СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе "Дорогами сказок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Дорогами сказок"»

Структура конструкта урока.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Выполнила Артамонова Дарья Сергеевна________________________

Школа МБОУ "Гимназия №1 им. А.В. Баландина"___________________

Класс 2 «А»____________________________________________________

УМК название (авторы) «ФГОС» Л.А. Ефросинина_________________

Предмет Литературное чтение_____________________________________

Раздел: Сказки__________________________________________________

Тема Дорогами сказок____________________________________________

Тип урока урок закрепления знаний________________________________


Форма проведения: традиционный урок


Цель: повторить с детьми сказки и их виды


Задачи урока:

Обучающие задачи урока:

- Повторить с детьми уже изученные сказки;

- Закрепить представление о видах сказок;

- Помочь детям осознать различия между народной и авторской/литературной сказками;

- Проверить познания детей в области сказочной литературы;

- Закрепить знания обучающихся в области сказочной литературы.

Развивающие задачи урока:

- Развить мышление, память, логику;

- Развить способность грамотно строить свою речь;

- Развить умение грамотно строить свою аргументацию;

- Развить умение использовать имеющиеся знания правильно;

- Развить способность концентрировать внимание.

Воспитывающие задачи урока:

- Воспитать в детях дисциплинированность, способность к самоконтролю;

- Воспитать умение слушать других и уважать чужое мнение;

- Воспитать в детях способность не бояться высказывать предположения способность;

- Воспитать стремление к самообучению.


Формируемые УУД:

Коммуникативные: способность вести диалог; аргументировать свою точку зрения при ответе; строить связанное высказывание; способность вести дискуссионное обсуждение при ответе; слушать преподавателя и одноклассников; находить необходимую информацию через беседу со взрослым, через учебник, через сеть Интернет.

Личностные: интерес к чтению литературных произведений на уроке и дома; допускать существование других точек зрения; уверенность в себе и своих действиях.

Познавательные: пользоваться приемами анализа при работе со сказочными произведениями; осознавать сущность и значение произведения; понимать полученную информацию; уметь раскодировать слова.

Регулятивные: умение концентрировать внимание на теме и целях урока; способность к самоконтролю; усидчивость; умение корректно строить свою речь; оценивать результаты как своей работы, так и работы других учеников; планировать собственную деятельность; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы.

Метапредметные: повторить тему «значение слова в словаре и в тексте» с помощью нескольких вопросов кроссворда (русский язык); повторение темы про многообразие животных на планете с помощью главных героев сказок о животных и вопроса из кроссворда (окружающий мир).


Методы и формы обучения:

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, системно-деятельностные технологии, технологии разноуровневой дифференциации, технология критического мышления.

Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемный метод.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, учебники, рабочие тетради, ручки, карандаши.



Ход урока

  1. Организационно- мотивационный момент. Мобилизация.

Основная задача этапа: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формы организации взаимодействия

УУД

Организационный момент: поприветствовать детей, представиться самой.

- Здравствуйте дети! Меня зовут Даша и, как вы уже знаете, я прохожу в вашем классе практику, а так же проведу с вами этот урок.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

  1. Целеполагание. Самоопределение к деятельности (мотивация). Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала. Постановка учебной задачи

Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся

Подводим детей к теме урока через проблемный подход (проблема – поиск информации, необходимой для определения темы урока).

- Хорошо, а теперь мы приступим к уроку. На доске у нас появился кроссворд, в котором зашифрована тема нашего занятия. Мы должны заполнить его целиком, а потом соединить выделенные буквы – полученное слово и окажется нашей темой. Итак, давайте приступим к кроссворду.

Дети настраиваются на работу с кроссвордом.

- (Слайд 1)

1. Как называется наш предмет? 10 букв, по вертикали

- Это слово «литература».

2. Кто в сказке про трех поросят уничтожил домики двух поросят? 4 буквы, по горизонтали

- Это Волк.

3. Есть народные сказки, а есть….? 9 букв, по горизонтали

- Авторские сказки.

4. Как называют человека, рассказывающего сказки? 9 букв, по вертикали

- Его называют сказочником.

5. Он от бабушки ушел и от дедушки ушел, так же и от Зайца с Волком и Медведем, а от Лисы не смог? 7 букв, по горизонтали

- Это Колобок.

6. Сказочный маг, чародей? 9 букв, по вертикали

- Это вошебник.

Из кроссворда узнаем тему урока

- Молодцы! Мы с вами отгадали все слова, а теперь давайте соединим выделенные буквы и, наконец, узнаем тему урока.

- Сказки!

- Отлично! Значит тема нашего урока «Сказки»!

1) дети отвечают на вопросы кроссворда

2) дети анализируют ответы, находят выделенные буквы и составляют из них нужное слово


Фронтальная

Регулятивные: планируют собственную деятельность, формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы

Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.

Познавательные: уметь раскодировать слова.

Метапредметные: повторить тему «значение слова в словаре и в тексте» с помощью нескольких вопросов кроссворда (русский язык)


- Слайд 2

- Дети, а какие виды сказок вы знаете?

- Бытовая сказка, волшебная и сказка о животных.

- А теперь, давайте проверим, все ли виды сказок вы назвали.

На доске, на слайде всплывают три вида сказок

- Давайте разберем подробнее каждый из видов сказок. И начнем мы, с бытовой сказки.

Отвечают на вопросы, вспоминают виды сказок.


Фронтальная

Регулятивные: умение концентрировать внимание на теме и целях урока, умение корректно строить свою речь.

Коммуникативные: строить связное высказывание

- Cлайд 3

- Попробуете дать определение бытовой сказке самостоятельно? Что нам нужно вспомнить, чтобы правильно дать определение?

- Мы должны вспомнить признаки бытовой сказки: события происходит в обыденных, бытовых условиях и героями являются обычные люди.

- Хорошо, а теперь сформулируем определение.

- Бытовая сказка – это сказка, события которой происходят в рамках обычной жизни, бытовых условиях и главными героями сказки являются обычные люди, не имеющие сверхъестественных способностей.

- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали. ./(если дети затрудняются ответить) Давайте посмотрим, что же такое бытовые сказки.

Дети отвечают на вопрос и называют признаки бытовой сказки, в последствии, формулируя ее определение.

Фронтальная.

Коммуникативные: способность вести диалог; строить связанное высказывание; слушать преподавателя и одноклассников; находить необходимую информацию через беседу со взрослым, через учебник, через сеть Интернет.

Личностные: допускать существование других точек зрения; уверенность в себе и своих действиях.

Познавательные: пользоваться приемами анализа при работе со сказочными произведениями; осознавать сущность и значение произведения.

Регулятивные: умение концентрировать внимание на теме и целях урока; способность к самоконтролю; усидчивость; умение корректно строить свою речь;

Слайд 4

- А теперь, давайте вспомним примеры бытовых сказок как авторские, так и авторские. В учебнике, на странице 72, номер 5, который был вам задан на дом, есть схема, которую я попыталась изобразить для вас на слайде. Ой, ребят, смотрите, я вам написала «народные» и «авторские» сказки, а в книге у вас «народные» и «литературные». Неужели я ошиблась и написала неправильно? Или все правильно? Кто-нибудь может мне объяснить?

- «Литературные» и «авторские» сказки, это одно и тоже и означает, что сказка имеет известного нам автора.

- Хорошо, объяснили мне, молодцы! А теперь вспомните, какие бытовые народные и авторские сказки вы знаете и назовите их.

Ребенок называет сказки, я предлагаю еще нескольким ученикам назвать те, которые не вспомнил их одноклассник.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, объясняют значение слов и есть ли между ними различия, вспоминают и называют сказки, дополняют ответы друг друга.

Фронтальная

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения при ответе; строить связанное высказывание; способность вести дискуссионное обсуждение при ответе; слушать преподавателя и одноклассников; находить необходимую информацию через беседу со взрослым, через учебник, через сеть Интернет.

Познавательные: пользоваться приемами анализа при работе со сказочными произведениями; осознавать сущность и значение произведения;

Личностные: интерес к чтению литературных произведений на уроке и дома, допускать существование других точек зрения; уверенность в себе и своих действиях.

Слайд 5

- А теперь, мы с вами разберем волшебные сказки. Попробуете дать определение? Что нам снова нужно вспомнить, чтобы правильно дать определение?

- Мы должны вспомнить признаки волшебной сказки: необычные приключения необыкновенных существ, обладающих сверхъестественными силами. То есть волшебная сказка это сказка, в которой идет повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи. В ней происходят чудесные, фантастические события. 

- Давайте проверим, все ли вы сказали правильно./(если дети затрудняются ответить) Давайте посмотрим, что же такое волшебные сказки.

Дети называют признаки волшебных сказок и на их основе дают определение.

Фронтальная

Коммуникативные: способность вести диалог; строить связанное высказывание; слушать преподавателя и одноклассников; находить необходимую информацию через беседу со взрослым, через учебник, через сеть Интернет.

Личностные: допускать существование других точек зрения; уверенность в себе и своих действиях.

Познавательные: пользоваться приемами анализа при работе со сказочными произведениями; осознавать сущность и значение произведения.

Регулятивные: умение концентрировать внимание на теме и целях урока; способность к самоконтролю; усидчивость; умение корректно строить свою речь.

Слайд 6

- А сможете по той же схеме назвать примеры волшебных сказок?

Ребенок называет сказки, я предлагаю еще нескольким ученикам назвать те, которые не вспомнил их одноклассник.

Дети вспоминают какие волшебные сказки они читали, группируют их в зависимости от того, являются они авторскими или народными.

Фронтальная

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения при ответе; строить связанное высказывание; способность вести дискуссионное обсуждение при ответе; слушать преподавателя и одноклассников; находить необходимую информацию через беседу со взрослым, через учебник, через сеть Интернет.

Познавательные: пользоваться приемами анализа при работе со сказочными произведениями; осознавать сущность и значение произведения;

Личностные: допускать существование других точек зрения; уверенность в себе и своих действиях.

Слайд 7

- Вот мы и добрались до сказок о животных. Давайте вспомним основные признаки сказок о животных и на их основе дадим определение.

- Мы должны вспомнить признаки сказок о животных: главными героями таких сказок являются животные.

- Давайте проверим, все ли вы сказали правильно./(если дети затрудняются ответить) Давайте посмотрим, что же такое сказки о животных.

Дети называют признаки сказок о животных и на их основе дают определение.

Фронтальная

Коммуникативные: способность вести диалог; строить связанное высказывание; слушать преподавателя и одноклассников; находить необходимую информацию через беседу со взрослым, через учебник, через сеть Интернет.

Личностные: допускать существование других точек зрения; уверенность в себе и своих действиях.

Познавательные: пользоваться приемами анализа при работе со сказочными произведениями; осознавать сущность и значение произведения.

Регулятивные: умение концентрировать внимание на теме и целях урока; способность к самоконтролю; усидчивость; умение корректно строить свою речь;

Слайд 8

- Молодцы! И снова давайте попробуем вспомнить какие сказки о животных вы знаете?

Ребенок называет сказки, я предлагаю еще нескольким ученикам назвать те, которые не вспомнил их одноклассник.

- Хорошо! А теперь обратим свое внимание на задание номер 1, на странице 71. Что от нас требуется?

- «Вспомни, какие произведения о животных ты знаешь. Найди их в учебнике. Заполни таблицу в тетради или на компьютере.»

- Все сделали дома это задание? Кто из вас готов ответить таблицу? Только, ребята, следите какие сказки называют ваши одноклассники, чтобы потом вы могли назвать те, которые ваши товарищи не вспомнили или не знают – возьмите в руки карандаш и отмечайте уже названные произведения.

Ребенок отвечает, я предлагаю еще нескольким ученикам назвать те сказки, которые не вспомнил их одноклассник. Когда дети рассказывают графу «О ком» и называют животных, предлагаю им вспомнить к каким группам они относятся.

Дети вспоминают какие волшебные сказки они читали, группируют их в зависимости от того, являются они авторскими или народными.

После проверяем задание, которое дети выполнили дома.

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения при ответе; строить связанное высказывание; способность вести дискуссионное обсуждение при ответе; слушать преподавателя и одноклассников; находить необходимую информацию через беседу со взрослым, через учебник, через сеть Интернет.

Познавательные: пользоваться приемами анализа при работе со сказочными произведениями; осознавать сущность и значение произведения;

Личностные: допускать существование других точек зрения; уверенность в себе и своих действиях.

Метапредметные: повторение темы про многообразие животных на планете с помощью главных героев сказок о животных и вопроса из кроссворда (окружающий мир).

4. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного

Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися

- Вот наш урок и подходит к концу. Давайте повторим еще раз, какие виды сказок вы знаете?

- Сказки подразделяются на бытовые, волшебные и сказки о животных.

- Хорошо, а в чем разница между авторскими или, как еще их называют в вашем учебнике, литературными сказками и народными?

- Авторские/литературные – имеют автора, который их создал; народные – созданы народом, фольклор.

Дети еще раз вспоминают виды сказок – бытовые, волшебные и о животных. А потом объясняют разницу между народными и авторскими/литературными сказками.

Фронтальная

Коммуникативные: способность вести диалог; аргументировать свою точку зрения при ответе; строить связанное высказывание; способность вести дискуссионное обсуждение при ответе; слушать преподавателя и одноклассников; находить необходимую информацию через беседу со взрослым, через учебник, через сеть Интернет.

Личностные: уверенность в себе и своих действиях.

Познавательные: понимать полученную информацию.

Регулятивные: умение концентрировать внимание на теме и целях урока; способность к самоконтролю; усидчивость; умение корректно строить свою речь.

Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

-Я узнал….

- Я удивился…

- Я заинтересовался…

- Мне было непонятно…

- У меня возникли трудности…

- Мне показалось забавным, что…



Личностные: допускать существование других точек зрения

5. Инструктаж о выполнении домашнего задания

- Дома подготовьте пересказ сказки по вариантам. Первый ряд готовит любую бытовую сказку, второй – любую волшебную сказку и третий ряд – любую сказку о животных. Также, прошу вас проанализировать выбранную вами сказку по плану, предложенному вам в учебнике – страница 72, №6.

- На этом наш урок окончен. Спасибо вам за работу!






Скачать

© 2023, 55 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!