Конспект урока литературы 9 класс
Тема: Итоговый урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Защита проектов
Цель: представить результаты работы над проектами по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»; обобщить полученные знания; развивать навык проектной деятельности, умение работать в команде; воспитывать любовь к классической литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации , тесты, комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Тип урока: урок обобщения знаний и их систематизации
Ход урока
Организационный момент
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
-Ребята , сегодня мы завершаем изучение одного из величайших произведений не только русской но и мировой классики –комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Надеюсь, это произведение никого из вас не оставило равнодушным, так как проблемы, затронутые в нем, в большинстве своем актуальны и в наше время. На протяжении 2 недель вы работали над проектами. Сегодня группы представят результаты своей деятельности. Будьте очень внимательны, так как после презентации проектов будет небольшой проверочный тест.
3. Презентация проектов
А) -Москва- столица могучей державы! Как ее только не называют: златоглавая, белокаменная, первопрестольная. А после появления комедии «Горе от ума» появилось понятие «Фамусовская Москва».
-Что же оно обозначает? Об этом расскажет 1 группа. (Презентация проекта 1 группы)
Б)-В мировой литературе существует такое понятие «лишний человек» в обществе. Литературные критики относят Чацкого к героям такого типа. Ребята из 2 группы расскажут нам: с чем смысл данного понятия.
(Презентация проекта 2 группы)
В)-А.С. Грибоедов назвал свою комедию достаточно странно «Горе от ума». Ведь ум, образованность должны приносить человеку только радость, удовлетворение. Ребята 3 группы, разъясните нам, пожалуйста, в чем же смысл названия пьесы?(Презентация проекта 3 группы)
Г) А.С. Пушкин очень высоко оценил произведение А.С. Грибоедова». Что касаемо языка комедии он сказал :“О стихах я не говорю, половина войдет в пословицы”. Ребята 4 группы сейчас докажут, что классик был прав. (Презентация проекта 4 группы).
-Мне лично очень нравится высказывание Чацкого : “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, которое подразумевает, что служить нужно на благо Родины, иметь какое-либо воинское звание было бы в радость. Прислуживаться, значить лицемерить, угождать кому-либо , преклоняться перед кем-то, а значит это унизительно и неприемлемо. Герой произведения “Горе от ума” Чацкий был бы рад послужить Отечеству, но прислуживаться и унижаться ни перед кем не намерен, угождать и льстить людям ради выгоды ему тошно.
4. Выставление оценок
-Командиры оцените работу членов группы по степени участия во всех этапах проекта.
5.Контрольный тест
1. «Фамусовская Москва» по Грибоедову-это:
А)Москва времен Фамусова;
Б) Консервативная Москва начала 19 века, погрязшая в невежестве, пирах и мотовстве;
В) Богатство, роскошь, амбиции, экономическая и политическая независимость.
2. «Лишний» человек-это:
А) которому не хватило места в автобусе;
Б) которому не хватило пары;
В)человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще.
3. «На 25 глупцов 1 здравомыслящий». Кто это?
А) Чацкий;
Б) Молчалин;
В) Скалозуб. ( взаимопроверка)
4. В каком выражении допущена ошибка:
А)Ах, боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!
Б) Счастливые часов не замечают
В)Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.
5. Выберите «говорящие» фамилии:
А)Молчалин;
Б) Фамусов;
В)Скалозуб;
Г) Тугоуховский
6. Инструктаж по выполнению д/з. Домашнее задание
-В 11 классах среди 6 примерных тем, предоставленных ФИПИ для итогового сочинения , одна звучит так: Какие жизненные цели можно назвать благородными?
-Как бы вы дали ответ на этот вопрос?
-Вам необходимо будет написать домашнее сочинение, но название мы немного перефразируем: Можно ли цели Молчалина назвать благородными?
Структура сочинения:
1.Вступление. Какие цели мы считаем благородными (постановка проблемного вопроса)
2.Аргументы на примере образа Молчалина ( цитаты, подтверждающие вашу мысль)
3.Вывод, подтверждающий тезис.
7.Рефлексия.
-Какие навыки вы приобрели, работая над проектом?