Тема: К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки | Тип: урок-исследование |
Задачи: Продолжить осмысление сказки «Тёплый хлеб», работу по пониманию её идеи и художественных особенностей; Учить понимать образную природу произведения, находить в произведении способы создания образа (природы, жизни деревни, детской жизни), Учить говорить об образе, обобщать способы создания образа; замечать пейзажные описания в произведении, понимать их роль в создании образа природы; Учить замечать особые, характерные именно для этого автора и именно для данного произведения средства создания образа природы Учить замечать и понимать особенности жанра произведения, высказывать своё понимание произведения с точки зрения его жанровых особенностей Учить наблюдать за языком писателя, пытаться формулировать эти особенности; Продолжить учить понимать разницу между авторской сказкой и народной сказкой |
Планируемые результаты |
Предметные Понимать жанровые особенности авторской сказки; Уметь отличать авторскую сказку от народной; Уметь объяснить жанровые особенности изученного произведения Характеризовать художественные особенности произведения с точки зрения особенностей образной природы этого произведения Характеризовать произведение с точки зрения особенностей языка изученного произведения, понимать подтекст названия и объяснять его; понимать связь названия и содержания всего произведения; рассказывать об особенностях языка произведения. | Метапредметные регулятивные: ставить учебную цель при изучении нового материала отбирать нужные для решения учебной задачи эпизоды; понимать принцип своего отбора, уметь объяснить необходимость выбранного эпизода для решения учебной задачи анализировать свою деятельность с точки зрения достижения поставленной задачи прогнозировать уровень собственного результата в зависимости от качества проделанной работы; коммуникативные: понимать смысл отобранного эпизода и его роль в общем идейном замысле произведения; объяснять своё видение особенностей языка писателя в изучаемом произведении, находить аргументы для обоснования собственной позиции; рассказывать об особенностях языка произведения находить эпизоды, которые могут продемонстрировать выводы об особенностях языка произведения | Личностные определять своё отношения к прочитанному; совершенствовать культуру речи; развивать эстетическое чувство понимать, что произведение может быть интересным не только с точки зрения сюжета или идеи, но и с точки зрения художественных достоинств; сознавать свою связь с окружающим миром, нравственную позицию; развивать умение понимать произведение искусства; овладевать языком искусства; видеть способы изображения; вести диалог с классом и учителем; определять своё отношение к творчеству писателя, чьё произведение было изучено в школе |
Межпредметные связи: ИЗО: средства создания пейзажа, композиция пейзажа в живописи и литературе, краски, тона, полутона, особенности отбора предметов, настроение пейзажа |
Ресурсы урока: Учебник, пособие для учителя: Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5-м классе. Поурочные разработки. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
Актуализирует знания учащихся о литературном произведении как образной системе, ведёт беседу о том, какие образы, помимо образов людей, бывают представлены в литературном художественном произведении Предлагает припомнить, как описывается природа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»; как описывается жизнь деревни, назвать главные сцены в создании образа деревенской жизни; Предлагает ответить на вопрос, считает ли эту жизнь прекрасной автор сказки К.Г. Паустовский | Отвечают на вопросы учителя, называют образы, которые, помимо образов людей, присутствуют в литературном произведении; Припоминают описания природы, описание картине деревенской жизни в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Называют главные, с точки зрения самих учащихся, сцены деревенской жизни в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»; Размышляют, является ли жизнь, изображённая К.Г. паустовским прекрасной, с точки зрения автора» |
Мотивация познавательной деятельности |
В форме продуктивного диалога организует обсуждение учебной задачи, направляет на составление плана учебной деятельности Организует работу по составлению вопросов оп теме «Язык сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» Задаёт вопрос проблемного характера: что дало основание одному из литературоведов утверждать, что « в обыкновеннейших явлениях природы, в ясной и бесхитростной жизни животных Паустовский находит незамечаемую другими глубину, значительность и прелесть», есть ли доказательство этим словам в сказке «Тёплый хлеб»? Предлагает детям отобрать для перечитывания эпизоды, в которых представлены образы природы и деревенской жизни | Рассуждая о возможном результате урока, формулируют учебную задачу, разрабатывают план деятельности; Составляют список необходимых для достижения результата действий: отобрать эпизоды, перечитать Составляют список вопросов по теме «Язык сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Пробуют ответить на вопрос учителя о глубине, значительности и прелести в обычной жизни; иллюстрируют своё мнение обращением к сказке «Тёплый хлеб» Отбирают эпизоды для перечитывания и анализа с точки зрения особенностей языка сказки «Тёплый хлеб» |
Организация познавательной деятельности |
Предлагает вспомнить содержание предыдущего урока и рассказ о творчестве К.Г. Паустовского. Предлагает найти реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»; Ведёт беседу по вопросам о художественных особенностях сказки: фантастическом и реальном плане изображения, близости к фольклорным, сказочным образам бабки, Фильки, коны и др., роли образа сороки Организует работу со словарём литературоведческих терминов, комментирует литературоведческие понятия пейзаж, эпитет; Организует беседу о роли пейзажа в сказке «Тёплый хлеб», о роли эпитета в описаниях природы Организует групповую исследовательскую работу над языком сказки на основании заданий для групп: 1 группа: слова и выражения для описания хлеба 2 группа: описание метели 3 группа: описание зимнее ночи после метели 4 группа: ночью по дороге к мельнице 5 группа: морозный день В составлении заданий использует рекомендации из книги Н.В. Беляевой « Уроки литературы в 5-м классе. Поурочные разработки», стр.158 Выслушивает результаты наблюдения групп Организует обобщающую беседу. Организуют работу над выполнением задания 2 раздела учебника «Обогащаем свою речь» Слушает учащихся, ведёт с ними диалог. | Припоминают содержание предыдущего урока и рассказ о творчестве К.Г. Паустовского. Отвечают на вопросы, находят примеры реального и фантастического в сказке, находят связь с фольклором в образах героев сказки, предлагают своё понимание образа сороки. Работают по определению значения незнакомых слов, опираясь на контекст произведения, прибегая к помощи словаря при необходимости; Отвечают на вопросы, предложенные учителем для беседы о роли эпитета в описаниях природы в сказке «Тёплый хлеб» . Работают в группах, проводя исследовательскую работу, определяя роль эпитетов в описаниях, делая выводы о том, как создается образ природы в сказке «Тёплый хлеб» Слушают выступления групп, задают вопросы, обсуждают выводы, сделанные группами Делают выводы о верности высказывания литературоведа о умении К.Г. Паустовского видеть в обыденном глубокое, значительное и прелестное Выполняют задание 2 раздела учебника «Обогащаем свою речь» Делают выводы о художественных особенностях сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского |
Подведение итогов |
Предлагает обосновать утверждение литературоведа собственными наблюдениями над художественными особенностями сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» Предлагает сделать вывод о том, чем может быть интересна читателю сказка К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» | Обосновывают утверждение литературоведа собственными наблюдениями над языком и художественными особенностями сказки «Тёплый хлеб»; Высказывают мнение о том, чем может быть интересна сказка К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»; |
Дополнительный материал: словарь литературоведческих терминов, литературная энциклопедия |
Диагностика достижения планируемых результатов: из отрывка из сказки «Тёплый хлеб» выписывают эпитеты, объясняют роль эпитетов в отрывке |
Дополнительные творческие задания: пересказ – описание зимней ночи от лица Фильки (эпизод ночного ухода к Панкрату) |
Самоанализ |
Достижения | Сложности | Предложения |
| | |