СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»; особенности содержания и структуры. Историческая правда и художественный вымысел в романе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначен для работы на уроке литературы в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»; особенности содержания и структуры. Историческая правда и художественный вымысел в романе»

Конспект урока по литературе в 8 классе.

Дата: 11.11.21

Тема: А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»; особенности содержания и структуры. Историческая правда и художественный вымысел в романе.



Учащиеся должны знать: историю восстания под предводительством Е.Пугачёва, текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»



Учащиеся должны уметь: работать с текстом художественного произведения; использовать цитаты для аргументации своей точки зрения, анализировать материал из различных источников и выбирать главное; вести дискуссию.



Методы обучения: проблемный, исследовательский.


Оборудование: учебник, доска, тетрадь.



Цели урока:

1. Образовательные - способствовать формированию понятий "историческая правда", "художественный вымысел"; выявить взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения; показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.

2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

3. Воспитательная - помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".



Задачи урока:

- закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой по теме;

- развитие умения обобщать и анализировать материал из разных источников;

- обучение ведению дискуссии, умению выслушивать различные точки зрения и доказывать свою.



Подготовительный этап: Задача: подготовить исследовательскую информацию для ведения дискуссии по следующим вопросам:

  1. История создания произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

  2. Образ Е.Пугачева в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках.

  3. История бунта в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках (Данный вопрос обсуждается в течение всего урока).

Этапы урока/цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент / проверка готовности к уроку, приветствие и создание эмоционального настроя.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.



Учитель литературы: «Потребность рассказать о своём времени (а точнее о самом главном событии своего времени – «пугачёвщине») и явилась причиною, заставившей взяться за перо», - так писал Пушкин о замысле своей новой повести. Сегодня мы проводим исследовательский урок. Наша задача – увидеть в А.С.Пушкине не только мастера слова, но и талантливого историка. Мы должны рассмотреть, как талант человека, которого общество называет великим, помогает осознать, переосмыслить исторические события, оценить их с современной точки зрения. Поэтому урок назван «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

  • Как вы считаете, почему наш сегодняшний урок злободневен?








Записывают в тетради тему урока

























Учащиеся высказываются о том, что всегда интересно знать настоящую историю событий, которые легли в основу литературных произведений или фильмов, что многое в них становится понятным только при рассмотрении в историческом контексте.


2.Определение предмета исследования, постановка проблемного вопроса/ настроить учащихся на работу, сформулировать цели и задачи урока, деликатно помочь учащимся с проблемой, проблемным вопросом. Важно сохранить представление, что вопрос они нашли сами.

Учитель литературы: Историки искали сведения о восстании Е.Пугачева, об истории создания «Капитанской дочки». На уроке вам предстоит соединить все материалы в единое целое, для того чтобы сделать выводы, необходимо будет заполнять таблицу:







Историческая правда

Художественный вымысел









Переносят в тетради таблицу. Готовят её к заполнению.

















3.Анализ исторического и литературного материала/ на примере образа Е.Пугачёва показать соотношение исторической правды и художественного вымысла в литературе.



Учитель: Еще с начала 20-х годов XIXв. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому. В этот период он создает «Бориса Годунова», «Полтаву» и другие произведения. Почему же именно в это время Пугачев привлекает внимание Пушкина?

Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте.

  • Почему же называет он свою повесть «Капитанская дочка»? Кто главный герой? Что хотел подчеркнуть автор названием повести?

Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века.

Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II, Пётр-III/

Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва.

Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя.

  • Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу.

Без вымышленных героев и событий наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены. Вероятно, у нас не возникли бы те мысли о чести, человеческом достоинстве, любви, самопожертвовании, какие появляются при чтении «Капитанской дочки». Сегодня на уроке, соотнося историческую правду с той долей вымысла, которая присутствует в повести, мы не просто завершим работу над произведением, работу над образом Емельяна Пугачёва, но постараемся понять и осмыслить такое важное в истории России событие как народное восстание 1772-1774 годов.

Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв? Что мы о нём знаем?

историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва.

В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал?

Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва.

  • Как описывает Пушкин отношение простых людей к Пугачёву в повести «Капитанская дочка»?

Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего.

Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести. Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах.

  • Что мы знаем о взятии Белогородской крепости и Оренбурга?

Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни.

















Ответы учащихся.





Заполняют таблицу.

Историческая правда

Художественный вымысел

Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III


1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести


Заполняют таблицу.

Историческая правда

Художественный вымысел

Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III


1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести


Крестьянское восстание: Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга, казнь Пугачёва и его сподвижников.


2.Встречи с Гриневым П.А.: Взаимоотношения с Гриневым, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II.
















Ответы учащихся.

























4 этап

Обобщение полученных данных/ показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.



Я думаю, что после всего, что мы узнали о нашем главном герое, ваше мнение о нём будет близко к высказываниям о Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры:

1.Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский)

2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский)

3. В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв. Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник… всех загубивший, одного полюбивший. И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он Пугачёв, то есть живой страх, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит.» (М.Цветаева)

  • Что, на ваш взгляд, объединяет все эти высказывания?

А вот мнение одного из историков, современника Пушкина, резко противоположно мнениям Достоевского, Чайковского, Цветаевой:

«Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумит порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какое адскою злобой может быть преисполнено его сердце».

  • Сравните эту оценку Пугачёва с отношением к нему П.Гринёва?

  • Что понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании, а в чём так и не разобрался?

  • Давайте ещё раз обратимся к 11 главе. Сказка, рассказанная Пугачёвым и реакция на неё Гринёва?

  • Почему Пётр Гринёв, называя Пугачёва самозванцем, разбойником, злодеем, всё-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?









Дети внимательно читают цитаты. Высказывают свои мнения, аргументируют их.





























Ответы учащихся:Пушкин попытался поэтизировать злодея Пугачёва, показать его с иной «человеческой» стороны.





















Учащиеся работают с текстом и отвечают на поставленный вопрос.

Гринёв оказался прав в том, что «царствование» Пугачёва, как и царствование другого самозванца Гришки Отрепьева, будет недолго

Чтение по ролям 11 главы.

Гринёв не может называть Пугачёва иначе, так как бунтарь и офицер императорской армии – враги, кроме того Гринёв помнит расправу над комендантом. Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. Пугачёв не только сохраняет жизнь своему знакомому, но и устраивает его счастье, проявляя при этом благородство и терпимость, уважая Гринёва за верность слову, доброту.

5 этап

Подведение итогов/закрепить понятия "историческая правда", "художественный вымысел"; завершить работу по таблице.



Пришло время подвести итоги. На нашем первом уроке по повести «Капитанская дочка» мы с вами говорили о произвольном толковании жанра этого произведения: мемуары, семейный роман, историческая повесть. К какому же заключению вы пришли по ходу нашего обсуждения, чем можно считать произведение Пушкина: семейно – бытовым романом, исторической произведением, любовной историей? Давайте завершим работу над таблицей. К какому выводу мы пришли в результате нашего исследования?

Каждый из вас по-своему прав. К какому бы жанру не отнесли мы это произведение, главное, что хотел донести до нас автор, вы поняли: человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. И мы еще раз вглядываемся в пушкинский идеал – извечные, в основе всего лежащие начала любви, добра и красоты.





Учащиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопрос.





Учащиеся предлагают свои варианты вывода. Запись в тетради.





6 этап

Домашнее задание/ подготовиться к письменным ответам на проблемные вопросы

Подготовить ответы на проблемные вопросы: 1.Исполнил ли Пётр Гринёв наказ отца? («Береги честь смолоду»).

2. Изменилось ли ваше отношение к героям повести после разбора произведения или осталось тем же? Если изменилось, то в чем?











Основной проблемой повести является проблема долга и проблема чести. Не случайно эпиграфом к повести служит народная пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду».

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева. Важной проблемой повести является проблема чести и долга.

Для отца Петра Гринева — Андрея Петровича Гринева, представителя старого служивого дворянства, понятие чести — это прежде всего честь офицера и дворянина. «Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников...», — так наставляет отец сына. Под стать Гриневу-отцу и комендант Белогорской крепости Миронов, который отказывается присягнуть Пугачеву: «Ты мне не государь. Ты вор и самозванец». Он понимает, что его повесят, но даже под страхом смерти не нарушает присягу. Иван Кузьмич выполнил свой долг, до последней минуты обороняя крепость и не боясь смерти: «Умирать так умирать: дело служивое». Для Гринева-отца смерть тоже не страшна, а страшна потеря чести: «Не казнь страшна... Но дворянину изменить своей присяге...» Долг офицера он видит в служении Отечеству, а не в дуэлях и прожигании денег в столице, поэтому и отправляет сына Петра служить в Белогорскую крепость.

Петр Гринев — представитель уже другого поколения, поэтому и понятие о чести у него несколько другое. Он расширяет это понятие до общечеловеческого и гражданского значения. Петр вступает в борьбу за честь Маши Мироновой; дерется на дуэли, зная, что они запрещены. Он ставит человеческую честь выше офицерской. Гринев признает героические качества вождя восстания, но это не значит, что он может нарушить присягу: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Он пойдет против Пугачева: долг офицера повелевает сражаться против самозванца, вора и убийцы. Чувство долга стоит выше личных интересов.

Совсем другой человек Алексей Иванович Швабрин — бывший гвардейский офицер, переведенный служить в Белогорскую крепость за убийство. Он изменяет присяге и переходит на службу к Пугачеву, хотя глубоко презирает и народ, и самого вождя. Для него не существует понятий «честь», «долг», «присяга», ему важно спасти жизнь любым способом. Швабрин изменяет долгу офицера. Да и за Машей Мироновой он ухаживает из-за скуки гарнизонной жизни. Отвергнутый, он полон мести и всеми способами старается очернить Машу.

Гринев, общаясь с Пугачевым, понимает, что перед ним не просто бунтовщик, а человек со своими принципами, с чувством долга и чести. «Долг платежом красен», — говорит Пугачев. Оценив доброту и смелость Гринева, самозванец не может повесить его. «Казнить — так казнить, жаловать — так жаловать». Он не видит в Гриневе врага. Впоследствии Пугачев поможет Петру и накажет Швабрина.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!