1.Организационный момент / проверка готовности к уроку, приветствие и создание эмоционального настроя. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Учитель литературы: «Потребность рассказать о своём времени (а точнее о самом главном событии своего времени – «пугачёвщине») и явилась причиною, заставившей взяться за перо», - так писал Пушкин о замысле своей новой повести. Сегодня мы проводим исследовательский урок. Наша задача – увидеть в А.С.Пушкине не только мастера слова, но и талантливого историка. Мы должны рассмотреть, как талант человека, которого общество называет великим, помогает осознать, переосмыслить исторические события, оценить их с современной точки зрения. Поэтому урок назван «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Как вы считаете, почему наш сегодняшний урок злободневен? | Записывают в тетради тему урока Учащиеся высказываются о том, что всегда интересно знать настоящую историю событий, которые легли в основу литературных произведений или фильмов, что многое в них становится понятным только при рассмотрении в историческом контексте. |
2.Определение предмета исследования, постановка проблемного вопроса/ настроить учащихся на работу, сформулировать цели и задачи урока, деликатно помочь учащимся с проблемой, проблемным вопросом. Важно сохранить представление, что вопрос они нашли сами. | Учитель литературы: Историки искали сведения о восстании Е.Пугачева, об истории создания «Капитанской дочки». На уроке вам предстоит соединить все материалы в единое целое, для того чтобы сделать выводы, необходимо будет заполнять таблицу: Историческая правда | Художественный вымысел | | | | |
3.Анализ исторического и литературного материала/ на примере образа Е.Пугачёва показать соотношение исторической правды и художественного вымысла в литературе. | Учитель: Еще с начала 20-х годов XIXв. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому. В этот период он создает «Бориса Годунова», «Полтаву» и другие произведения. Почему же именно в это время Пугачев привлекает внимание Пушкина? Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте. Почему же называет он свою повесть «Капитанская дочка»? Кто главный герой? Что хотел подчеркнуть автор названием повести? Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века. Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II, Пётр-III/ Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва. Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя. Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу. Без вымышленных героев и событий наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены. Вероятно, у нас не возникли бы те мысли о чести, человеческом достоинстве, любви, самопожертвовании, какие появляются при чтении «Капитанской дочки». Сегодня на уроке, соотнося историческую правду с той долей вымысла, которая присутствует в повести, мы не просто завершим работу над произведением, работу над образом Емельяна Пугачёва, но постараемся понять и осмыслить такое важное в истории России событие как народное восстание 1772-1774 годов. Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв? Что мы о нём знаем? историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва. В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал? Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва. Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего. Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести. Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах. Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни. | Ответы учащихся. Заполняют таблицу. Историческая правда | Художественный вымысел | Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III | 1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести | Заполняют таблицу. Историческая правда | Художественный вымысел | Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III | 1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести | Крестьянское восстание: Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга, казнь Пугачёва и его сподвижников. | 2.Встречи с Гриневым П.А.: Взаимоотношения с Гриневым, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II. | Ответы учащихся. |
4 этап Обобщение полученных данных/ показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий. | Я думаю, что после всего, что мы узнали о нашем главном герое, ваше мнение о нём будет близко к высказываниям о Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры: 1.Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский) 2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский) 3. В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв. Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник… всех загубивший, одного полюбивший. И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он Пугачёв, то есть живой страх, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит.» (М.Цветаева) Что, на ваш взгляд, объединяет все эти высказывания? А вот мнение одного из историков, современника Пушкина, резко противоположно мнениям Достоевского, Чайковского, Цветаевой: «Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумит порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какое адскою злобой может быть преисполнено его сердце». Сравните эту оценку Пугачёва с отношением к нему П.Гринёва? Что понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании, а в чём так и не разобрался? Давайте ещё раз обратимся к 11 главе. Сказка, рассказанная Пугачёвым и реакция на неё Гринёва? Почему Пётр Гринёв, называя Пугачёва самозванцем, разбойником, злодеем, всё-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни? | Дети внимательно читают цитаты. Высказывают свои мнения, аргументируют их. Ответы учащихся:Пушкин попытался поэтизировать злодея Пугачёва, показать его с иной «человеческой» стороны. Учащиеся работают с текстом и отвечают на поставленный вопрос. Гринёв оказался прав в том, что «царствование» Пугачёва, как и царствование другого самозванца Гришки Отрепьева, будет недолго Чтение по ролям 11 главы. Гринёв не может называть Пугачёва иначе, так как бунтарь и офицер императорской армии – враги, кроме того Гринёв помнит расправу над комендантом. Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. Пугачёв не только сохраняет жизнь своему знакомому, но и устраивает его счастье, проявляя при этом благородство и терпимость, уважая Гринёва за верность слову, доброту. |
5 этап Подведение итогов/закрепить понятия "историческая правда", "художественный вымысел"; завершить работу по таблице. | Пришло время подвести итоги. На нашем первом уроке по повести «Капитанская дочка» мы с вами говорили о произвольном толковании жанра этого произведения: мемуары, семейный роман, историческая повесть. К какому же заключению вы пришли по ходу нашего обсуждения, чем можно считать произведение Пушкина: семейно – бытовым романом, исторической произведением, любовной историей? Давайте завершим работу над таблицей. К какому выводу мы пришли в результате нашего исследования? Каждый из вас по-своему прав. К какому бы жанру не отнесли мы это произведение, главное, что хотел донести до нас автор, вы поняли: человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. И мы еще раз вглядываемся в пушкинский идеал – извечные, в основе всего лежащие начала любви, добра и красоты. | Учащиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопрос. Учащиеся предлагают свои варианты вывода. Запись в тетради. |