Этап урока, хронометраж этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) |
1. Организационный момент (2 мин) | - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Всех приветствую на нашем уроке. Думаю, что вы уже обратили внимание на то, что сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте покажем, как мы умеем с вами работать! | Слушают учителя. | Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.) |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (5 мин) | - На прошлом уроке вам было задано задание - повторить повесть «Уроки Французского». Все ли выполнили данное задание? - Молодцы! Но будет ли верным начать изучение произведения, не зная об авторе? Конечно, нет! В таком случае предлагаю всем послушать доклад, который подготовил один ученик. Данил, прошу тебя к доске. - Ребята, мы прослушали с вами небольшое количество информации из жизни и творчества В.Г. Распутина, давайте запишем основные моменты в тетради, но перед этим обозначим тему нашего сегодняшнего урока: «В.Г. Распутин «Уроки французского». Уроки доброты». Запишите в тетради дату рождения и смерти Валентина Григорьевича – 15 марта 1937 г. – дата рождения, 14 марта 2015 г. – дата смерти. Из доклада Данила можно сделать вывод о том, что произведений у В.Г. Распутина не мало, но нас с вами интересует его рассказ «Уроки французского», который был написан в 1973 году (дату создания тоже записываем). | Отвечают на вопрос. Мытарева С. рассказывает, Мурзатамов Ж. внимательно слушает ответ одноклассницы. - Валентин Григорьевич Распутин (родился 15 марта 1937 г. в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье) - русский прозаик, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии Российской Федерации 2012 года. Сознательное детство его частично совпали с войной: в первый класс будущий писатель пришел в 1944 году. В это время, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Чтение для него не было просто удовольствием, не требующим умственных усилий, или развлечением, - оно было и осталось работой над собою. Читать для него - не значит просто пробегать глазами страницы, по его убеждению, «читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение и даже место в них, чувствовать прилив крови от уважения». После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Окончив университет в 1959году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 в городе Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии». В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести «Живи и помни»(1974), «Прощание с Матёрой»(1976), поставившие Распутина в ряд лучших русских писателей. В 1981году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби». Появление в 1985 повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя. В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 году – рассказы «Поминный день»; в 1997 – «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы». Не дожив несколько часов до своего 78-летия, 14 марта 2015 года Валентин Григорьевич Распутин умер. | Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), Общеучебные (П.), Смыслообразование (Л.) |
3. Актуализация знаний. Постановка цели (10 мин) | - Дома, самостоятельно, вы уже прочитали изучаемое нами сегодня произведение. Мне бы хотелось услышать краткий пересказ того, что вы прочитали. Кто готов ответить? - Молодец! Есть что добавить к предыдущему ответу? - Все верно! Ребята, вот мы и освежили в нашей памяти текст, но я хочу обратить ваше внимание ещё и на историю создания этого произведения. А расскажет нам об этом Мурзатамов Ж., он заранее поинтересовался этим вопросом. - Все верно, спасибо, я оценю твой ответ в конце урока. Рассказ действительно автобиографичен, т.е. история, описанная в произведении, происходила с автором на самом деле. | Один ученик пересказывает прочитанное произведение. - Да/нет (дополняют). Жайроонбек отвечает. (В основу рассказа легла история из жизни самого автора. Прототипом образа Лидии Михайловны является учительница В. Распутина, которая занимала в его жизни очень важное место. По мнению Распутина, именно такая женщина в силе изменить то, что не подвластно обычному человеку. Именно учительница помогла автору расставить правильные жизненные приоритеты и понять, что является добром, а что злом. В рассказе «Уроки французского» мы видим обыкновенного сельского мальчика и его учительницу. Ребенок обладает чистотой и доброй душой, однако тяжелые жизненные условия вечная нищета голод, толкает его на неправильный путь. Чтобы заслужить авторитет среди мальчишеской компании, ребенок начинает играть с ними в «чику», чтобы они быстрее его приняли. Но все равно это не помогает, и мальчик вынужден терпеть постоянные унижения и даже рукоприкладство со стороны старших ребят. Эту ситуацию вовремя заметила учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она пытается узнать у ребенка, что же побудило его играть на деньги. Мальчик, который не привык к доброму отношению и обыкновенному человеческому участию, начинает рассказывать учительнице, что играет для того, чтобы иметь друзей и заработать денег себе на еду, так как из-за бедности родителей постоянно голодает.) | Общеучебные (П.), Смыслообразование (Л.), Логические (П.), Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.). |
4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания (7 мин) | - Ответьте мне на вопрос: в какое время происходят события в рассказе? - А как вы думаете, с какими проблемами приходилось сталкиваться людям в это время? - В это время наша страна «поднималась» с колен, период, когда Россия с нуля начинала развивать сельское хозяйство, промышленность, старалась обеспечить жизнь людей всем необходимым. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность. Вспомните, какие трудности пришлось пережить главному герою в райцентре, вдали от матери? - Можно ли главного героя назвать целеустремленным? - Ребята, а какие отношения были между Лидией Михайловной и мальчиком? - А кто может охарактеризовать Лидию Михайловну? - Давайте запишем главные качества Лидии Михайловны: доброта, дружелюбие, понимание и благородство. - А какими качествами обладал мальчик? - Правильно, давайте их тоже запишем в тетрадь. | - В послевоенное время. - Люди голодали, у них не было работы и др. Слушают учителя. - В райцентре мальчик жил плохо, ему совсем нечего было кушать. Но несмотря на трудности он хорошо учился. - Да, можно, ведь ещё в начале произведения, когда мама предложила ему уехать обратно, он отказался, тем самым показав свою самостоятельность. - Дружеские, доверительные. - Учительница французского языка – Лидия Михайловна была добрым и великодушным человеком. Она помогала детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, помогала, чем могла. Узнав, что ее ученик играет на деньги, она не оскорбила и не очернила его, а попыталась разобраться, что заставило мальчика так поступить. Поняв, что ребенок живет один, да еще и на граши, Лидия Михайловна стала ему всячески помогать. Она приглашала его к себе домой для занятий французским языком. Но спустя некоторое время учительница предложила мальчику сыграть в «пристенок», чем очень его удивила. Мальчишка чувствовал себя комфортно и уютно в окружении Лидии Михайловны, она стала ему опорой в его нелегкой жизни. Я считаю такой поступок учительницы очень благородным и добрым. За время общения с мальчиком, Лидия Михайловна заменила ему мать, что так важно для маленького неокрепшего сознания. Она помогла ребенку освоиться в этом жестоком и суровом мире. Записывают главные качества учительницы в тетрадь. - Честность, добросовестность, справедливость и упрямство. Записывают в тетрадь качества, присущие главному герою. | Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), Общеучебные (П.), Смыслообразование (Л.), Логические (П.) |
5. Первичное закрепление и контроль (8 мин) | - Ребята, мне хотелось бы зачитать вам слова автора, которые он написал уже спустя много лет после написания своего автобиографичного рассказа: «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни». - У каждого из вас по-разному складываются отношения с учителями. Как вы считаете, что необходимо в отношениях между учителем и учеником. Запишите эти качества их в тетрадь. - Все готовы? Давайте послушаем ваши ответы. Попробуем не повторяться. - Молодцы! Все верно! - Сегодня мы очень продуктивно поработали с вами, и в конце урока мне хотелось бы показать вам небольшой буктрейлер на прочитанную нами книгу «Уроки французского». Внимание на экран. | Внимательно слушают учителя. В тетради записывают составляющие в общении между учителем и учеником. (Примерные ответы: понимание, доброта, уважение, сопереживание и т.д.) Зачитывают получившиеся ответы. Просмотр буктрейлера. | Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), Общеучебные (П.), Смыслообразование (Л.), Логические (П.) |
6. Домашнее задание (4 мин) | - Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: напишите мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них. | Оформляют дневники. | Общеучебные (П.), Контроль (Р.) |
7. Рефлексия (4 мин) | - Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты. - В тетрадях ответьте на вопрос: Что же такое «уроки доброты»? Как вы поняли это? - Спасибо за урок, все свободны! | Слушают учителя. Размышляют над вопросом в тетради. | Общеучебные (П.), Смыслообразование (Л.) |