Стихотворение “На Волге” (1860). В этом стихотворении нам откроется новая сторона бедственного положения народа – бурлачества. Бурлаки. Кто они? - Как понимаете пословицу “Лямкой богатства не вытянешь”? Словарная работа. Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой. Бечева – прочная толстая веревка, канат. Удел – 1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество.2)В царской России: земли, недвижимое имущество (до 1863 года также крестьяне), принадлежащие царской семье. Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.
Беседа после прочтения по вопросам? - Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему? - Как построено стихотворение? - А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое) - А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее) Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека. Учитель: Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”. (“О Волга! Колыбель моя…” “Давно-давно, в такой же час…”) Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами: Целый час стою неподвижно, Хмурюсь и молчу. - Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку? - Что говорит о том, что эпитет “родной” повторяется трижды? - В какой момент оно резко меняется? - Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков? - Некрасов не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас почувствовать эту тяжесть. Как? - А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращается в вой). - Ребята, жалко ли вам этих людей? Что бы вы для них сделали, если была бы возможность? - Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему? - Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое? (Перечитать разговор бурлаков) - Какие слова могли повлиять на мальчика? - Какой бурлак привлек ваше внимание? - Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой? - Вот, ребята, как вам было жалко бурлаков, так же жалко было и мальчику смотреть на несчастья людей. Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете? (Перечитываем последнюю часть стихотворения) - Как можно ее назвать? (Размышления о бурлаках. Дума о судьбе бурлака) - Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение) - Найдите строчки, в которых поэт особенно отчетливо говорит о народном долготерпении. Его отношение? (Упрек и призыв: “Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?”) |