Конспект урока по литературе "А.П.Чехов «Человек в футляре»" , 8 класс
Абдираимова Найме Мадиновна, учитель русского языка и литературы
МБОУ « Ровновская школа» Красногвардейского района Республики Крым
Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре».
Цели: 1. Показать жизнь «футлярных» людей, их бездуховность, никчёмность, губительное влияние на окружающих, вырабатывать умение выделять из текста детали, характеризующие героя, выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений, делать обобщения;
2. Используя коллективные способы обучения, развивать критическое мышление, умение работать в коллективе, развивать русскую речь учащихся;
3. Воспитание активной жизненной позиции.
Активизируемая лексика: бездуховность, обыватель, гражданин.
Оборудование урока: портрет Чехова, иллюстрации к произведению, словарь урока, план рассказа, ватман, фломастеры, куб.
Ход урока:
- Пробуждение.
-Мы изучаем творчество великого русского писателя А.П.Чехова. Жизнь этого прекрасного человека не была лёгкой, но он никогда не прятался и смело смотрел в лицо всем тяготам жизни. Чехову принадлежат знаменитые слова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» -и сам он всегда следовал этому принципу. Но вот какой интересный персонаж обрисовал Чехов в рассказе «Человек в футляре». Этот герой противоречит всему, что сказано о прекрасной душе и мыслях.
Дома вы прочитали рассказ, и сейчас я прошу восстановить порядок действий в произведении- план рассказа.
1. Рассказ Буркина.
2. Учитель гимназии Беликов - человек в футляре.
3. Любитель циркуляров
4. «Как бы чего не вышло…»
5. Страх перед Беликовым.
6. Квартира Беликова.
7. И этот человек едва не женился.
8. Колоссальный скандал
9 .Смерть Беликова
10 «Нет, больше жить так невозможно!»
Составление кластера «Страхи Беликова»
-Чего боялся этот «человек в футляре»? / воров, жизни, свободной мысли…/
Словарная работа.
Бездуховность
Обыватель - человек, лишённый общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами, равнодушный к судьбе Отчизны.
Циркуляр – письменное распоряжение властей.
II. Осмысление.
Работа в микрогруппах (5 групп). – стратегия Кубизм.
Задания группам.
1 Опиши Беликова.
2 Сравни Коваленко и Беликова.
(Примерный план: а)наружность; б)манера говорить и держаться; в)черты характера; г)отношение к тому, что делается в гимназии; д)отношение друг к другу).
3 Анализируй.
4 Синквейн «Беликов».
5 Эссе « Мысли, возникшие после чтения рассказа».
Индивидуальные задания: 1) Подобрать синонимы к словам бояться, отгородиться, осторожность. 2) Подобрать русские и казахские пословицы о страхе.
III. Рефлексия.
- А теперь вернёмся к нашему словарю. Можем ли мы назвать Беликова и подобных ему людей обывателями?
Если обыватель- человек, живущий только своими личными интересами, то антонимом этого слова является слово гражданин-человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа..
-Какая жизненная позиция и какие поступки характеризуют гражданина?
Составьте портрет гражданина.
Портрет гражданина. Портрет обывателя.
Гражданин- человек, который
любит___________________ думает только_________________
переживает________________ заботится только_______________
действует _________________ лишь бы меня___________________
протестует________________ главное в жизни__________________
потому что не может быть равнодушным, «Моя хата с краю, ничего не знаю»,
потому что только активные действия « После нас -хоть потоп!»
гражданина сделают нашу Родину
процветающей.
-Я хочу, чтобы вы росли настоящими патриотами, достойными гражданами своей Родины, не замыкались, подобно человеку в футляре, в свою скорлупу. Учитесь решать задачи, которые ставит перед вами жизнь, не бойтесь трудностей – «дорогу осилит идущий». Помните, что только совместными усилиями - хорошей работой, отличной учёбой- мы добьёмся процветания нашей прекрасной родины.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "А.П.Чехов «Человек в футляре»" , 8 класс»
Конспект урока по литературе "А.П.Чехов «Человек в футляре»" , 8 класс
Абдираимова Найме Мадиновна, учитель русского языка и литературы
МБОУ « Ровновская школа» Красногвардейского района Республики Крым
Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре».
Цели: 1. Показать жизнь «футлярных» людей, их бездуховность, никчёмность, губительное влияние на окружающих, вырабатывать умение выделять из текста детали, характеризующие героя, выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений, делать обобщения;
2. Используя коллективные способы обучения, развивать критическое мышление, умение работать в коллективе, развивать русскую речь учащихся;
3. Воспитание активной жизненной позиции.
Активизируемая лексика: бездуховность, обыватель, гражданин.
Оборудование урока: портрет Чехова, иллюстрации к произведению, словарь урока, план рассказа, ватман, фломастеры, куб.
Ход урока:
Пробуждение.
-Мы изучаем творчество великого русского писателя А.П.Чехова. Жизнь этого прекрасного человека не была лёгкой, но он никогда не прятался и смело смотрел в лицо всем тяготам жизни. Чехову принадлежат знаменитые слова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» -и сам он всегда следовал этому принципу. Но вот какой интересный персонаж обрисовал Чехов в рассказе «Человек в футляре». Этот герой противоречит всему, что сказано о прекрасной душе и мыслях.
Дома вы прочитали рассказ, и сейчас я прошу восстановить порядок действий в произведении- план рассказа.
1. Рассказ Буркина.
2. Учитель гимназии Беликов - человек в футляре.
3. Любитель циркуляров
4. «Как бы чего не вышло…»
5. Страх перед Беликовым.
6. Квартира Беликова.
7. И этот человек едва не женился.
8. Колоссальный скандал
9 .Смерть Беликова
10 «Нет, больше жить так невозможно!»
Составление кластера «Страхи Беликова»
-Чего боялся этот «человек в футляре»? / воров, жизни, свободной мысли…/
Словарная работа.
Бездуховность
Обыватель - человек, лишённый общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами, равнодушный к судьбе Отчизны.
Циркуляр – письменное распоряжение властей.
II. Осмысление.
Работа в микрогруппах (5 групп). – стратегия Кубизм.
Задания группам.
1 Опиши Беликова.
2 Сравни Коваленко и Беликова.
(Примерный план: а)наружность; б)манера говорить и держаться; в)черты характера; г)отношение к тому, что делается в гимназии; д)отношение друг к другу).
3 Анализируй.
4 Синквейн «Беликов».
5 Эссе « Мысли, возникшие после чтения рассказа».
Индивидуальные задания: 1) Подобрать синонимы к словам бояться, отгородиться, осторожность. 2) Подобрать русские и казахские пословицы о страхе.
III. Рефлексия.
- А теперь вернёмся к нашему словарю. Можем ли мы назвать Беликова и подобных ему людей обывателями?
Если обыватель- человек, живущий только своими личными интересами, то антонимом этого слова является слово гражданин-человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа..
-Какая жизненная позиция и какие поступки характеризуют гражданина?
Составьте портрет гражданина.
Портрет гражданина. Портрет обывателя.
Гражданин- человек, который
любит___________________ думает только_________________
переживает________________ заботится только_______________
действует _________________ лишь бы меня___________________
протестует________________ главное в жизни__________________
потому что не может быть равнодушным, «Моя хата с краю, ничего не знаю»,
потому что только активные действия « После нас -хоть потоп!»
гражданина сделают нашу Родину
процветающей.
-Я хочу, чтобы вы росли настоящими патриотами, достойными гражданами своей Родины, не замыкались, подобно человеку в футляре, в свою скорлупу. Учитесь решать задачи, которые ставит перед вами жизнь, не бойтесь трудностей – «дорогу осилит идущий». Помните, что только совместными усилиями - хорошей работой, отличной учёбой- мы добьёмся процветания нашей прекрасной родины.