СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему " Петербург Достоевского. По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему " Петербург Достоевского. По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»

Урок литературы в 10 классе по теме «Петербург Достоевского» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Цели: показать необычность изображения Достоевским Петербурга;

подвести к осмыслению главного конфликта романа между

Раскольниковым и миром, который он отрицает;

вызвать сочувствие к» униженным и оскорбленным».

Задачи: показать, как Достоевский изображает Петербург;

научить выделять и систематизировать информацию из прочитанного;

повторить правила составления синквейна.

Домашнее задание предыдущего урока:

- читать 1-2 части романа;

- отметить эпизоды, иллюстрирующие жизнь жителей города.

Оборудование:

-видеофильм «Преступление и наказание» 1- я серия;

-слайды для мультимедийной презентации;

- фотографии достопримечательностей Петербурга;

- иллюстрации к роману художников Шмаринова и Минаева;

- аудиозаписи музыкальных произведений: Бетховен «Лунная

соната», Эдвард Григ «Пастушок»;

- раздаточный материал для индивидуальной и парной работы-

таблицы 1, 2, 3 по слайдам 3, 8, 11.

Методы:

- сравнительный анализ;

- исследовательский; репродуктивный.

Технологии, используемые на уроке:

- сотрудничества ( учитель- ученик);

- элементы критического мышления;

Формы работы:

- коллективная;

- парная;

- индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Приветствие.

Учитель. Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте, те, кому не нравится погода за окном.

Здравствуйте, те, кто любит путешествовать.

И здравствуйте, те, кто мечтает о поездках в разные города и страны.

  1. Стадия вызова.

На фоне «Лунной сонаты» Бетховена демонстрируются слайды с видами Петербурга. Звучат отрывки (читают учитель или подготовленный ученик) из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» : вступление.

Учитель. Об этом городе великий поэт России А. С. Пушкин сказал такие слова:

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

… ныне там по оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…



Только в этом городе вы увидите эти памятники архитектуры. И это город… Слайд 2

Петербург… (Показ слайдов с изображением узнаваемых мест города).

Учитель. Я думаю, нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. А что вы знаете о нем? Какой он в вашем представлении?

Работа с таблицей 1.

Слайд 3

Знал Знаю Хочу знать

Учитель. Перед вами таблица 1. Я вам предлагаю написать в первую колонку несколько слов о том, каким вы увидели или представляете себе этот город. (Работа с колонкой «Знал»).

Ученики 2-3 минуты работают индивидуально, у каждого своя таблица, напечатанная на листе А4

Опрос 2-3 ребят и показ учителем своего варианта заполнения колонки «Знал».

Слайд 4

Знал Знаю Хочу знать

красивый город;

река Нева;

мосты;

белые ночи.

Таблица 1

Учитель. Таким красивым городом восхищался Пушкин, а восприятие Петербурга другим писателем вы увидите совсем в другом ракурсе.

Просмотр фрагмента фильма: Раскольников идет по улице города в питейное заведение (начало 1- й серии).

Учитель. Вы догадались, кто этот писатель, по произведению которого снят фильм? Фрагмент мы только что увидели. Да, это Фёдор Михайлович Достоевский, и поговорим сегодня на уроке о Петербурге… Достоевского.

На слайде – тема урока.

Слайд 5

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Учитель. Что, таким образом, станет предметом нашего разговора на уроке, исходя из темы? (Как Достоевский изображает Петербург в романе «Преступление и наказание?»

И целями урока будут… (Ученики сами формулируют цели, учитель только четко озвучивает их. Демонстрируется слайд с целями урока).



Слайд 6

Цели:

- показать, как изображает писатель жизнь города;

- осмыслить причины конфликта романа – конфликта между

Раскольниковым и миром, им отрицаемым





  1. Стадия осмысления.

Работа идет (до составления синквейна) под музыку Эдварда Грига «Пастушок».

Учитель. О том, каким Достоевский показывает Петербург, мы поговорим чуть позже. А сейчас я хотела бы познакомить вас с иллюстрациями к роману, выполненными в разное время разными художниками: Шмариновым и Минаевым.

(Учащимся демонстрируются слайды с репродукциями иллюстраций Шмаринова и Минаева).

Слайд 7

Художник Минаев

Учитель. Какое настроение вызывает увиденное на этих иллюстрациях?

Слайд 8

Вернемся к роману и поработаем со схемой 2.

Слайд 9

Схема 2. Работа в парах (10- 15 минут).

Ученики попарно получают жетоны, на которых указано, о чем им нужно будет сделать выписки (слова и выражения из текста), в слабом классе можно дать указание

- о городском пейзаже;

- об уличных сценах;

- об интерьерах жилищ.

После проделанной работы, по мере озвучивания детьми своих ответов, учитель показывает свои ответы и дает обобщение к каждому.

Озвучивание ответов 2- 3 пар, показ учителем его ответа и обобщение.

Учитель.

Пейзажи. «Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди так и кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения».

Сцены уличной жизни:

«От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. И в то же время вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».

Интерьеры. «Интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности».

Неприглядная картина. Как будто это другой город.

Давайте вернемся к таблице 1 и заполним вторую колонку «Знаю» (3- 5 минут).

(Демонстрация слайда 3).

Учитель. Что вы узнали о Петербурге Достоевского? Каким изображает писатель этот город?

Вариант учителя показать после ответов детей.

Слайд 10

Знал Знаю Хочу знать

город-гигант;

контрасты;

красивые проспекты

и …

узкие улицы,

теснота, грязь, вонь

Вывод (делает учитель; можно предварительно выслушать ответы учеников): уже на первых страницах романа Достоевского «Преступление и наказание» мы видим картины тесноты. Удушливой скученности людей, которые ютятся на «аршине пространства». Все это усугубляет чувство душевного одиночества человека в толпе. Перед читателем возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбе человека. Предстает драма жизни «униженных и оскорбленных».

4. Стадия рефлексии.

Учитель.

И подвести черту нашему разговору о Петербурге Достоевского мне бы хотелось необычным способом: составлением синквейна- пятистишия.

Посмотрите на алгоритм написания синквейна. В основе должна быть главная мысль, идея , выраженная одним словом.

Демонстрация слайда 10. Работа в тетрадях.



Алгоритм написания синквейна

В основу положена главная мысль ,тема, выраженная одним словом.

  1. я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль.

  2. я строка (два слова) – прилагательные ,качества первого слова.

  3. я строка (три слова) – глаголы, действия первого слова.

  4. я строка – суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль.

  5. я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.



Слайд 11

Коллективная работа (в сильных классах включая и индивидуальную работу).

Учитель. Вы уже поняли, что в первой строке нашего синквейна ключевым словом будет слово» Петербург». Каким он предстал перед нами?

(Грязный, холодный, серый, равнодушный, жестокий).

Выбираются два прилагательных для 2-й строки.

Учитель. Как город влияет на человека?

(Угнетает, давит, душит, ожесточает, убивает).

Выбор слов для 3-й строки.

Учитель. Какую мысль у вас вызывает образ Петербурга Достоевского?

(Город убивает все человеческое. Город делает человека жестоким. Вызывает чувства безысходности, одиночества).

Выбор суждения для 4-й строки.

Учитель. И последнее слово- 5-я строка – вывод, ваше заключение об образе города. (Ужас, мрак, бесчеловечность, одиночество).

При написании синквейна следует обратить внимание учеников на невозможность использования однокоренных слов во всем пятистишии, хотя это не оговаривается в алгоритме. Такое условие развивает словарный запас ребят, способствует потребности творческого обращения к словарю синонимов.

Озвучивание творческих работ учеников. Показ учителем своего варианта.

Синквейн

Петербург.

Грязный, серый.

Угнетает, ожесточает, давит.

Картины нищеты и безнадёжности.

Безысходность.

Слайд 12

Пример варианта синквейна , составленного учеником:

Петербург.

Мрачный, жестокий.

Душит, омертвляет, разочаровывает.

Город одиночества и скуки.

Пустота.

Учитель. Вернёмся к целям урока. (Демонстрация слайда 6.)

Учитель. Удалось ли нам выполнить то, что мы наметили в начале урока?

(Нет, осталась незаполненной 3-я колонка таблицы 1 « ХОЧУ ЗНАТЬ». Мы не осмыслили причины конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.)

Домашнее задание.

Знал Знаю Хочу знать

Какие мысли,

идеи, теории

Могут придти

человеку,

живущему в

таком городе?

Слайд 13

Учитель. Работая с текстом романа, сформулируйте вопросы относительно причин конфликта романа (желательно вопросы начинать со слов

« Почему…?», « В связи с чем…?», « Отчего…?») Таким образом, вы получите вопросы 3-й колонки «ХОЧУ УЗНАТЬ».

Н. Давыдова, учитель русского языка и литературы




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!