Конспект урока по Литературному чтению. 4 класс.
Тема: Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
Цели: познакомить с новым разделом учебника; учить прогнозированию содержания раздела; напомнить правила обращения с книгами; развивать интерес к чтению; познакомить с понятием «научно-фантастическая литература», с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова; проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника»; учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания раздела и произведения, определение особенностей фантастических рассказов; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла, К — ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг и портрет Е.С. Велтистова, видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал —
Веселых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.
Ё. Серова
— Вы поняли, о каком цветке говорится? (О незабудке или о подснежнике, так как они похожи по цвету и оба растут на полянках.)
— Как автор представляет, каким образом сделали цветок?
- Что ей помогло в этом? (Фантазия.)
— Прочитайте первые две строчки с восторгом, следующие две — с удивлением, остальные — загадочно.
- Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
III. Работа по теме урока
(Словарная работа.)
- Мы продолжаем работу над рассказом Е.С. Велтистова. Дома вы должны были перечитать текст и разобрать непонятные слова и выражения. Проверим, все ли вам понятно в тексте.
- Как вы поняли значение слов?
КИБЕРНЕТИК— (специалист по кибернетике).
КИБЕРНЕТИКА — (наука об общих закономерностях процессов
управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе).
КОНТРАБАС— (самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра).
- Подберите синонимы к слову «прозрачный». (Чистый, незамутненный, хрустальный, кристальный, чистый как слеза; ясный.)
- Как вы понимаете выражение «город раздался и похорошел»?
- Что такое сюрприз? (Приятная неожиданность.) (Выборочное чтение.)
- Что вы узнали о профессоре Громове?
- Чем он занимается?
- Куда он приехал?
- Прочитайте о том, как директор гостиницы занялся вещами профессора.
- Как автор показал нам, что чемодан был очень тяжелым?
- Сравните описание города с обычным, в котором мы живем. Что для вас показалось неожиданным, удивительным в городе будущего?
- Прочитайте о том, как профессор открыл чемодан.
- Почему он долго смотрел на спящего?
- Что сделал профессор после того, как мальчик вышел из чемодана?
- Отчего он дернулся?
- Как вы считаете, побег Электроника -это протест или каприз?
- Могло ли с Электроникой произойти несчастье, когда он прыгнул со второго этажа?
- Как он это сделал?
- Как вы понимаете значение слова «молниеносно»? Что автор хотел показать читателю?
— Почему профессора испугал побег Электроника? Что могло произойти?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Согласны ли вы с тем, что Е.С. Велтистов рассказал о необычном событии? Объясните.
— Как бы вы охарактеризовали профессора Громова? Был ли он жестоким человеком?
— Почему Электроник сбежал от профессора?
— В чем Электроник похож на обычного мальчика?
— Проверьте себя, внимательно ли вы читали. Поработайте над тестом. Вставьте пропущенные слова.
(Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.)
• Ранним майским утром к гостинице ... подкатил светло-серый автомобиль. («Дубки».)
• Почетный гость приехал из .... (Синегорска.)
• Директор с ... помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на... этаж. (Стремя, на второй.)
• Над деревьями прострекотал маленький ... — воздушное .... (Вертолет, такси.)
• Оставив Электроника, профессор подошел к ..., набрал на диске номер. (Видеотелефону.)
• «Ты будешь сегодня много двигаться. Надо подкрепиться ...». (Электрическим током.)
— Каким вы представляете себе Электроника? Расскажите.
— Хотите посмотреть на него?
(Просмотр фрагмента художественного фильма «Приключения Электроника».)
VI. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Как вы думаете, в какое время могли происходить такие » события?
— Что вы знаете о современных достижениях в области кибернетики?
Домашнее задание
Составить рассказ «Наш друг Электроник».