмах полуострова, священники были репрессированы. 

Восстановление нормального функционирования католической церкви на полуострове началось с 1991 года. В Крыму насчитывается 13 приходов.


Лютеранство (протестантизм)

Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь ведет свою историю от домашних лютеранских общин немецких поселенцев середины XVIII ст. На начало XX века пришелся расцвет лютеранской веры в Крыму — 168 евангелических общин, 20 913 верующих. В 1937 году Евангелическо-Лютеранская церковь в Советском Союзе прекратила свое существование. Уже в 1930 году начались первые насильственные выселения независимых немецких крестьян из Крыма. По окончанию войны из Крыма были изгнаны последние немцы. С высылкой всех немцев церковная работа пришла в полный упадок.

В настоящее время в Крыму существуют семь зарегистрированных общин, принадлежащих Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви.


Армянское христианство появилось в XI веке после вторжения в Армению турок сельджуков, когда в Крым эмигрируют армяне на постоянное жительство. Они, в основном, расселяются в горном юго-восточном Крыму. В начале XV века в Крыму армяне начинают строительство храмов.

В 1778 году крымские армяне депортированы. С вхождением Крыма в состав России многие армяне возвращаются туда. В 1944 году была проведена депортация армян из Крыма. Они вернулись лишь туда в 1960-е года.

Наиболее известным армянским монастырем является Сурб-Хач (Старый Крым)


Распространение ислама в Крыму начинается в VII веке под влиянием Хорезма и Волжской Булгарии. Одна из самых древних мечетей султана Бейбарса была построен в 1262 году в Солхате. В XIII веке под влиянием Чингиз хана начинается активное распространение религии. С 1475 года на полуострове начинает распространяться Ислам суннитского толка, что связано с появлением турок. С середины 20-х годов XX века в Крыму начинает изыматься из библиотек исламская литература. После депортации крымских татар на полуострове перестали действовать мечети и мусульманские общины. С возвращением их обратно в 80-х годах, начинается возрождение Ислама.

В наше время самой старой действующей в Крыму и в Восточной Европе является мечеть хана Узбека в Старом Крыму.


История крымских иудеев берет начало с момента появления первых еврейских поселенцев на территории Тавриды в античную эпоху.

После присоединения Крыма к России, в 1783 году, в Крымской Иудее наступает новая эпоха, связанная с массовым переселением на полуостров говорящих на языке идиш евреев.

В ходе немецкой оккупации погибли практически все проживавшие тут евреи. Тем не менее, жизнь Крымской иудеи возродилась после окончания войны, но вновь пошла на спад после развала Советского Союза и отъезда значительной части крымских евреев в Израиль после 1991 года. 


Караимизм – иудаизм караитского толка. Своим «родовым гнездом» караимы считают пещерный город Чуфут-кале под Бахчисараем. Именно оттуда караимские семьи начали расселяться по всей Российской империи. Сейчас насчитывается 8 караимских общин. Центром духовной и культурной жизни караимов являются кенасы в Евпатории, которые были восстановлены в 2000 году.


Домашнее задание: § 11 читать, с.30-31 РТ выполнить



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!