СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе "К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Удобная технологическая карта урока-исследования предполагает работу в группах и знания ИЗО

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки"»

Тема: К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки

Тип: урок-исследование

Задачи:

  • Продолжить осмысление сказки «Тёплый хлеб», работу по пониманию её идеи и художественных особенностей;

  • Учить понимать образную природу произведения, находить в произведении способы создания образа (природы, жизни деревни, детской жизни),

  • Учить говорить об образе, обобщать способы создания образа; замечать пейзажные описания в произведении, понимать их роль в создании образа природы;

  • Учить замечать особые, характерные именно для этого автора и именно для данного произведения средства создания образа природы

  • Учить замечать и понимать особенности жанра произведения, высказывать своё понимание произведения с точки зрения его жанровых особенностей

  • Учить наблюдать за языком писателя, пытаться формулировать эти особенности;

  • Продолжить учить понимать разницу между авторской сказкой и народной сказкой

Планируемые результаты

Предметные

  • Понимать жанровые особенности авторской сказки;

  • Уметь отличать авторскую сказку от народной;

  • Уметь объяснить жанровые особенности изученного произведения

  • Характеризовать художественные особенности произведения с точки зрения особенностей образной природы этого произведения

  • Характеризовать произведение с точки зрения особенностей языка изученного произведения,

  • понимать подтекст названия и объяснять его;

  • понимать связь названия и содержания всего произведения;

  • рассказывать об особенностях языка произведения.

Метапредметные

регулятивные:

  • ставить учебную цель при изучении нового материала

  • отбирать нужные для решения учебной задачи эпизоды;

  • понимать принцип своего отбора, уметь объяснить необходимость выбранного эпизода для решения учебной задачи

  • анализировать свою деятельность с точки зрения достижения поставленной задачи

  • прогнозировать уровень собственного результата в зависимости от качества проделанной работы;

коммуникативные:

  • понимать смысл отобранного эпизода и его роль в общем идейном замысле произведения;

  • объяснять своё видение особенностей языка писателя в изучаемом произведении, находить аргументы для обоснования собственной позиции;

  • рассказывать об особенностях языка произведения

  • находить эпизоды, которые могут продемонстрировать выводы об особенностях языка произведения

Личностные

  • определять своё отношения к прочитанному;

  • совершенствовать культуру речи;

  • развивать эстетическое чувство

  • понимать, что произведение может быть интересным не только с точки зрения сюжета или идеи, но и с точки зрения художественных достоинств;

  • сознавать свою связь с окружающим миром, нравственную позицию;

  • развивать умение понимать произведение искусства;

  • овладевать языком искусства;

  • видеть способы изображения;

  • вести диалог с классом и учителем;

  • определять своё отношение к творчеству писателя, чьё произведение было изучено в школе

Межпредметные связи: ИЗО: средства создания пейзажа, композиция пейзажа в живописи и литературе, краски, тона, полутона, особенности отбора предметов, настроение пейзажа

Ресурсы урока: Учебник, пособие для учителя: Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5-м классе. Поурочные разработки.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Актуализирует знания учащихся о литературном произведении как образной системе, ведёт беседу о том, какие образы, помимо образов людей, бывают представлены в литературном художественном произведении

  • Предлагает припомнить, как описывается природа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»; как описывается жизнь деревни, назвать главные сцены в создании образа деревенской жизни;

  • Предлагает ответить на вопрос, считает ли эту жизнь прекрасной автор сказки К.Г. Паустовский

  • Отвечают на вопросы учителя, называют образы, которые, помимо образов людей, присутствуют в литературном произведении;

  • Припоминают описания природы, описание картине деревенской жизни в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

  • Называют главные, с точки зрения самих учащихся, сцены деревенской жизни в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»;

  • Размышляют, является ли жизнь, изображённая К.Г. паустовским прекрасной, с точки зрения автора»

Мотивация познавательной деятельности

  • В форме продуктивного диалога организует обсуждение учебной задачи, направляет на составление плана учебной деятельности

  • Организует работу по составлению вопросов оп теме «Язык сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

  • Задаёт вопрос проблемного характера: что дало основание одному из литературоведов утверждать, что « в обыкновеннейших явлениях природы, в ясной и бесхитростной жизни животных Паустовский находит незамечаемую другими глубину, значительность и прелесть», есть ли доказательство этим словам в сказке «Тёплый хлеб»?

  • Предлагает детям отобрать для перечитывания эпизоды, в которых представлены образы природы и деревенской жизни

  • Рассуждая о возможном результате урока, формулируют учебную задачу, разрабатывают план деятельности;

  • Составляют список необходимых для достижения результата действий: отобрать эпизоды, перечитать

  • Составляют список вопросов по теме «Язык сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

  • Пробуют ответить на вопрос учителя о глубине, значительности и прелести в обычной жизни; иллюстрируют своё мнение обращением к сказке «Тёплый хлеб»

  • Отбирают эпизоды для перечитывания и анализа с точки зрения особенностей языка сказки «Тёплый хлеб»

Организация познавательной деятельности

  • Предлагает вспомнить содержание предыдущего урока и рассказ о творчестве К.Г. Паустовского.

  • Предлагает найти реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»;

  • Ведёт беседу по вопросам о художественных особенностях сказки: фантастическом и реальном плане изображения, близости к фольклорным, сказочным образам бабки, Фильки, коны и др., роли образа сороки

  • Организует работу со словарём литературоведческих терминов, комментирует литературоведческие понятия пейзаж, эпитет;

  • Организует беседу о роли пейзажа в сказке «Тёплый хлеб», о роли эпитета в описаниях природы

  • Организует групповую исследовательскую работу над языком сказки на основании заданий для групп:

  • 1 группа: слова и выражения для описания хлеба

  • 2 группа: описание метели

  • 3 группа: описание зимнее ночи после метели

  • 4 группа: ночью по дороге к мельнице

  • 5 группа: морозный день

В составлении заданий использует рекомендации из книги Н.В. Беляевой « Уроки литературы в 5-м классе. Поурочные разработки», стр.158

  • Выслушивает результаты наблюдения групп

  • Организует обобщающую беседу.

  • Организуют работу над выполнением задания 2 раздела учебника «Обогащаем свою речь»

  • Слушает учащихся, ведёт с ними диалог.

  • Припоминают содержание предыдущего урока и рассказ о творчестве К.Г. Паустовского.

  • Отвечают на вопросы, находят примеры реального и фантастического в сказке, находят связь с фольклором в образах героев сказки, предлагают своё понимание образа сороки.

  • Работают по определению значения незнакомых слов, опираясь на контекст произведения, прибегая к помощи словаря при необходимости;

  • Отвечают на вопросы, предложенные учителем для беседы о роли эпитета в описаниях природы в сказке «Тёплый хлеб»

.

  • Работают в группах, проводя исследовательскую работу, определяя роль эпитетов в описаниях, делая выводы о том, как создается образ природы в сказке «Тёплый хлеб»

  • Слушают выступления групп, задают вопросы, обсуждают выводы, сделанные группами

  • Делают выводы о верности высказывания литературоведа о умении К.Г. Паустовского видеть в обыденном глубокое, значительное и прелестное

  • Выполняют задание 2 раздела учебника «Обогащаем свою речь»

  • Делают выводы о художественных особенностях сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского

Подведение итогов

  • Предлагает обосновать утверждение литературоведа собственными наблюдениями над художественными особенностями сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

  • Предлагает сделать вывод о том, чем может быть интересна читателю сказка К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

  • Обосновывают утверждение литературоведа собственными наблюдениями над языком и художественными особенностями сказки «Тёплый хлеб»;

  • Высказывают мнение о том, чем может быть интересна сказка К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»;


Дополнительный материал: словарь литературоведческих терминов, литературная энциклопедия

Диагностика достижения планируемых результатов: из отрывка из сказки «Тёплый хлеб» выписывают эпитеты, объясняют роль эпитетов в отрывке

Дополнительные творческие задания: пересказ – описание зимней ночи от лица Фильки (эпизод ночного ухода к Панкрату)

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!