1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | | Контроль за организацией рабочего места - Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». | Организация рабочего места | 1 мин. |
2 | Целеполагание. | ЭОР № 1 Портрет баснописца И.А. Крылова (N 208747) | Сообщение темы, целей урока, эпиграфов к уроку. -Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом». -Что такое эпиграф? - О том, какой из двух эпиграфов более актуален сегодня на уроке, мы поговорим в конце нашей работы. | Делают запись в тетради Дают определение | 2 мин. |
3 | Проверка усвоения имеющихся знаний, актуализация. | ЭОР № 2 Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы теста (N 203380) | Ведёт беседу с учащимися: - Что такое басня? - Назовите известных баснописцев. Демонстрирует ЭОР № 2 | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания теста. | 4 мин. |
4 | Изучение нового материала | | 1) Словарная работа. -В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Какие это слова? - Каково значение этих слов? | Отвечают те дети, кому уже знакома басня: - Невежа и невежда. Ученик, работавший с толковым словарем, объясняет значение слов. | 2 мин. |
ЭОР №3 «Свинья под Дубом» № 105745 | 2) Первичное восприятие басни «Свинья под Дубом» Целевая установка. - Прослушав текст басни, приготовьтесь ответить на вопрос: кого из героев можно смело назвать и невежей, и невеждой? Демонстрация аудиозаписи. Беседа по восприятию. | Слушают аудиозапись выразительного чтения Отвечают на поставленный вопрос. | 1 мин. 29 сек. + 1,5 мин. |
| 3) Беседа по содержанию. -Прочитайте басню самостоятельно, о чем басня (тема)? | Читают вполголоса, определяют тему басни. | 19,5 мин. |
| 4) Пообразный анализ 1.Портрет 2.Речь 3.Поступки 4.Отношение к другим персонажам. 5.Характеристика другим персонажем. 6.Авторская характеристика. Ведёт беседу: -На кого из персонажей вы сразу обратили внимание? -Нарисуйте портрет Свиньи, какая она? -С какими персонажами беседует Свинья? Какова ее речь? -Прочитайте реплики Свиньи. -Что делает Свинья в басне, каковы ее поступки? -Оцените ее действия. -Как отзываются о Свинье другие персонажи басни? -Что значит «поступить по-свински», «подложить свинью»? -В восприятии автора, в его понимании Свинья – это кто? -Каких людей подразумевает автор? -Такой прием , когда за изображением животного скрывается изображение человека, называется аллегорией. Аллегория – иносказание. -Как нужно читать слова Свиньи? | Отвечают на вопросы учителя Делают запись в тетради. |
| 5) Физминутка “ДУБ” На поляне дуб зеленый Потянулся к небу кроной. Он на ветках среди леса Щедро желуди развесил. Ну а мы пройдем немного. Поднимаем выше ногу! Походили, порезвились И на травку опустились. | Потягивания – руки вверх. Руки в стороны. Ходьба на месте. |
| 6) Пообразный анализ (продолжение). Ведёт беседу: -Вспомните из темы «Сказки», недавно изученной, в форме чего древние люди представляли мир? -Почему именно дуб связывали с образом мира, Вселенной? -С каким чувством люди-язычники относились к дубу? -Такое отношение нашло отражение во многих жанрах фольклора: загадках, пословицах, народных песнях. Продолжает ли Крылов эту традицию? -Первая строка басни, прочитайте слова рассказчика о Дубе. -Что означает слово «вековой»? -Прочитайте слова Дуба. -Как понимаете слово «промолвил»? -Прав ли Дуб, называя Свинью неблагодарной? -Как нужно прочитать слова Дуба? | Отвечают на вопросы учителя |
| 7)Речевая пауза-разминка СКОРОГОВОРКА На дуб не дуй губ, Не дуй губ на дуб. Проворонила ворона вороненка. | Проговаривают скороговорки |
| 8) Пообразный анализ (продолжение). Ведёт беседу: -Третий персонаж – Ворон. Прочитайте его слова. -Скажите о нем несколько слов. -Как нужно прочитать его слова? | Отвечают на вопросы учителя. |
| 9) Работа со словами морали. -Какова тема басни? -Где отражена тема? -Идея басни? -Где сосредоточен ее смысл? -Что такое мораль? -Как понимаете слова морали? -С каким чувством автор выражает свою позицию? | Отвечают на вопросы учителя. |
5 | Первичное закрепление изученного | | 10) Чтение по ролям. Контролирует чтение по ролям | Читают по ролям. | 5 мин. |
6 | Обобщение изученного, выводы. | ЭОР № 4 ЭУМ И-типа «Анализ басенного творчества И.А. Крылова», сцены 1,2,5 | Демонстрирует ЭОР № 4 Какой из двух эпиграфов более точно отражает тему нашего урока? Обоснуйте свою точку зрения. | Слушают Высказывают своё мнение | 3,5 мин. + 2 мин. |
7 | Рефлексия | | - Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? - Оцените свою работу на уроке. Кого бы вам хотелось отметить, как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке? | Высказывают своё мнение | 2 мин. |
8 | Домашнее задание. | ЭОР № 5 ЭУМ К-типа «Истоки басенного жанра. И.А.Крылов-баснописец». | Диктует Д/З Басню «Свинья под Дубом» выучить наизусть, иллюстрации с комментариями (по желанию), Выполнить электронное задание | Делают запись в дневниках. | 1 мин. |