СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "М.Е.Салтыков - Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.Е.Салтыков - Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "М.Е.Салтыков - Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".»

15.01.19 год. Литература. 7 класс. (32 урок)

Тема: М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности».

Цели:

образовательные: рассмотреть образы главных героев,  повторить  сведения по теории литературы

развивающие: развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, совершен­ствовать навыки анализа текста,  развивать логическое мышление, устную монологическую речь; формировать  вдумчивого читателя, развивать образное мышление.

воспитательные: совершенствовать  работу в группах (воспитывать  коммуникативность, культуру общения: умение слушать, участвовать  в обсуждении заданий, целей и способов решения задач, способность к совместной деятельности; способствовать воспитанию организованности, привычки к систематическому труду, культуре здорового образа жизни, формировать  нравственные ценности.

Методы исследования:  исключение, опрос, анализ, сравнение, обобщение.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Ожидаемый результат:  характеристика героев «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». М.Е.Салтыкова – Щедрина

Планируемые результаты:

Личностные: формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя;

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обра­щаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Предметные: обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить навыки и умения по определению трехсложного размера стиха

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор.



Структура и ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.


Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)


- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя



Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р



Принцип психологической комфортности.


УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

Обучающийся с ОВЗ (ЛУО) –

Обучающийся с ОВЗ (УУО) –


Реализация домашнего задания. 

- Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, знакомились с биографией писателя)

Сегодня мы с вами посвятим наш урок изучению творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и остановимся на сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Ученик работает с текстом



Отвечают конспекты, работают с биографией автора



Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.


В последние годы своей жизни М.Е. Салтыков-Щедрин создал знаменитые сказки. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет».

–– Как вы понимаете словосочетание  «дети изрядного возраста»?

 Как вы думаете, для кого они предназначались?

Прочитайте название произведения. Что показалось вам необычным (жанр: сказка или повесть)

Сформулируйте тему и цели нашего урока, о чём мы будем говорить

Определить жанр произведения.  Почему сказка предназначена для взрослых, какие «взрослые вопросы» ставит автор в своём произведении.


Формулируют тему и цели урока.




Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками




4. Изучение нового материала.






Практикум.

Исследование текста.




Биография Михаила Евграфовича Салтыкова - Щедрина (статья учебника о биографии и творчестве стр. 289- 290). Показ презентации.

Настоящая фамилия писателя — Салтыков, псевдоним Щедрин.

Детство писателя:

Родился в январе 1826г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Запомнилась будущему писателю безропотность слабохарактерного отца и властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы, наказания не только крепостных, но и собственных детей.

Учёба. Учёба началась очень рано. С четырёх лет начал обучаться французскому, а к шести годам был обучен и немецкому языку. С русской грамотой его познакомил крепостной живописец Павел, затем учила старшая сестра Надежда. В возрасте 7-8 лет пристрастился к чтению. Обучался в Дворянском институте в Москве (1836-1838). Потом обучался в Царскосельском лицее (шесть лет).

Весной 1845г. начинается его служба в канцелярии Военного министерства. Появляются первые повести «Противоречия», «Запутанное дело».

Творчество. Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. Сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.). Сказки Щедрина – произведения иносказательные.

Основная задача сказок С.-Щедрина обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.

Особенности сказок: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык.


Викторина

- Проверим, как хорошо вы знаете содержание сказки. На слайде появятся вопросы и варианты ответов, ваша задача – найти верный ответ на вопрос (или работа по карточкам)

1.Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.В результате кораблекрушения 2.По щучьему велению, по моему хотению

3.Прилетели на ковре-самолете.

2.В чем мужик варил суп?

1. В котелке        2. В пригоршне 3.В кастрюле

3.Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московскую правду» 2.«Московские ведомости»

3. «Вестник Москвы».

4.Как генералы отыскали на острове мужика?

1. По следам, оставленным на песке 2. По его храпу 3. По запаху мякинного хлеба

5.Кем этот мужик работал в Петербурге?

1. Поваром 2. Кузнецом 3. Маляром

6.В каком виде два генерала прибыли на остров?

1. В мундирах 2. В ночных рубашках 3. В шубах и валенках

7.Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1. Пуговицу 2. Орден 3. Платок.

8.Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду?

1. Научиться работать 2. Всё время спать 3. Найти мужика

9.На какой улице в Петербурге жили генералы?

1. На Невском проспекте 2.На Фонтанной 3.На Подьяческой

10.Из чего мужик сделал силки для птиц?

1. Из собственных волос 2. Из собственной рубахи 3. Из собственных лаптей

11.Как генералы вернулись домой?

1. Заснули и проснулись дома 2. Так же как и попали на остров

3. Мужик построил корабль.

12.Как генералы мужика при себе удерживали?

1. Цепью приковали 2. Веревочкой привязали 3. Смирительную рубашку надели.

  • Чем генералы наградили мужика?

1. Дали много денег 2. Медалью 3.Рюмкой водки и пятаком

Сообщения учащихся.











Участвуют в диалоге, делают записи в тетради





















Отвечают на вопросы викторины. Делают выводы.






Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.


5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.



Беседа по содержанию

- Где начинается действие произведения?

(В Петербурге, на улице Подьяческая).

- Подьячим на Руси с 16 до началеа18 века называли помощника Дьяка, человека, работающего в канцелярии. Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

- Почему так названа улица?

(расположено много канцелярских учреждений).

-Кто герои произведения? (Два генерала и мужик)

- Почему местом действия выбран необитаемый остров?

(Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров).

3. Композиция сказки

-Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).

- Где кульминация произведения? (Генералы нашли мужика).

- Где развязка? (Возвращение героев в Петербург).

- Композиция произведения кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.

4. Особенности жанра «Повести...»
Итак, мы говорим о сказках Салтыкова-Щедрина, а можно ли «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отнести к жанру сказки?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое сказка?

 Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Сказки Салтыкова –Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. Сам писатель говорил, что писал эзоповым языком, свойственным, как вы помните, жанру басни. Роднят щедринские сказки с баснями юмор, ирония, сарказм, гипербола, гротеск. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. Художник умеет выбрать сюжет, позволяющий увидеть и выявить то, что связано с общественной жизнью. Приступая к беседе, мы должны вспомнить некоторые термины, характерные для сатиры.

САТИРА — вид комического (см. Эстетика), отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.


Эзо́пов язык (по имени баснописца Эзопа) — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приёмам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным «персонажам», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам. Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым.

Иносказа́ние — выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный приём.

Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Гротеск (фр. grotesque, буквально — «причудливый», «комичный»; итал. grottesco — «причудливый», итал. grotta — «грот», «пещера»[1]) — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

Знание этих терминов поможет нам правильно понять, проанализировать произведение Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

Ответы на вопросы.

  • Что в сказке Щедрина показалось смешным, а что - грустным?

  • Почему Щедрин назвал свое произведение сказкой?

  • Кто же виноват в лишениях генералов?

Социальные реформы 1860 годов, в первую очередь – отмена крепостного права, были восприняты большинством дворян-помещиков как катастрофа. Они оказались в тупике, на необитаемом острове.

  •  Какие аналогии вызывает у вас упоминание о необитаемом острове? Какую роль играет этот образ?

Понять авторское отношение помогут некоторые художественные детали. Обратимся  к эпизоду на стр. 341-342 (пересказ).

  • Как ведут себя генералы, оказавшись в столь необычной для них ситуации?

Генералы и легкомысленны,  и глупы, и беспомощны, и не приспособлены, и ленивы.

Обратимся еще к одному эпизоду.  Стр.342 – 343(Чтение по ролям).

- Какую роль играет эпизод в раскрытии характеров генералов?

Последняя степень одичания этих глупых невежественных людей.

Салтыков Щедрин тщательно относится к выбору каждого слова. Посмотрим, как он работал над деталью.

- Каким же изображен в сказке мужик? Рассмотрим вопрос, обсуждая в группах.

  • Портрет мужика.

  • Художественные детали, раскрывающие характер мужика.

  • Отношение генералов к мужику.

  • Отношение мужика к генералам.

  • Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

  • Можно ли назвать его идеальным героем?

  • Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?

Характеристика генералов

  • Что мы знаем о петербургской жизни генералов?

  • Какой была регистратура, в которой служили генералы?

  • Что можно сказать об уме генералов? Как они приспособлены к самостоятельной жизни?

  • О чём говорят генералы? Какие у них интересы? Как они объясняют смену времени суток, вавилонское столпотворение и потоп?

  • Каковы причины, приведшие генералов в безвыходное положение? В чём они нашли спасение?

  • Каково отношение генералов к мужику?

  • Чем генералы отличаются друг от друга?

  • Каково отношение автора к генералам?

  • Могли ли такие генералы существовать на самом деле?

  • Какие нравственные пороки изображает автор в образах генералов?

- Автор сравнивает представителей «высшего сословия» и простого мужика. Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)

В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, никакая ситуация не может поставить его в тупик, — не является тем героем, который должен быть примером. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему "я", готов гнуть спину под постоянными упреками ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его? Русский мужик заслуживает того, что "заработал": "рюмку водки да пятак серебра".

- Здесь на место сказки приходит реальность – то, что особенно трогало и волновало сатирика. А именно: низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные права.

- Как гражданин и патриот Салтыков - Щедрин страдал от того, что народ не понимает своей важности в государственной системе. Своей сказкой сатирик наглядно показал, сколько еще генералов готово вскочить на шею раскрепощенному мужику и продиктовать им после реформы свои условия жизни.










Отвечают на вопросы учителя, участвуют в диалоге.


























Делают записи в тетради.





































Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

- Какую роль в сказке играют образы генералов и мужика.

Главные пороки генералов и мужика - лень, паразитизм и излишняя покорность. Мир, в котором ничего не умеющие делать генералы управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете, существовать не может.  Салтыков - Щедрин становится защитником "униженных и оскорбленных", борцом против духовного рабства. Но с тех пор, как жил и творил Щедрин, прошло много лет. Та эпоха ушла в далекое прошлое, закончилась борьба народа с самодержавно-крепостническим и помещичье-буржуазным строем.  Салтыков-Щедрин обличает, судит враждебную ему действительность. Для этого он использует особые приемы сатиры.
Аллегория, гипербола, эзопов язык.  Один из излюбленных приемов Щедрина - гротеск.


Делают вывод


Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание


Составить цитатный план. Прочитать М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Подготовиться к контрольной работе.

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!