СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М.Достоевского»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М.Достоевского»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М.Достоевского»»


Дата:01.04.2021г            Урок № 81         Класс: 10 

Предмет: литература              Учитель: Аппазова Э.Н.

Тема: «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М.Достоевского»

Цели и задачи:

актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века;

показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях 1810-1860–х годов;

подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;

продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;

продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.

Оборудование: портрет писателя, тетрадь, иллюстрированный материал,ноутбук,презентация..

Тип урока: урок изучения нового материала.

Эпиграфы к уроку:

1) О Петербург, проклятый Петербург

Здесь, право, нельзя иметь души!

Здешняя жизнь давит меня и душит!

В.А. Жуковский

2) Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено–бледный,

Сказка, холод и гранит…

А.С. Пушкин

Ход урока

1. Приветствие, оргмомент.

- Учитель зачитывает эпиграфы.

- О каком городе мы будем сегодня говорить с вами? (О Петербурге)

- Обратите внимание на эпиграфы. Каким видит Петербург Жуковский и каким он предстает у Пушкина?

(У Жуковского только отрицательные впечатления от города, возможно, на его восприятие Петербурга сказалось то, что он долгое время жил в Петербурге, Петербург Пушкина, как мы уже сказали, противоречив)

- На каком приеме строит свое описание Петербурга Пушкин ?

(На приеме антитезы: город пышный и в то же время бедный, сказочный, т.е. волшебный, манящий к себе, и одновременно холодный и серый.)

2. Историческая справка.

- В 1703 году Пётр1 заложил в устье Невы город Санкт-Петербург.

Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади . Дворцовая площадь), набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих.. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире ( Дворцовый мост). В городе много театров ( Театр комедии). Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость , Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города . Адмиралтейство).

Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим.

Петербург XIX века.

Роман « Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Архитектура Петербурга XIX века уникальна. Здесь сочетается барокко и классицизм.

Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности. Фасады храмов и дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной всяческих форм и очертаний. Использование живописи, позолоты, скульптуры в архитектуре производили на людей сильное впечатление, подавляли их величием и грандиозностью.

В 1760-е барокко в России начинает сменяться другим направлением – классицизмом. Для классицизма характерны строгие, чёткие формы с колоннадами, арками, скульптурами.

- Зимний дворец ( барокко). Архитектор В. В. Растрелли. Фасады его построек, расцвеченные белым, синим, позолотой, необычайно нарядны.

Казанский собор ( классицизм). Грандиозная колоннада Казанского собора – наиболее оригинальное и значительное произведение архитектора А. Н. Воронихина.

Смольный собор ( барокко). Расположен на небольшом возвышении в излучине Невы, поэтому его золотые купола далеко видны в ясные дни.

Никольский Морской собор ( барокко).Великолепна не только композиция четырёхъярусной колокольни и собора, увенчанного 5 куполами. Особый эффект создаёт красочное сочетание золота куполов, синевы фасадов, на фоне которых выделяются белоснежные колонны и наличники.

Исаакиевский собор ( классицизм). Массивное здание высотой 101,52 м., завершённое куполом.

3. Актуализация знаний учащихся

- Вспомните, каким предстает Петербург в известных вам произведениях 1-ой половины XIX века. Ответы учащихся.

(Учащиеся отмечают, что тема Петербурга в русской литературе была положена еще в XVIII веке М.В. Ломоносовым, а в XIX веке продолжена К. Батюшковым в «Прогулке в Академию Художеств», где автор восхищается красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга, А.С. Пушкиным в петербургской повести «Медный всадник» и романе в стихах «Евгений Онегин». У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве. Пушкин постоянно повторяет слово «люблю», он гордится этим городом. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картины петербургской жизни начала XIX века. Для него это город больших надежд, благородных стремлений. Он пытается воссоздать атмосферу, которая была присуща Петербургу тех лет. На это указывают имена, слова, связанные с конкретными ассоциациями. Но учащиеся отметят, что Петербург Пушкина двойственен. Пушкин показывает в своих произведениях противоречивый город, одиночество человека в Петербурге, город даже сводит с ума героя.

Далее учащиеся отметят, что в 30-е годы тему Петербурга вслед за Пушкиным продолжает Н.В. Гоголь в своих «Петербургских повестях» и поэме «Мертвые души». В «Петербургских повестях» Гоголь отразил свои впечатления и жизненные переживания, которые были связаны с его личной судьбой. Первое впечатление, произведенное Петербургом, было не таким, как ожидал писатель. Единственное место, которое Гоголь описывает со всей пышностью, - это Невский проспект. Он как бы противостоит городу нищих. Но автор сам же опровергает эту пышность. Гоголь показывает, что красота Невского проспекта призрачная, ложная. В то же время в «Мертвых душах» Гоголь ярко и красочно описывает столицу. Он сравнивает ее со сказочными Шехерезадой, Семирамидой, упоминает Невский проспект, Гороховую, Литейную улицы, рассказывает о висячих мостах, роскошных домах, коврах, о роскоши улиц. Но Гоголь говорит, что за всей этой пышной наглядностью, за парадным блеском тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и щегольски разодетые прохожие, прячутся трущобы бедноты, несчастные простые люди.

Следующим этапом развития темы Петербурга в русской литературе стал этап 40-х годов. В это время о Петербурге начинают писать писатели так называемой «натуральной школы». Издается сборник «Физиология Петербурга», где печатаются такие повести как «Петербургские шарманщики» Д. Григоровича, «Петербургские трущобы» Вс. Крестовского и другие. У писателей появляется интерес к петербургским низам, трущобам, типам. В их произведениях тема Петербурга сближается с темой маленького человека.

В 50-60 е годы Н. Некрасов тоже создает свой образ Петербурга. Это город бедноты. На улицах мы видим горе, холод, смерть, город и его улицы становятся символичными. Некрасов показывает Петербург через уличные сцены, при этом каждая из них является эпизодом из жизни. Пейзаж у Некрасова мрачный.

- Обратите внимание на схему «Петербург в русской литературе XVIII - 1-ой половины XIX века»

XVIII век.

М.В. Ломоносов, К. Батюшков

Восхищение красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга.

XIX век.

А.С. Пушкин

Петербургская повесть «Медный всадник», Роман в стихах «Евгений Онегин»

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Прозрачный сумрак, блеск безлунный


Город пышный, город бедный

Дух неволи, стройный вид

Свод небес зелено – бледный,

Скука, холод и гранит

Город противоречив, двойственен. Человек в этом городе одинок, город сводит героя с ума.

Н.В. Гоголь

«Петербургские повести», «Мертвые души»

О, не верьте этому Невскому проспекту!» «…капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада. Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! Или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе, мосты там висят эдаким чертом .можете представить себе безо всякого, то есть, прикосновения, - словом, Семирамида, сударь, да и полно!»

Почти отсутствует описание городского пейзажа, проявляется интерес к обитателям Петербурга. Великолепие города отступает перед проблемами обезличивания человека. Город холодный, равнодушный, он враждебен человеку.

Н.А. Некрасов

…Грязны улицы, лавки, мосты, каждый дом золотухой страдает…

…в июле пропитан ты весь смесью водки, конюшни и пыли- характерная русская смесь...

Город бедняков. Город и улицы символичны. Показывает город через уличные сцены. Пейзаж мрачен.

4. Мотивация учащихся

- На протяжении полутора столетий образ города Петербурга менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению. Посмотрим сегодня на северную столицу глазами Ф.М. Достоевского. Описываемые в романе события происходят в Петербурге в 60-е годы XIX века. Писатель считал Петербург «самым фантастическим городом на земле», поэтому неслучайно «самый фантастический роман» был создан на петербургском материале. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами. Даже в самом имени города соединились три языка: санкт – латинское слово, что в переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет значение «замок, крепость». Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой – проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту».

- Каким же увидел город Достоевский? Сегодня мы с вами совершим экскурсию по Петербургу Достоевского и постараемся понять, в чем же особенности этого города, какими средствами и приемами изображает этот город Достоевский, как Петербург влияет на жизнь героев романа «Преступление и наказание», найдем сходство и отличие Петербурга Достоевского от Петербурга, изображенного писателями в 1-й половине XIX века.

5. Объяснение нового материала

- Какие ассоциации вызывает у вас слово Петербург, когда вы слышите его? (Учащиеся высказывают противоположные точки зрения. Для одних этот город ассоциируется с серостью, грязью, для других – с праздником, ажурностью)

- Начнем свою экскурсию по этому городу. Достоевский показывает Петербург по своему принципу, описывает при помощи городского пейзажа, сцен уличной жизни и интерьеров.

Что такое пейзаж? А городской пейзаж? Что такое интерьер?

(Пейзаж – от французского paysage – местность- вид изображения какой-либо местности; в живописи и графике – основной предмет изображения – природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов. Интерьер – от французского interieur - внутренний- в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании)

- Каковы ваши первые впечатления от Петербурга, изображенного Достоевским?

Соотносятся ли ваши впечатления с вашими ассоциациями со словом Петербург?

- Итак, Раскольников выходит из своей каморки на улицы города. Какая атмосфера царит на них? Подтвердите свои ответы цитатами из текста. («На улице жара стояла страшная… грустный колорит картины» ч.1 гл.1; «На улице опять жара стояла страшная…грустный колорит картины» ч.2 гл.1; «»Был уже поздний вечер… пылью, стоячей водой» ч.3 гл.6)


- Выявите закономерность в этих описаниях.

(Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, пестрая толпа)

- Как эта атмосфера влияет на Раскольникова?

(Герою неуютно на петербургских улицах, они оказывают на него раздражающее действие. Зной, духота и зловоние используются Достоевским для того, чтобы показать психологическое состояние человека, который чувствует себя запертым в этом «каменном мешке». Именно жара и атмосфера, в которой находится Раскольников, мутят его сознание до обморока, именно в этой атмосфере у Раскольникова рождается бредовая теория и готовится убийство старухи – процентщицы)

- Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются Раскольникову на этих улицах.

(Это пьяные, «всякого рода промышленники и лохмотники», Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями», старуха –процентщица с «вострыми и злыми глазками»)

- Каков сам Раскольников?

(Сам Раскольников был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен, но он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»)

Физминутка

- Какие впечатления произвели на вас эти люди и почему?

(От этих встреч остается ощущение чего–то грязного, жалкого, безобразного)

- Итак, одним из средств изображения Петербурга Достоевский выбирает городской пейзаж.

- Какие сцены уличной жизни вас наиболее потрясли?

(Пересказ учащимися сцен: пьяный в телеге, сцена на Николаевском мосту, сцена с пьяной девушкой, сцена смерти Мармеладова, сцена с шарманщиком и толпой женщин, сцена на мосту с утопленницей, сцена смерти Катерины Ивановны)

- Что отражают эти сцены?

(Эти сцены показывают, что Петербург – город униженных, оскорбленных, это город, которому не чуждо насилие над слабыми. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в нем.)

- Для чего Достоевский показывает эти сцены? Зачем он так часто выносит действие романа на улицу, площадь, в распивочные?

(Автор хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города . Мир, который показывает Достоевский, - это мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.)

- К какому выводу приводят нас сцены уличной жизни?

(От такой жизни люди отупели, они смотрят друг на друга враждебно, недоверчиво. Между всеми людьми только безразличие, звериное любопытство, злорадная насмешка)

- Подведем небольшой итог. Еще одним средством изображения Петербурга являются уличные сцены.

- Перейдем к интерьерам, в которых обитают жители Петербурга. Что мы в них увидим ?

Найдите описание каморки Раскольникова.

(«Это была крошечная клетушка…маленький столик» ч.1 гл.3)

- Как ощущает себя герой в этом жилище?

(Словно в тюрьме, ему неуютно, все его сдавливает, он постоянно хочет выйти из этих мрачных стен)

- Найдите описания комнаты Мармеладовых и Сони, а также описание номера в гостинице, в котором останавливается Свидригайлов. Зачитайте их.

(«Маленькая закоптелая кровать…комната его была проходная» ч.1 гл.2 «Это была большая комната… у кровати не было занавесок» «Это была клетушка до того маленькая…»)

- Какие повторяющиеся детали обращают на себя внимание?

(Неправильные формы, бедность, желтые обои, простая мебель)

- Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

(Жилища их убоги и бедны, так же, как и жильцы. Они как бы продолжают петербургские улицы, герои в собственном жилище не могут дать своей душе отдых)

- Обратите внимание, что у героев вообще нет дома как такового, это временное пристанище, в котором они чувствуют себя крайне дискомфортно. Но это лучше, чем вообще без крыши над головой.

- Какими предстают перед нами лестницы домов? Приведите примеры из текста.

(Лестницы грязные, вонючие. «Лестница была темная и узкая, черная», «Лестница чем дальше, тем становилась темнее… на верху этой лестницы было очень темно», «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях»)

(Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в Петербурге. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Сплошные картины жизни униженных и оскорбленных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездоленных. Так, как живут эти люди, человек жить не может.)

- Нужно отметить, что Достоевский считал, что «большой город –дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние». (Слайд 12)

Вывод: Петербург- город контрастов. Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе. Петербург- главный герой произведения, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.

6. Закрепление изученного материала

Запишите вывод в тетрадь, продолжив фразу «Петербург Достоевского – это…»

7. Рефлексия. Итоги урока.

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение - миниатюру по одной из предложенных тем:

1.Трущобы Достоевского

2.Прогулка по Петербургу Достоевского

3.Почему Петербург Достоевского желтый?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!