СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: " В.Шекспир. Сведения о жизни и творчестве английского поэта и драматурга. Краткая характеристика эпохи Возрождения" 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: " В.Шекспир. Сведения о жизни и творчестве английского поэта и драматурга. Краткая характеристика эпохи Возрождения" 8 класс»

Урок № 88 21.04.21 Литература

8 класс

Тема: В.Шекспир. Сведения о жизни и творчестве английского поэта и драматурга. Краткая характеристика эпохи Возрождения

Цели урока:

- дать учащимся основные сведения о биографии Шекспира, связи его творчества и идеями эпохи Возрождения.

 Планируемые результаты урока:

-предметные :

- познакомить учащихся с фактами биографии и творческого пути великого английского драматурга У. Шекспира. Приобщить учащихся к высоким образцам классической литературы. 

метапредметные:

- освоение различных образовательных пространств.

- применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне;

- соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала.

- личностные:

- выявление и активизация творческих возможностей и актерских способностей детей.

- умение сформулировать и  высказывать собственную точку зрения.

- формирование аналитических умений у обучающихся, развитие инициативы учащихся, формирование творческого размышления над художественным произведением.

- развитие умений и навыков публичных выступлений.

Оборудование учебник, тетради, видеосюжет

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

1. Организационное начало урока.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Шекспир. Краткая биография. Примерное освещение темы «Театр во времена Шекспира»

Родился в Стратфорде-на-Эйвоне, Англия. 26 апреля того же года был крещен в местной церкви Троицы. Об этом имеется запись в церковной книге. В той же церкви пятьдесят два года спустя похоронен.

Отец его — человек состоятельный, торговый, одно время был даже чем-то вроде

городского головы. Учился будущий драматург в местной приходской грамматической школе, где изучил латинский и греческий языки.

В восемнадцать лет Шекспир женился. Жене было двадцать шесть лет. По имеющимся документам, преимущественно судебным, известно, что у отца дела пошли в то время вниз. В 1587 году Вильям и Эдмунд (младший брат) Шекспиры оставили семью и переехали в Лондон. Оба стали людьми театральными. Вильям начинал чуть ли не сторожем при театре, потом переписывал пьесы, пробовал свои силы и как актер, но оказалось, что он поэт и драматург и еще хороший организатор театрального дела, хозяин. А Эдмунд — актер. Шекспир-младший заболел в одну из эпидемий, которые то и дело посещали столицу, и умер.

Начиная с 1592 года в Лондоне ставятся и печатаются шекспировские пьесы. С того же времени появляются отзывы и о самом драматурге. Один, самый первый, ругательный или, вернее, завистливый: «Шекспир, как видно, с большой энергией проводил свой период «Бури и натиска», отвоевывая себе место в литературно-театральном мире». Другие, и большей частью положительные, Шекспира одобряют, поддерживают, просто хвалят.

В 1576 году на окраине Лондона было построено первое помещение для публичных зрелищ. Здание из дерева построил плотник Джеймс Бербедж и назвал его «театром». У здания не было крыши, но оно было украшено башенками с флагами. Глухая стена имела два выхода: для зрителей и для актеров. Вдоль стены шли галереи, разделенные перегородками, и ложи, скамеек не было. Занавеса не было, сцена была открытой, застлана соломой или свежими еловыми ветками.

В 1599 году сыновья Бербреджа построили новое помещение театра и назвали его «Глобус», оно вмещало 1200 зрителей. Зрители стояли с трех сторон сцены. Спектакли шли без декораций и антрактов. Костюмы готовились очень тщательно.

Итак, Шекспир ставит на сцене свои первые опыты, через семь лет, в 1599 году, он уже становится хозяином театра «Глобус», а через десять лет, в 1603-м, получает для своей труппы звание «королевской». Патент сохранился и до наших дней, сохранился и список труппы, где на одном из первых мест стоит имя Шекспира.

В 1613 году театр Шекспира сгорел. Пожар произошел из-за того, что неосторожно выстрелили из театральной пушки. Через год театр был отстроен заново, но к тому времени Шекспир после двадцати пяти лет драматической деятельности уже вернулся в родной город.

Драматическое творчество Шекспира включает в себя разные жанры — комедии, исторические хроники, трагедии. Его делят обычно на три периода: в первый из них — в 90-е годы XVI века — у Шекспира преобладают комедии. Комические пьесы наполнены ренессансной жизнерадостностью, природа рисуется как мудрое и благое начало, человек добродетелен, его недостатки легко преодолимы, в пьесах всегда счастливый конец — достаточно вспомнить «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь». Лишь одна трагедия написана в этот период — «Ромео и Джульетта» (1595).

Во второй период творчества (1601-1608) Шекспиром написаны самые знаменитые его трагедии — «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Макбет». В трагедии «Гамлет» Шекспир перерабатывает сюжет, известный из старинных средневековых хроник. Датский принц Гамлет превращается в пьесе в шекспировского современника, столкнувшегося с миром, в котором царит зло. Иногда говорят о том, что Гамлет — слабовольный и нерешительный герой, чрезмерно долго и много размышляющий, но не умеющий действовать. Образ Гамлета стал одним из «вечных» образов мировой литературы.

Наиболее значительное произведение последнего этапа творчества Шекспира (1609-1612) — трагикомедия-сказка «Буря». Подчеркнутая театральность и фееричность этой пьесы явно свидетельствует о принадлежности ее к барокко. Если в реальном мире царят зло и несправедливость, то в мире мечты Шекспир рисует победу добра.

Покорив Лондон, Шекспир остался стратфордцем. Он приобрел и окрестностях города землю и дом. Есть предание о том, что к нему как то наведались давние литературные друзья. Во всю меру полноты чувств, овладевших ими, они отпраздновали свою встречу так, что Шекспир, не перенеся последствий, умер. Это произошло 23 апреля 1616 года.

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Возрождение (фр. Renaissanse – Ренессанс) – период в культурном и идейном развитии европейский стран.

Исторические рамки:

40-е годы 14 века – 10-е годы 16 века: примерно 300 лет.

Место возникновения: Италия.

  1. Отличительные особенности культуры Возрождения:

  • Обращение к культурному наследию античности, его духовное обновление, «возрождение»;

  • Подъем культуры, ее светский характер;

  • Гуманистическое мировоззение.

  1. Идейные принципы культуры Возрождения:

  • В центре Вселенной – человек;

  • Человек не зависит от воли Бога;

  • Человек ценен сам по себе: он имеет право на свободное развитие своих способностей, на борьбу за счастье в земной жизни;

  • Любовь – это высокое чувство человека к человеку;

  • Уважение к человеку зависить от его личных качеств, «слава и благородство измеряются не чудими, а собственными заслугами» (Паджо Браччолини)

  • Наслаждение – это необходимая часть человеческой жизни.

  1. Гуманизм не признавал:

  • Унижения человека,

  • Неверия в его силы и творческие возможности,

  • Понимания земной жизни как греха.

Вывод. Это было демократическое мировоззрение. Оно освобождало сознание человека от сословных и церковных пут, а это, в свою очередь, помогало раскрыть творческие способности человека.

Россия не знала эпохи Возрождения в общепринятом понятии. Из-за нашествия монголо-татар русской литературе пришлось возрождать не античность, а свою раннюю средневековую литературу.

Шекспир. Краткая биография. Примерное освещение темы «Театр во времена Шекспира»

Родился в Стратфорде-на-Эйвоне, Англия. 26 апреля того же года был крещен в местной церкви Троицы. Об этом имеется запись в церковной книге. В той же церкви пятьдесят два года спустя похоронен.

Отец его — человек состоятельный, торговый, одно время был даже чем-то вроде

городского головы. Учился будущий драматург в местной приходской грамматической школе, где изучил латинский и греческий языки.

В восемнадцать лет Шекспир женился. Жене было двадцать шесть лет. По имеющимся документам, преимущественно судебным, известно, что у отца дела пошли в то время вниз. В 1587 году Вильям и Эдмунд (младший брат) Шекспиры оставили семью и переехали в Лондон. Оба стали людьми театральными. Вильям начинал чуть ли не сторожем при театре, потом переписывал пьесы, пробовал свои силы и как актер, но оказалось, что он поэт и драматург и еще хороший организатор театрального дела, хозяин. А Эдмунд — актер. Шекспир-младший заболел в одну из эпидемий, которые то и дело посещали столицу, и умер.

5. Первичная проверка понимания и закрепление усвоенного материала.

Возрождение (фр. Renaissanse – Ренессанс) – период в культурном и идейном развитии европейский стран.

Исторические рамки:

40-е годы 14 века – 10-е годы 16 века: примерно 300 лет.

Место возникновения: Италия.

  1. Отличительные особенности культуры Возрождения:

  • Обращение к культурному наследию античности, его духовное обновление, «возрождение»;

  • Подъем культуры, ее светский характер;

  • Годы жизни Шекспира приходится на правление двух монархов: Елизаветы I (1558-1603) и дочери Генриха VIII, и Якова I (1603-1625). Политика короля Якова Стюарта носила откровенный реакционный характер. Богатые фабриканты враждебно относились к идеологии Возрождения, возрастала пауперизация – процесс массового обнищания народа. В Англии складывались условия для буржуазной революции. Все это приводило к мысли о невозможности воплощения в жизнь высоких идеалов Возрождения. Поэтому для второго периода творчества Шекспира характерны изменения в мировосприятии писателя: он утрачивает свое оптимистическое видение жизни, над его творчеством сгущаются грозовые тучи.

  • В Англии продолжал существовать Оксфордский кружок, объединявший людей, которые популяризировали гуманистическую культуру и идеологию Возрождения, утверждавшую уважение достоинств человека, его личностную ценность, приоритет блага людей, провозглашавшую высшей целью создание благоприятных условий для гармоничного развития личности. Гуманизм противостоял фанатизму, ригоризму (ригоризм – ханженство, формальное выполнение нравственных правил). Томас Мор (1478 – 1535; сын лондонского адвоката, учился в Оксфордском университете) написал книгу «Утопия», в которой предлагал свое государственное устройство. Он был казнен по приказу короля. Современник Шекспира Френсис Бэкон, знаменитый философ Возрождения, оставил миру утопический роман «Новая Атлантида», где создал свою идеальную модель общества.

  • Шекспир хочет разобраться в противоречиях нового порядка, о чем свидетельствуют его трагедии. Его герои – это герои новой эпохи, которых Возрождение освободило от многих предрассудков. Резонно задать вопрос: нужно ли нам с вами знать эпоху, в которую жил и творил писатель?

Физкультминутка

1. Положить левую руку на нос, а правой взяться за левое ухо. По команде учителя поменять руки. Повторить три раза.

2. Зрительно нарисовать треугольник. По часовой стрелке провести глазами по всем вершинам 3 раза. Затем перевернуть треугольник снова по часовой стрелке пройти все вершины 3 раза.

3. Написать двумя руками сразу букву А.(для улучшения работы головного мозга)


6. Применение знаний в стандартных и нестандартных условиях.

Мы подошли с вами к уяснению таких понятий, как фабула и сюжет. Сюжет – история характера героя, последовательное и связное описание событий в произведении (которое приводит к пониманию цели); фабула – основа сюжета. Фабулу можно пересказать своими словами осень коротко. Сюжет постигается при обдумывании произведения.

Согласно фабуле старинной детской легенды, юный принц датский Гамлет притворяется безумным перед своими врагами. Эта хитрость помогает ему отомстить дяде за смерть отца. Гамлет благополучно осуществляет намеченный план и торжествует победу.

Легенду эту написал датчанин Саксон Грамматик в начале 13 века. В 16 веке ее пересказал французский писатель Бельфоре в «Трагических повестях», а Томас Кид написал мелодраму «Испанская трагедия».

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

В заключении стоит привести слова А. Тарковского: «Шекспира надо искать и открывать. Ощутить время, эпоху, докопаться до шекспировской мысли. Эта трагедия и очень сложная, и очень простая… разгадать до конца, понять скрытый смысл никому не удавалось. Ясно только, что он есть. Здесь много головоломок, но они разгадываются с проникновением в пьесу».

8. Рефлексия (Итог урока).

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Как вы считаете, достигли ли мы с вами поставленной цели урока?

- Выполнили ли поставленные задачи?

Какую бы вы себе поставили оценку?

9. Сообщение домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Прочитать трагедию Шекспира “Ромео и Джульетта”.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!