СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по теме: «Писатель и Гражданин В.Г. Распутин»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Распутина. Пробудить интерес к личности писателья, чтоб каждый из них осознал себя звеном в цепи поколений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: «Писатель и Гражданин В.Г. Распутин»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАГЕРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМ. В.А.ЧЕРНОРЕЗА» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ













Конспект урока по литературе по теме: «Писатель и Гражданин В.Г. Распутин»









Разработал:

учитель русского языка и литературы

МБОУ Багеровская СОШ №1

им.В.А.Чернореза

Ленинского района РКрым

Бахтишаева Диана Энверовна











Багерово,





6 класс

Тема: Писатель и Гражданин Валентин Григорьевич Распутин.

Цель: воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину и ее героев.

Задачи:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Г. Распутина;

  • оказать сильное эмоциональное воздействие на школьников, чтобы пробудить интерес к личности писателя;

  • формировать нравственные и эстетические качества личности учащихся через слово, музыку, видеоряд;

  • способствовать тому, чтобы каждый участник урока осознал себя звеном в цепи поколений.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-формировать уважение к прошлому и настоящему многонационального народа России, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение.

- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные УУД:


Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

Познавательные УУД:

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

- самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные УУД

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение


Предметные УУД:

- формировать понятия о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

-владетье навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владеть начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;


Тип урока: урок - путешествие

Предварительная подготовка: проведение исследования, создание компьютерной презентации, подбор видеоматериалов, музыкального сопровождения.

Оборудование: ПК, медиапроектор, экран или интерактивная доска.

Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года»

Ход урока

1.Мотивация учебной деятельности.

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».)

Учитель: У Павла Петровича Блонского есть замечательная мысль: «Овейте душу ребенка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нем самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях народа, побольше поэзии». Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая и безыскусная природа, полная поэзии и прелести».

Тема нашего с вами сегодняшнего урока немного трогательна, печальна. А о ком мы будем сегодня говорить, вы мне скажете сами.

Посмотрите пожалуйста на эту дату 15 МАРТА 1973 год. С именем, какого выдающегося человека она ассоциируется?

Ответы учащихся

(Презентация)

Учитель:(слайд 1)Совершенно верно, это Валентин Григорьевич Распутин. В этом году мы с вами уже знакомились с его произведениями, но 2017г. знаменуется еще и тем, что именно в этом году мы отмечаем 80-летие писателя.

Целеполагание

Какие цели и задачи стоят сегодня перед нами?

Ответы учащихся

Давай познакомимся с творчеством и биографией нашего земляка.

Работа по группам.

1 группа. Детство

(слайд 2) Распутин Валентин Григорьевич Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области.

У Распутина 2 детей: (слайд 3) Сын – Распутин Сергей Валентинович, преподаватель английского языка. Дочь – Распутина Мария Валентиновна (погибла в авиакатострофе), искусствовед. И внучка – Антонина (1986 г. рожд.).

(слайд 4) В марте 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший наш чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо – деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.

(слайд 5) Вот что говорил сам Распутин в одном из интервью: «Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был, как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало».

(слайд 6) И так как вы уже поняли детство Распутина прошло в низовьях Ангары, в небольшой д. Аталанке, которая впоследствии была перенесена на берег Братского моря.

(слайд 7) Так как в д. Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин пишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

Учитель: Давайте сделаем вывод на этом этапе урока. Каким было детство писателя?

Сообщение 2 группы Учеба В.Распутина

(слайд 8) В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета.

(слайд 9) Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он писал статьи в газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», куда пришел и будущий драматург Александр Вампилов.

Несмотря на то, что он, по его собственному признанию, не думал о литературном творчестве, а готовился стать учителем, занимается с увлечением журналистской работой.

Учитель: Что вы можете сказать о годах учебы писателя в университете?

3 группа Первые публикации мастера слова

(слайд 10) После окончания университета оставлен на работе в газете и вскоре появляется его первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки…», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез.

В шестидесятых годах Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее – строительство железнодорожной магистрали Абакан – Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д.

В это же время стали появляться очерки Валентина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» о тафаларах – маленьком народе, живущем в Саянах,

Стали публиковаться рассказы: («Василий и Василиса», посвященный трагедии отчуждения двух любящих людей), повести например, «Деньги для Марии», которую сам Распутин считает началом самостоятельной творческой работы. После публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез – его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком, чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью.

В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок», которая принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

(слайд 11) Затем появился один из лучших рассказов Распутина — «Уроки французского».

Учитель:(слайд 12) Мы с вами уже знакомы с этим рассказом? Давайте разгадаем кроссворд!?

(Ребята делятся на две группы, поочередно отвечают на вопросы)

(слайд 13) 1 вопрос- Что прислала учительница в обеих посылках?

2 вопрос- Из чего были перешиты штаны героя?

3 вопрос- Река, где жил мальчик.

4 вопрос- Название игры.

5 вопрос- Какое чувство постоянно испытывал герой?

5 вопрос- Что помогло узнать отправителя первой посылки?

6 вопрос- Что было во второй посылке?

7 вопрос- Кто нанес первый удар мальчику?

8 вопрос- Что покупал мальчик на выигранные деньги?

9 вопрос- Назовите главного игрока в деньги?

(слайд 14) Выходят в свет повести Распутина «Живи и помни», «Прощание с Матерой» - одни из лучших произведений русской послевоенной прозы.

Учитель: (слайд 15)Послушайте отрывок из повести «Прощание с Матерой» (речь идет о затоплении деревни Матёра, когда строили Братскую ГЭС. Тогда много деревень затопили специально, а людей, которые жили там много десятилетий переселяли в новые места.)

«Опять наступила весна, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название. И Матёра теперь вроде не та: постройки на месте, лишь одну избенку да баню разобрали на дрова, жизнь вроде идет, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а «уже повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась». Больше стало беспорядка — не видно хозяйской руки. Во многих избах не белено, не прибрано, что-то уже увезено в новое жилье, а что-то оставлено для нужды, потому что и сюда еще наезжать. А постоянно оставались теперь в Матёре только старики и старухи, сохраняя во всем жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения. По вечерам они сходились вместе, негромко разговаривали — и все об одном, о том, что будет, часто и тяжело вздыхали, опасливо поглядывая в сторону правого берега за Ангару, где строился большой новый поселок.

Деревня на своем веку повидала всякое. Знала и наводнения, пожары, голод, разбой.

В последние годы дважды на неделю садился на старой поскотине самолет, и в город ли, в район ли народ приучился летать по воздуху. И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет веку и деревне; уходили на погост одни, нарождались другие, заваливались старые постройки, рубились новые. «Так и жила деревня, перемогая любые времена и напасти, триста с лишним годов, за кои на верхнем мысу намыло, поди, с полверсты земли, пока не грянул однажды слух, что дальше деревне не живать, не бывать. Ниже по Ангаре строится плотина для электростанции, вода поднимется, затопит все кругом и уж, конечно, Матёру».

(слайд 16) В к. 80-х — н. 90-х появляются его очерки о Сибири («Байкал», «Вниз по Лене-реке»), Сергии Радонежском, о религиозном расколе в России («Смысл давнего прошлого»), известное «Слово о патриотизме», статьи о творчестве В. Шукшина и А. Вампилова и др.

Учитель: представляю вашему вниманию видеофрагмент из документального фильма «Уроки Распутина», где сам писатель описывает и рассказывает о своих произведениях.

(1 Видеоролик); (Презентация сворачивается, не закрывается)

(слайд 17) Его произведения заинтересовали широкий круг читателей «от Москвы до самых до окраин». Их появления ждали от мало до велико.

(слайд 18) В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев – особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков.

Язык распутинских произведений, словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка – кладезь русской словесности, речевые кружева. Случись так, что до потомков в следующих веках дойдут только произведения Распутина, они будут восхищены богатством русского языка, его мощью и неповторимостью.

Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера – мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны.

Он мог бы писать многотомные романы – их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой.

4 группа Награды

(слайд 19) Труд писателя отмечен многими государственными наградами. Распутин являлся почетным гражданином Иркутска. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. 1. Герой Социалистического Труда (1987);
2. Два ордена Ленина (1984, 1987);
3. Трудового Красного Знамени (1981);
4. Знак Почета (1971);
5. Орден «За заслуги перед Отечеством III степени» (8 марта 2007);
6. Орден «За заслуги перед Отечеством IV степени» (28 октября 2002);
7. Орден Александра Невского (1 сентября 2011).

Учитель: (слайд 20) Этот поистине одаренный человек и до сих пор бы радовал нас своими необыкновенными произведениями, но, к сожалению 14 марта 2015 года в городе Москва обрывается жизнь Валентина Григорьевича Распутина, тело было погребено на территории Знаменского монастыря.

Заключение:

(слайд 22)В заключении урока, мне хотелось бы отметить: немало наших именитых современников в литературе, кинематографе, на эстраде и в спорте родом из Сибири. Силу и свой искрометный талант впитали они из этой земли. Распутин подолгу жил в Иркутске, каждый год бывал в своей деревне, где родные люди и родные могилы. Рядом с ним были родные и близкие по духу люди. Валентин Григорьевич – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян.

Рефлексия:

Учитель:

-Ребята, скажите, справились ли мы с поставленными целями задачами?

- Каких результатов мы достигли?

Живя в единении с природой, писатель неброско, но глубоко и искренне любил Россию и верил, что ее сил хватит для духовного возрождения нации. Мастер слова, яркая звезда в истории не только отечественной и, но и мировой литературы.

У каждого из вас на столах лежит звезда. Я хочу, чтобы сейчас вы написали на ней кем для вас стал автор многочисленных книг, произведений и прикрепили её к доске.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!