Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».
Цель урока: создать условия для развития читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н. Носова «Затейники».
Задачи:
-
Развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное;
-
Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев;
-
Воспитывать коммуникативные навыки, умения работать в парах.
-
Реализовывать творческие способности школьников.
-
Формировать жизненную позицию: умение делать предположения, выводы, отстаивать свою позицию.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться прогнозировать содержание произведения; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; находить в тексте ответы на поставленные вопросы; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.
Личностные результаты:
-
оценка поступков героев рассказа;
-
проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроке и дома;
-
посещать библиотеки в свободное время
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
выполнять последовательность действий;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-
учиться работать по предложенному плану;
-
оценивать результаты своих действий по критериям, предложенным учителем.
Познавательные УУД:
-
ориентироваться в учебнике;
-
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
отвечать на простые и сложные вопросы.
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной форме;
-
слушать и понимать речь других;
-
выразительно читать текст вслух и про себя, понимать прочитанное;
-
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-
учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Оборудование:
Учебник литературного чтения Л.Ф.Климанова « Литературное чтение»,2 класс,книги Н.Н.Носова, электронная презентация, компьютер, проектор, доводящие карточки, карточка «Оцени свою работу на уроке»
Ход урока
I . Организационный момент
- Мы начинаем наш урок. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
- Кто хочет стать настоящим читателем?
- А что для этого нужно делать? Уметь хорошо читать!
- Проведем небольшую речевую разминку. Прочитайте скороговорку с различной скоростью и эмоциями(медленно, с удивлением, весело, быстро).
ДОЖДИК-ДЛИННОЖКА
Тучка по небу плыла,
Дождик за руку вела.
Он шагал на тонких ножках
В черных маленьких калошках.
Дождик всюду походил,
Дождик всюду наследил,
В теплых лужах потоптался,
Наигрался и умчался.
Г.Лагздынь
- Какие олицетворения встретились в скороговорке?
- Что делал дождик?
- Скажите, а вы любите играть? А в какие игры? С кем?
- Сегодня на уроке вас ждет много игр с друзьями, и пусть вежливость, доброта, чуткость и хорошее настроение помогут вам с пользой провести этот урок.
II. Сообщение темы урока
- Прочитайте имена и фамилии писателей.
Аг_ния Барт_
К_рней Чуков_кий
Сергей Михалко_
- Знакомы ли вам эти писатели? Назовите произкедения, которые мы уже изчали.
- Вставьте пропущенные буквы. Составьте из них слово- фамилию, и вы узнаете , с творчеством какого писателя мы ознакомимся сегодня на уроке.
Носов Н.Н.
III. Изучение нового материала
1. Знакомство с биографией Н.Н.Носова, узнаем, каким человеком он был.
( Работа с доводящими карточками).
- Расскажите, что вы узнали о Н.Н.Носове, пользуясь доводящими карточками.
Учитель дополняет ответы.
Расшифруйте слово, пользуясь ключом, и вы узнаете, с каким произведением Н.Н.Носова мы ознакомимся сегодня на уроке.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Б | И | О | В | Ю | Е |
2 | Т | Р | Ж | З | Д | Я |
3 | Ч | А | Л | С | Ш | Ф |
4 | М | Г | Щ | Й | Э | Ю |
5 | Х | Н | У | П | Ц | К |
4,2 | 2,3 | 1,2 | 6,1 | 4,4 | 2,5 | 2,1 | 6,5 | 2,1 |
З | А | Т | Е | Й | Н | И | К | И |
2. Чтение рассказа «Затейники». Первичное восприятие текста
- кого называют затейниками?
- Подберите синонимы к слову затейники.(Фантазеры, выдумщики, весельчаки ...)
- Как вы думаете, каким будет рассказ по настроению7 Почему?
- Давайте проверим наше ожидание и прочитаем рассказ.
- Понравился вам рассказ?
- Грустный он или веселый?
- Кто является героями рассказа?
- Назовите их имена.
3.ФИЗМИНУТКА
4. Анализ прочитанного произведения
А) Прочитайте два первых абзаца «по цепочке».
-От чьего имени лица ведется повествование? Кто является рассказчиком?
- Найдите и прочитайте восклицательное предложение с разным логическим ударением.
Б) Найдите и прочитайте по ролям отрывок, в котором рассказывается о том, как дети организовали игру.
- Как по-другому можно сказать «темно-темно»?
В) Найдите и прочитайте предложения, которые являются ответами на вопросы:
- Почему же там было так темно?
- Кого дети больше всего боялись?
-А что Валя сказала про волка?
Г) Чтение по цепочке от слова «вдруг» до вопросительного предложения «А может, это серый волк?».
- Какими словами можно заменить слово «вдруг»?
- Почему дети подумали, что это мог быть серый волк?
Д) Акцентное вычитывание:
-Действительно ли был волк7 Докажите.
- Почему Валя сразу не сказала? Прочитайте.
- Почему Петя боялся подойти к столу? Прочитайте.
Объясните значение выражения «подкрался на цыпочках». Покажите это действие
Е) Прочитайте конец рассказа по ролям.
5. Составление плана рассказа
Работа по карточке.
-Определите последовательность , которая соответствует событиям в рассказе и пронумеруйте по порядку
_ Может быть, это серый волк? _ Дети читали сказку «Три поросенка» _ Так и не стали играть в «три поросенка». _ Постройка домика. |
6. Найдите и отметьте карандашом в тексте начало и конец каждой части.
- Соответствует ли название рассказа его содержанию?
- А какое название дали бы вы этому рассказу?
- Подумайте, за что вы могли похвалить ребят?
- За что можно их поругать?
- Что сказала бы мама, если бы увидела эту картину?
IV. Итог урока
- как называется рассказ, который мы прочитали на уроке?
- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить нас Николай Носов?
V. Рефлексия
-вспомните, кем вы хотели стать в начале урока? (настоящими читателями)
- Вы сказали, что надо уметь хорошо читать. Но очень важно уметь читать ДУМАЯ.
-Настоящий читатель – это тот, кто задумывается над тем, что прочитал. Тот, кто не стремится прочитать быстрее, а стремится понять прочитанное.
_ помог ли вам в этом наш урок? Оцените свою работу на уроке, пользуясь карточкой.
1. На уроке я работал ........ | активно/пассивно |
2. Своей работой на уроке я ........... | доволен / не доволен |
3. Материал урока мне был ..... | понятен / не понятен интересен/ скучен |
VI. Домашнее задание
- Выберите, какое задание вам хотелось бы выполнить дома
1. Придумайте свою подобную историю
2. Перескажите рассказ
Доводящая карточка №1 Николай Николаевич Носов |
Прочитай текст | Задай вопросы однокласснику |
Родился 23 ноября 1908 года. Отец был актером кино, мать – домохозяйкой. В семье было четверо детей. В школьные годы увлекался музыкой, пением, любительским театром, а также химией, шахматами, радио, электроникой, фотографией. Позже в юности Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком брёвен. В школьные годы мальчик мечтал стать музыкантом, потом химиком, но стал режиссёром. Николай Носов многие годы работал кинорежиссёром, художником –мультипликатором. В годы великой Отечественной войны он снимал фильмы на линии фронта, за что в 1943 году он был награждён орденом Красной звезды. У Носова родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы, и он начал писать. | - Когда родился Н.Н.Носов? ( В 1908 году) - Чем занимался в юности? ( В юности Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком брёвен.) - Кем работал долгие годы? (Николай Носов многие годы работал кинорежиссёром, художником –мультипликатором.) - Почему он начал писать сказки и рассказы для детей? (У Носова родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы, и он начал писать.) |
Доводящая карточка №2 Николай Николаевич Носов |
Прочитай текст | Задай вопросы однокласснику |
Родился 23 ноября 1908 года. Отец был актером кино, мать – домохозяйкой. В семье было четверо детей. В школьные годы увлекался музыкой, пением, любительским театром, а также химией, шахматами, радио, электроникой, фотографией. Позже в юности Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком брёвен. В школьные годы мальчик мечтал стать музыкантом, потом химиком, но стал режиссёром. Николай Носов многие годы работал кинорежиссёром, художником –мультипликатором. В годы великой Отечественной войны он снимал фильмы на линии фронта, за что в 1943 году он был награждён орденом Красной звезды. У Носова родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы, и он начал писать. | - Чем увлекался Носов ещё в детстве? ( Музыкой, пением, любительским театром, а также химией, шахматами, радио, электроникой, фотографией.) - Кем мечтал стать в школьные годы? (В школьные годы мальчик мечтал стать музыкантом, потом химиком, но стал режиссёром.) - За что был награждён орденом Красной звезды? (В годы великой Отечественной войны он снимал фильмы на линии фронта, за что в 1943 году он был награждён орденом Красной звезды.) |