Урок по литературе в 9 классе по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Исследование духовного мира Татьяны Лариной.
Цели: - определить значение понятия «Духовность», исследуя духовный мир Татьяны
- формировать у учащихся способность и готовность искать и находить дорогу духовных ценностей
- учиться исследовать, анализировать, обобщать, создавать творческий продукт
Форма работы: учащиеся разделены на группы, которым заранее было дано задание.
Ход урока:
Мотивация. Создание эмоционального настроя
Выразительное чтение наизусть «Письма Татьяны к Онегину».
- Есть светлая прочная нить, которая тянется от сердца к сердцу, из века в век и никогда не кончается. Это наша духовность, она должна стать нормой человеческой жизни.
2. Основная часть.
- Так что же такое духовность? Чтобы ответить на это вопрос, вы должны были выполнить задания по группам. Задание для 1 группы: подобрать к слову «духовность» родственные слова и определить их значения. По этим значениям дать определение слову «духовность».
1 группа представляет свое задание.
-Делаем вывод: духовность – это богатый внутренний мир человека.
- Можно ли говорить о богатстве внутреннего мира Татьяны Лариной?
-Рассмотрим 3 события в романе: встречу героев, письмо Татьяны к Рнегину и объяснение в саду.
- Теперь 2 группа. Ваше задание было ответить на вопрос: Верите ли вы в любовь Татьяны в Онегина с 1 взгляда?
2 группа отвечает на вопрос, приводя примеры из текста.
- Таким образом, в лирических отступлениях Пушкина видно, что автор любит свою героиню Татьяну и верит в ее любовь с 1 взгляда. Она обладает очень важным качеством – умением любить. Любовь – это главное качество, которое входит в понятие «духовный мир» Татьяны.
- Для 3 группы было задание ответить на вопрос: Любит ли Татьяна Онегина по-настоящему?
3 группа отвечает на вопрос, приводя примеры из текста.
- Вывод: Татьяна любит Онегина по-настоящему, глубоко и искренне.
3. Создание конечного творческого продукта.
- Каков же духовный мир Татьяны Лариной?
- Общий вывод: Богатство духовного мира Татьяны определяют следующие нравственные понятия: любовь, доброта, отзывчивость, искренность, взаимопонимание, уважение, доверие, вера. Таким образом, духовность есть преобладание нравственных качеств человека, его совершенствование.
- Евгений не понял письма Татьяны, глубину ее чувств, оказался равнодушным, «слепым» и «глухим». Но «получив послание Тани, Онегин живо тронут был: язык девических мечтаний в нем думы роем возмутил». Не случайно Онегин взволнован, он почувствовал, что все, о чем Татьяна ему написала, есть правда, откровение, исповедь души. Возможно, он оценил ее духовный мир и почувствовал свою несостоятельность, духовную нищету, и поэтому честно рассказал ей о своих недостатках и неспособности сделать Татьяну счастливой. Позже Татьяна будет ему за это благодарна.
4. Рефлексия.
- Какие новые знания вы получили сегодня на уроке?
«Я задумалась (-лся) о …»
«Я заглянула в …»
«Поняла, что…»
5. Итог урока.
- Исследуя духовный мир Татьяны, вы учились разным видам деятельности: анализу, обобщению, созданию творческого продукта. Работая с текстом, мы пришли к выводу, что духовность – это преобладание нравственных качеств, совершенствование себя. Главным качеством духовности является любовь. Ведь все, чем вы занимаетесь в жизни, вы должны делать с любовью. И только тогда вы найдете собственную дорогу духовных ценностей.