СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе с применением технологии ИКТ на тему: «Образ учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 6 классе с применением технологии ИКТ. К уроку прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе с применением технологии ИКТ на тему: «Образ учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Руссковская средняя школа»







Конспект урока по литературе

с применением технологии ИКТ

в 6 классе

на тему: «Образ учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»





Подготовила и провела:

Колягина Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы












Цель урока: показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.

Задачи:

а) образовательные: раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении;

б) развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода, выполнение тестовых заданий по фрагменту текста;

в) воспитательные: способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник, рабочая тетрадь.




























Ход урока

  1. Организационный момент (слайд 1)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского»(слайд 2).

  1. Актуализация знаний и целеполагание

- Ребята, сейчас мы с вами прослушаем притчу «Учитель и ученик» (слайд 3).

Учитель читает притчу «Учитель и ученик» на фоне музыки.

Ученик спросил учителя:

- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и мешок.

- Если ты на кого-нибудь рассердишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, а с другой – имя человека, с которым произошёл конфликт. Положи этот картофель в мешок.

- И это всё? – недоумённо спросил ученик.

- Нет, - ответил учитель. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился. Прошло какое-то время, мешок пополнился картофелем и стал уже достаточно тяжёлым. Его было неудобно всегда с собой носить. А тот картофель, который он положил в самом начале, стал уже портиться.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, мешок слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

- То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Вопросы к классу (слайд 4):

- Чему учит нас эта притча?

- Кто учит ученика не обижать и не таить обиды на окружающих?

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь на нашем уроке?

Ученики самостоятельно формулируют тему и цели урока (слайды 5-6)


  1. Работа по теме урока

Беседа по вопросам:

- В чем особенность жанра данного произведения? (Рассказ автобиографичен).

- Что называется автобиографией? (слайд 7)

- В чем автобиографичность рассказа?

Сообщение ученика(слайд 8)

В предисловии к рассказу В.Распутин написал, что в основу произведения легли события его жизни.

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.

В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским языком.

В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.


Вопросы к классу

- Какими качествами, по-вашему, должен обладать настоящий учитель? Составление кластера(слайды 9-10).

- На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации. Вспомним события, которые предшествовали тому, как мальчик пришел в школу избитый(слайд 11).

- Почему он учился не в своей деревенской школе? (В деревне, где жила его семья, была только начальная школа.Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр).

- Почему герою пришлось сразу повзрослеть? (Тяжело было переносить голод.Страшной оказалась тоска по дому).

- Как получилось, что он стал играть на деньги? (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость.Потренировавшись, он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко).

- Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося? (Она пытается всё выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает. Понимает, что мальчик её обманывает, и решает разобраться после уроков).

- Прочитаем по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.(Учащиеся читают эпизод по ролям), (слайд 12).

- Как Лидия Михайловна ведет беседу? (Внимательно рассматривает героя.Вместо наказания разговор становится спасением).

- Какой представлялась мальчику учительница? (Она представлялась ему возвышенным, почти неземным существом).

- А как выглядит наш герой? (Плохо, бедно одет).

- Почему он боится директора? Каким вы представляете директора школы? (Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался»).

- Почему герой нарушает слово не играть на деньги? («В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…»).

- Почему Лидия Михайловна заставила мальчика заниматься дополнительно? (Хотела отвлечь его от игры на деньги, спасти от издевательств и избиений).

- Что она предпринимает, чтобы мальчик не голодал?

- Почему мальчик не взял посылку с продуктами? Как догадался? (В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства).

- На что решается Лидия Михайловна? (Играть с мальчиком на деньги).

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги).

Просмотр видеофрагмента игры из фильма «Уроки французского»(слайд 13).

- Ребята, таким ли вы себе представляли главного героя рассказа? Учительницу? (Ответы детей).

- Выполним тестовые задания, связанные с просмотренным эпизодом(слайды 14-19).(Ребята выполняют тестовые задания).

- Согласны ли вы с такой оценкой директора? Почему?(слайд 20)

- Какие качества мы можем выделить у Лидии Михайловны?

- Чем же закончилась вся эта история?

4. Итоги урока

- Какие уроки получил мальчик благодаря Лидии Михайловне?

(Мальчик получил уроки добра и мужества, научился прощать обиды. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказались уроками доброты).


- Посмотрите на экран и вспомните, что такое синквейн (слайд 21). (Составление синквейна).

- Каким же должен быть настоящий учитель? (Ответы учащихся).

5. Рефлексия(слайд 22)

- Ребята, вы сегодня потрудились на славу, проявили друг к другу уважение, чуткость, взаимовыручку, доброту.

Перед вами на партах лежат фигурки сердечек. Возьмите их.

С одной стороны этого «сердечка» напишите короткий ответ (2-3 слова) на вопрос: «Какой нравственный урок получил я, прочитав рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского»?

С другой стороны «сердечка» оцените свою работу на уроке по критериям.

Критерии:

5 баллов – я активно работал на уроке, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал выводы;

4 балла – я работал на уроке, легко ориентировался в тексте, но сомневался иногда в правильности ответов и сделанных выводов;

3 балла – я мог бы работать на уроке активнее, меньше сомневаться в правильности ответа и сделанных выводов. Я постараюсь улучшить свой результат на следующем уроке.

- До свидания! Я надеюсь, что после нашего урока вы станете совершать больше добрых поступков(слайд 23).































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!