СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по курсу "Истоки". Тема: "Милосердие" 3 класс.

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Для проверки имеющихся знаний спользована интерактивная система VOTUM/

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по курсу "Истоки". Тема: "Милосердие" 3 класс.»

Поярова Е.В.

Методическая разработка урока по курсу «Истоки» 4 класс
Тема урока: «Милосердие»


Цель урока: формирование потребности в доброжелательном отношении к окружающим; развитие навыков проявления сострадания и созидания;

помочь учащимся почувствовать и осознать, что такое милосердие; как милосердие проявляется в делах и словах; поразмышлять о том, что милосердие, благотворительность остаются ценными во все времена.


Задачи урока:

  1. Дать возможность учащимся задуматься над тем, что такое милосердие, сострадание, благотворительность.

  2. Поразмышлять с детьми о том, почему милосердие, сострадание, утешение, благотворительность не утратили своей ценности в наше время.

3. Привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души, искренности, человеколюбия.

4. Перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия.

6. Закрепить и развить положительные тенденции в поведении.

7. Создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания, созидания в коллективе класса.


Оборудование:

- Мультимедийный проектор, экран

- видеоматериал «Икона Божией матери «Милостивая»;

- учебник


Ход урока.

1.Присоединение

Учитель: Начинаем наше занятие. На «Истоках» мы говорим о самых важных жизненных понятиях. Напомните мне, о чем шла речь на прошлом уроке.

-О Добре, о добрых словах.

Учитель: Правильно, давайте вспомним, что обозначают добрые слова так часто употребляемые нами в речи.

Опрос с помощью VOTUM.

Я желаю вам на уроке научиться раскрывать свои маленькие сердца для добрых слов и добрых дел.



Учитель: О чем же мы поговорим сегодня? Послушайте стихотворение Виктора Павлова, прочитает Даша Мехрякова. Оно у вас на партах, розовая карточка:


2.Активное собеседование

Милосердие в моём понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это маме усталой помочь.

Это бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел, простить

Это птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить.

И жалеть, и ценить, и прощать.

- Скажите пожалуйста к чему призывает поэт в этих строках? ( К Милосердию)


Определите тему сегодняшнего занятия.


-Милосердие.

- А как вы понимаете слово милосердие?


С какой целью изучаем?

- Чтобы научиться быть милосердными. Совершать такие поступки.


  1. Работа со словарем

Оля Данила работала с толковым словарем Ожегова.

(Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия).


Полина Валькова со словарем Даля

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому. Милостливость, мягкосердость».


Милосердие (по Ожегову) — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милость и сердце

Что значит милость? (добровольный дар, щедрость)


Аня Бабурина, ты нашла в словаре Ожегова: что такое милость?


Милость (по Ожегову) — доброе, человеколюбивое отношение


Учитель:

-А знаете ли вы, что есть « Икона Божией Матери « Милостивая»


4.Просмотр видеофильма об « Иконе Божией Матери «Милостивой»


Учитель:

Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.


Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!


- Можно ли за милосердную помощь брать плату?


- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?


5.Работа в парах

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?

(сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм). Поясните свой выбор.


Милосердие обязательно проявляется в делах, т.к. во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные.

Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – богадельни. Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей – благотворителями.


6. Работа с учебником

Откройте учебник на стр 80. Прочитайте главу «Это поучительно»

Почему земляки до сих пор помнят имя купца Токарева?

(дал денег на строительство ремесленной школы)


Говоря о милосердии мы не можем не затронуть тему «Сестра милосердия».

Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.


В России орден сестер милосердия организовала Елисавета Федоровна Романовна. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), она добровольно приняла православие.

В 1904 году после начала русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.


В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи ( в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».


Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.


-А как мы можем участвовать в делах милосердия?


(Перевести деньги на счет для лечения тяжелобольных детей, собрать игрушки для детей Детского дома, подать милостыню нищему, купить газету благотворительного фонда, приобрести билет на благотворительный концерт и т.д.)


7.Тренинг «Милосердие или …» (Работа по группам).

Задание - прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет?

Заметка из газеты.

Одна женщина - замечательная вышивальщица прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из этого же детского дома с просьбой послать такие же майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась, вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Ребята были счастливы.

Как можно охарактеризовать поступок женщины?


Орёл. (Л. Н. Толстой)

Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел птенцов.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл опустился на край гнезда, а орлята подняли свои головы и запищали жалобно, прося корма.

Как поступили люди по отношению к орлу и его птенцам? Персики. (Ушинский К. Д.)

Отец привёз из города 4 персика и отдал их своим сыновьям. Два сына съели свои персики, один - продал, чтобы позже в городе купить целую дюжину, а Эдмунд отнёс свой персик сыну соседа, маленькому Георгу, который лежал в лихорадке. Эдмунд положил персик на постель больного и убежал.

Вечером отец поинтересовался, как распорядились мальчики подарком.

Чей поступок был признан лучшим и почему?


Два путешественника. (Ушинский К.Д.)

Два путешественника шли вместе и остались ночевать в одной гостинице. Ночью в деревне начался пожар. Один стал поспешно одеваться, чтобы идти на помощь, а другой удерживал его, говоря: «Пойдём своей дорогой, какое нам дело до чужих!» Но товарищ не послушался, поспешил к горящему дому и вынес из огня двух детей рыдающей матери. Едва женщина обняла своих детей, как рухнул горевший дом.

Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью?


Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек или животное действительно в этом нуждается.


Один мудрец спросил у народа «Скажите пожалуйста а какого цвета милосердие?»

Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо.


И заканчивая сегодня наш урок я хочу подарить вам голубя – это один из символов милосердия .Дома раскрасьте его тем цветом, какого цвета вы считаете милосердие. И когда вы захотите сделать плохой поступок, за который вам будет потом стыдно посмотрите на голубка и подумайте – «А стоит ли?» Выполните упр.5 на с.8 в рабочей тетради.

Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие –это бесценный дар.


В начале урока мы поставили цель. Достиг ли наш урок цели?

Мы изучили, что такое милосердие.


8.Ресурсный круг

— Что дал вам сегодняшний урок? Какие милосердные дела надо совершать? Легко ли быть милосердным?


Закончить этот урок я хотела бы стихотворением Д. Быковицкого

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою»


9. Рефлексия.

В каком настроении вы покидаете занятие. На какие слова поступки зазвонили колокольчики вашего сердца? Прикрепите свои колокольчики к той картинке, которая более близка вам.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!