СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе "«Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "«Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»»





КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(6 класс, Коровина)

на тему:

«Роль речевых характеристик
в создании образов героев
в рассказе В.П. Астафьева
«Конь с розовой гривой»















Выполнила: Киселёва Полина,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Шарангской СШ














Класс: 6 «В»

Тема урока: «Роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказе В.П.Астафьева «Конь розовой гривой».

УМК: Литература. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Л64 В 2 ч. Ч.2/ [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин] ; под ред. В.Я. Коровиной. – 6 – е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с. : ил. – ISBN 978-5-09-037979-3.



Тип урока: урок объяснения нового материала + проверка знаний (повторение)

Вид урока: комбинированный

Цели:

Образовательные цели:

  1. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».

  2. Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

  3. Проанализировать речевую характеристику героев произведения.

Развивающие цели:

  1. Развивать навыки осмысленного чтения.

  2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

  3. Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.

  4. Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки

  2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

Планируемые результаты:

  • Личностные: Умение осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

  • Предметные: выявлять своеобразие композиции и языка рассказа «Конь с розовой гривой», изображения русского национального характера; определять приметы послевоенного времени; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

  • Метапредметные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своихчувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.



Методы: эвристический, репродуктивный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, устное словесное рисование, автобиографический опросник, выразительное чтение, работа с текстом, составление таблицы, презентация.

Оборудование: портрет В. Астафьева, презентация к уроку, интерактивная доска



















ХОД УРОКА:


МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
+ МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(создание дружеской атмосферы в классе, направление учеников на рабочий лад)


Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами вновь приступаем к изучению интереснейшего, поучительного рассказа выдающегося человека – В.П.Астафьева


ОПЕРАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП


I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Вступительное слово учителя. Определение цели урока.




Учитель: Давайте вспомним, какое произведение этого писателя мы уже изучали?
Ученики: - «Васюткино озеро»

Учитель: О чем этот рассказ? Чему он нас учит?
Ученики: Рассказ Виктора Петровича Астафьева " Васюткино озеро " учит нас как выжить в лесу, если потерялся. А так же не бояться оказаться в сложной ситуации, а еще терпению, выдержке и храбрости.
Учитель: Совершенно верно.
Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель XX века, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, рассказы поражают своей искренностью и душевностью. Среди них значительное место занимают произведения, посвященные родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой.
К ним относится рассказ «Конь с розовой гривой».

IIПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ


Учитель: Ребята, на дом Вам было задано еще раз познакомиться с биографией писателя и прочитать произведение.

Назовите героев рассказа? Кто из них является главным?
Ученики: Бабушка Вити, дедушка, семейство Левонтьевых. Главный герой –сам рассказчик, Витя.
Учитель: Напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?
Ученики: В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит ситуация - ребёнок обманывает самого родного и близкого человека, бабушку, из-за его необдуманного поступка его мучает совесть, Вите стыдно, что он слукавил бабушке. В итоге мальчик несет справедливое наказание и получает заветный пряник.

Учитель: Правильно!
Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

*Каждый школьник за свою небольшую жизнь хоть раз кого-то обманул, и поэтому каждому знакомы муки совести, стыда. Поделившись своей историей обмана, вспомнив подобные ситуации в своей жизни, они невольно поставят себя на место главного героя, Вити, а значит, он станет им чуточку ближе, понятнее.

Учитель: Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию?
Ученик: Рассказ носит поучительный характер. Обманув бабушку, Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Катерина Петровна отчаянно ругает Витю. Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние. Но какой поражающей неожиданностью явился для него обещанный бабушкой за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. А бабушка наказывает внука добротой. Дело не только в понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, но и в том, что нужно уметь прощать.

Учитель: Подумайте, какие уроки можно извлечь из рассказа?
Ученики:

  • Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.

  • Признайся в содеянном.

  • Раскаяние приносит облегчение.

  • Спешить делать добро.

  • Надо быть милосердным всегда.

  • Люби ближнего своего как самого себя.


III АКТУАЛИЗАЦИЯ
ЛИЧНОСТНО-ДИАЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
С ГЕРОЕМ


Учитель: Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю? (Устное словесное рисование, защита рисунков)

* Учащиеся отмечают душевную чуткость мальчика, его обостренную совестливость, неприятие зла в любых его проявлениях, любовь ко всему прекрасному (например, как он рассуждает о «коренных песнях» каждой семьи на селе.)

Учитель: О чем бы вы спросили Витю? 

* Метод автобиографического опросника позволяет школьникам вжиться в образ своего сверстника, почувствовать себя на его месте, а значит сделать этот рассказ личностно значимым. Ребятам близок этот герой по возрасту и по духу, значит – интересен.

Ученики: - Что чувствовал Витя, когда сказал, что съест все ягоды и поделиться с ребятами?
- Зачем он послушал Саньку и обманул бабушку?
- и т.д.

Учитель: Какие черты характера героя есть у вас?
Ученики: дети называют качества характера, схожие с Витей.
Учитель: Можно ли у Вити чему-либо научиться? Докажите текстом.

Ученики: Можно. Витя учит нас уважать традиции семьи (слушает песни семейства Л., т.к. у каждой фамилии была своя коронная песня, даже подпевает левонтьевским), а так же уважать старших (любит своих бабушку, несмотря на ее строгость, и дедушку, хотя часто находится далеко от них, любит Левонтия, даже если его ругает бабушка и он жуткий пьяница), дает нам урок, что нельзя обманывать, что нужно признавать свои ошибки, всегда обдумывать свои поступки, мечтать (если очень хотеть, всякое желание станет реальным) и т.д.



Словарная работа


Учитель: ребята, скажите, пожалуйста, все ли слова вам понятны? Если нет, то назовите их.
Ученики: увал, туесок, бадога, поносила, заполошная, шурунет, спокинул, малой и т.д.
Учитель: Действительно, в рассказе Астафьев использовал огромное количество неупотребляемых в настоящее время слов.

Эти слова, непонятные для нас, делятся на:
(*дети, совместно с учителем дают определение данным понятиям, при необходимости используется словарь + приводятся примеры из текста на каждое понятие).

  • Диалектизмы - слова или устойчивые сочетания, употребляемые жителями определенной ограниченной территории.

Диалекты используются писателями в языке художественных произведений в различных целях:
1) для передачи местного колорита;
2)для создания или усиления комического эффекта;
3) для точного изображения реальности;
4) для выразительности языка персонажей.

  • Фразеологизмы — неделимое на отдельные слова сочетание слов, значение которого мы понимаем в целом.

  • Нейтральная лексика — общеупотребительная лексика, не связанная с разновидностями стилей и не имеющая эмоциональной окраски.

  • Просторечная лексика — слова, употребляющиеся в литературном языке в целях сниженной, грубоватой оценки предмета речи

  • Жаргонизмы – это слова, которые употребляют люди, объединенные общими интересами ( Примеры: студенческий, молодежный, тюремный, профессиональный)

  • Поговорки – меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.

  • Разговорный стиль — употребляется в непринужденной свободной обстановке, в условиях свободного общения.

    (далее примеры будут приведены)



7. Задание исследовательского характера. ( Д.З.)


Особенности языка в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой»

(маршрутный лист)

№ п.п.

Задание

Слова,употребляемые автором

Выполнение задания

Составьте словарь диалектных слов, используя сноски на страницах учебника. Слова необходимо расположить в алфавитном порядке.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

В тексте рассказа употреблены просторечные слова.

Найдите соответствие просторечных слов общепринятым нормативным словам.

1. таскаться

2. цапнуть

3. укатывалась

4. поносила

5. пожрал

6. жрут

7. ша

8. парнишка

1.быстро и грубо хватать

2. ругала

3. съел

4. замри

5.ходить без дела

6. подросток

7. быстро уходила

8. едят

Слова разговорного стиля замените стилистически нейтральной лексикой.

1. ластиться

2. рвануть

3. умудрялась

4. ковырять землю

5. корить

6. ушмыгнуть

7. говаривать

8. хорохориться

9. срамила

1. незаметно уйти

2. слишком медленно делать

3.резко тронуться с места

4. упрекать

5. храбриться

6. говорить

7. позорила

8.ухитрялась

9. ласкаться

Запишите напротив фразеологизмов их значение.

1. остались хвост да грива

2. устроить пир горой

3. ударялись в рев

4. попал на уду

5. лешак с тобой


В речи автора и в речи персонажей встречаются слова, употребленные в неправильной грамматической форме. Образуйте и запишите правильную форму слов.

1.супротив(авт)

2. ихнем (авт)

3. бегишь (Танька)

4. запнешша (Танька)

5. глаз не угнетат (Левонтий)

6. выдь отсюдова (Левонтий)

7. жисть (Левонтий)


О ком бабушка так говорит. Как вы понимаете эти слова.

в кармане вошь на аркане


Объясните значение слов.

1.бязевая рубаха

2. чурбак

3. половик

4. кладовка






IV. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
РАБОТА С ТЕРМИНОМ

Учитель: Ребята, внимательно послушайте и подумайте, кого характеризуют данные слова.
- Шанька шажрал, дак ничо-о-о…
Ученики: слова принадлежат Тане
Учитель: - Я бы дальше побег, в глыбь побег ба, да босый я, там змеев гибель.
Ученики: Эту фразу говорит Санька.
Учитель: Верно.
С помощью каких примет мы отличаем, кому принадлежат те или иные слова?
Ученики: Особенности употребления слов, интонации.
Учитель: Правильно. Речь каждого из героев Астафьева отличается от речи остальных героев.  Как вы думаете, для чего автор делает различимой речь каждого героя?
     Ученики:  Чтобы мы могли лучше представить себе характер героя.
Учитель: Все верно!

Учитель: С какой же целью, по-вашему, писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы, а не заменил их другими, стилистически нейтральными словами?

Ученики: Автор использует данные слова для того, чтобы точно передать картину жизни довоенного сибирского села, чтобы погрузить читателей в атмосферу этой жизни, показать их характер, поведение, мысли.




Учитель: Описание характерных, отличительных свойств, качеств героя с помощью речи называется речевой характеристикой.
Говоря простым языком, речевая характеристика - это речевой портрет. Это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей.

      * Характеристика героя — описание особенностей, свойств героя с помощью портрета, рассказа о поступках.
Не стоит путать характеристику героя и речевую характеристику!


V. СОСТАВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ГЕРОЕВ РАССКАЗА
(на примере бабушка, Леонтия и Саньки)

Учитель: Предлагаю Вам проанализировать речевую характеристику бабушки Катерины Петровны, дяди Левонтия и его сына Саньи.


Речевая характеристика бабушки Катерины Петровны


Учитель: Ребята, найдите речевую характеристику бабушки в тексте.
Ученики: омманешь, баушку и т.д.

Учитель: Основными составляющими языка бабушки являются  просторечные и диалектные слова. Она, как представитель отживающего свой век поколения, употребляет устаревшие слова.
Какие еще примеры вы можете найти?Обратите внимание, как она обращается к окружающим.
Ученики: чумовая, чучело безглазое, дитятко, сиротинка
Учитель:
В речи её много обращений. Употребление большого количества обращений характеризует бабушку как  общительного, разговорчивого человека. Все эти слова имеют эмоциональную окраску. Так, обнаружив, что «заполошная» тётка Васеня возвращает ей денег больше, чем нужно, бабушка  справедливо возмущается: «Как ты с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое
Обратите внимание! Обращаясь к своему внуку Вите, Катерина Петровна употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дитятко, сиротинка, батюшко. 

- Какие предложения, которые произносит бабушка?

Она  любит своего внука, но, воспитывая его, вынуждена быть  строгой, требовательной, беспокойной.  Эти свойства её характера отражены и в речи. Приведите примеры.
Ученики: Почти  все  предложения сопровождаются  восклицательной интонацией  («Сосчитать ведь надо! Мне рупь! Другому рупь!  Нечего куски выглядывать! Не спишь ведь, не спишь! Я всё вижу!»)  
Учитель: Бабушка – главная в доме,   она привыкла командовать, поэтому в её репликах много глаголов в повелительном наклонении. Найдите в тексте.
Ученики: «Да постой ты, чумовая! Бери, бери, чего смотришь! Спи, не бойся!»
Учитель: Всегда ли бабушка разговаривает в таком тоне с окружающими? Докажите примером
Ученики: Нет, разговаривая с покупательницей  земляники в городе, бабушка показывает  умение говорить правильно, деликатно, как и полагается культурному человеку: «Пожалуйста, милости прошу. Ягодки-то, говорю, сиротинка горемычный собирал…»
Учитель: Какой оборот придает особую выразительность речи бабушки. Приведите пример.


Ученики: Фразеологизмы.


Возмущаясь обманом внука, она грозится «взять в оборот» левонтьевских детей, которые научили Витю обманывать её. 
Учитель: Правильно.
Катерина Петровна прекрасно знает ещё один пласт народной речи – поговорки.  
Приведите пример из рассказа
Ученики: «У них самих в кармане – вошь на аркане», -  так подчёркивает она бедность и неустроенность  семьи Левонтьевых.
Учитель: Верно. И лишь один раз в речи бабушки встречается слово жаргонной лексики: «Ладно уж, умойся да садись трескать!» Употребление этого слова оправдано. Оно  произнесено  в кульминационный момент, когда  Витя признавался в своём поступке и просил прощения.  Чувства переполнили бабушку.



Речевая характеристика Саньки


Учитель: Какие категории слов применяет Санька в своей речи?
Ученики: В   речи  Саньки звучат жаргонизмы.  

Он  предлагает Вите съесть ягоды, упрекает  его в жадности. «Слабо!» - говорит он. Утешая Витю  после   совершённого проступка, он употребляет  жаргонное слово  ништяк. Этим он желает подчеркнуть свою взрослость, самостоятельность.  
Учитель: Санька – смелый и безрассудный. «А домовниха  худая, глядит жалобливо и стонет. Да меня не подманишь, подойди только – схватит и слопает. Я ей камнем в глаз залимонил!..» - рассказывает он о посещении  тёмной пещеры.  
О чем говорит употребленное слово домовниха в этом предложении?
Ученики: подчёркивает его суеверность,  показывает  хорошее знание фольклора данной местности и богатое воображение.

Учитель: Если Санка всю жизнь он провёл в деревне, какие слова он еще использует?
Ученики: Диалекты.
Учитель: Отмечу, что особый колорит речи мальчика придают междометия  («Ха-ха! А тебе-то хо-хо!») и фразеологизм  («В мохе весь, серый,  дрожмя-дрожит – студёно ему.»)  Употребление междометий в указанном предложении демонстрирует его злорадный смех над Витей, поэтому можно сделать вывод, что Санька обладает вредным характером. Согласны?


Речевая характеристика дяди Левонтия


Учитель: В какой из части рассказа автор рисует образ Левонтия?
Ученики: Образ дяди Левонтия автор рисует только в начале рассказа.
Учитель: Прочитайте первую его реплику? Что мы узнаем?
Ученики: Из первой реплики дяди Левонтия, произнесённой им в рассказе, мы узнаём, что это добродушный человек, любящий свободу и море: «Я, Петровна, слободу люблю! Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетат!»
Учитель: Как Л. Относится к Вите?
Ученики: Он жалеет Витю, по-доброму относится к нему («Он сирота, а вы всё ж при родителях!»)
Учитель: назовите отрицательную черту Л.
Ученики: отрицательная черта – пьянство: «Когда ни придёшь… ночь, полночь… «Пропа… пропащая ты голова, Левонтий!» - скажет  и… опохмели-и-ит…»
Учитель: Обратите внимание, как написаны фразы Л. О чем это говорит?

Ученики: Отрывистость фраз, паузы свидетельствуют о том, что он говорит это в нетрезвом состоянии.
Учитель: Верно. Как мы видим, Лексический состав его языка беден, не отличается выразительностью.   Являясь представителем данной местности, дядя Левонтий в своей речи использует диалектные слова.


РЕФЛЕКСИВНО – ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП


VI. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Учитель: Скажите, какова же роль речевой характеристики героев? Какой вывод можно сделать?

Ученики: Наблюдения  над особенностями речи героев помогают понять индивидуальные особенности их характеров, отношение к окружающим, уровень культуры, раскрывают их духовный мир. Так, бабушка Катерина Петровна представляется нам справедливым, честным человеком. Она любит внука, ответственно относится к его воспитанию.  Её речь выразительна, богата, эмоциональна, что свидетельствует о её высоком культурном уровне.

Речевая характеристика Саньки особенно удачно раскрывает образ  озорного деревенского  мальчишки, безрассудного, грубоватого, немного вредного. Он старается казаться взрослым, самостоятельным. Санька обладает богатым воображением.

Его отец, дядя Левонтий,  изображается добрым, но пьющим человеком. Об этом свидетельствуют особенности его речи.
Учитель: Совершенно верно!


Больше всего в речи героев диалектизмов, их используют все герои рассказа, так как с рождения живут в одной местности. Автор тем самым показывает самобытную жизнь сибирской деревни, особенность речи людей.

Таким образом, В.П. Астафьев, настоящий мастер речевой характеристики,  прекрасно знал все пласты лексики русского языка. Это позволило ему создать незабываемые образы героев в рассказе «Конь с розовой гривой», который открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.

В данном рассказе из речи героев рассказа складывается речевая характеристика, в которой «писатель обобщает такие особенности речи людей, которые говорят читателю об уровне культуры и принадлежности к определённой речевой среде, исторической эпохе, раскрывают его духовный мир, его психологию.

VII. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель :Скажите, ребята, понравился ли вам рассказ?

Ученики : да/нет

Учитель : обратите внимание на слайд, продолжите незаконченные предложения :

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я выполнял(а) задания …

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

Учитель: Молодцы! Спасибо за работу на уроке.

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учитель: - Домашенее задание на дом – внимательно прочитать очень интересный рассказ Распутина «Уроки французского»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!