Тема урока: В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок».
Цель урока: создание условий для вторичного осмысления уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Задачи урока:
Образовательные: активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;
Развивающие: развивать навыки выразительного чтения и работы с текстом, обогащать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, желание больше читать произведений писателей о природе, способствовать воспитанию интереса к предмету, чувства взаимовыручки
Планируемые результаты:
личностный результат
ориентироваться в нравственном содержании рассказа
предметный результат
иметь представление о средствах художественной выразительности;
осознанно строить сообщения в устной форме;
метапредметный результат
-формирование регулятивных универсальных учебных действий:
формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять самостоятельность,
развивать умение дать оценку своей работы.
-формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
формировать умение договариваться, находить общее решение;
формировать умение аргументировать свой выбор.
- формирование познавательных универсальных учебных действий:
способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая.
Ход урока:
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)
2.Проверка домашнего задания.
Сочинения учащихся.
3. Блиц - опрос. Актуализация знаний.
1) К какому жанру относится произведение «Огневушка – Поскакушка»?(сказ)
2) Кто автор строк:
Зима! Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь… (А.С. Пушкин)
3) Кто такой Белолобый? (щенок) Назовите автора произведения, в котором одним из героев является Белолобый? (А.П. Чехов)
4)Назовите рассказы А.И. Куприна («Слон», «Мысли Сапсана»)
5) Какова основная тема этих рассказов? (взаимоотношения человека с животными)
4. Сообщение темы, цели.
- На доске пословица. Прочтите ее. Как поняли смысл?
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
- Покажите действия, перечисленные в названии рассказа. ( сверху, вниз, наискосок)
-Предположите, о ком или о чем может говорится в рассказе с таким названием?(версии детей)
- Мы сейчас будем читать рассказ, а в конце урока вернёмся к пословице и ответим на вопрос : можно ли её использовать в качестве эпиграфа к этому рассказу.
5. Работа с текстом во время чтения. Приём чтение с остановками.
(выявление первичного восприятия с помощью беседы, фиксация первичных впечатлений, предугадывание событий сюжета)
6. Рассказ о писателе.
- Какое настроение у вас вызвал этот рассказ?
- Мы уже не первый раз встречаемся с рассказами Драгунского? Какие еще произведения Драгунского вы знаете?
Виктор Юзефович Драгунский известен как автор юмористических рассказов о детях. Он родился в 1913 году в г. Нью-Йорке. Рано потеряв отца, ему пришлось работать. Работал заводским рабочим, лодочником. Затем учился на факультете литературно - театральных мастерских. Работал актером, исполнял комедийные роли и, конечно же, стал писать фельетоны, клоунады, смешные рассказы. Их много, но заслуженную славу принесли "Денискины рассказы", в которых он изобразил своего сына и отчасти самого себя. Умер в 1972 году.
- Где на ленте времени можно поместить этого писателя? (ХХвек)
7. Работа с текстом после чтения
- Понравилось произведение? Чем?
- Какой это рассказ по своему характеру?
-Когда вам было особенно смешно?
- Когда вы сочувствовали детям? (Ответы.)
-От чьего имени ведётся рассказ?
- Когда произошла эта история?
- Вам знакомы герои этого произведения? А кто главный герой?
- Как вы думаете, ремонт доставлял радость взрослым или детям?
- Кто такие маляры? Действительно ли девушки были красиво одеты? Как о них говорит автор?
-Что почувствовали герои рассказа, когда из шланга побежала краска?(азарт)
- Хорошо ли сделали мальчики, покрасив Алёнку?
- А ей это понравилось? Почему? Подтвердите строчками из текста.
- Прочитайте о том, что произошло дальше.
- Что значит остолбенел? ( покажите)
7.1. Коллективная работа в группах.
- Возьмите карточку № 1. Расставьте над словами цифры 1,2,3 , показывая, как в течении рассказа менялось душевное состояние героев.( 1 – начало, 2 – середина, 3 – конец)
Трудно, интересно, плохо, хорошо, грустно, скучно, любопытно. Весело, обидно, безразлично
1 – интересно
2 –любопытно, хорошо, весело
3 – плохо, обидно
- Почему в конце рассказа героям стало плохо?
- Разве взрослые справедливо обидели ребят? Они же хотели помочь, попробовать себя во взрослом деле?
7.2. Коллективная работа в группах.
- Возьмите карточку № 2. Подчеркните слова, которые наиболее точно характеризуют главных героев.
Добрые, весёлые, шаловливые, грубые, общительные, любознательные, смелые.
8. Дифференцированная работа в группах.
- Ну а сейчас мы переходим к работе по группам. Задания у всех групп будут разные.
Итак, я раздаю карточки с заданиями.
1 – я группа (высокий уровень)
Придумать и записать свое окончание рассказа.
2 – группа ( низкий уровень)
К данным иллюстрациям подобрать подходящие предложения и записать.
3 – группа (высокий уровень)
Подготовить инсценировку или чтение по ролям.(выбрать)
4 – я группа ( средний уровень)
Прочитать отрывок из рассказа от слов : «Мишка кричит:
- Здорово получается! Подставляй вторую, скорей!»
До слов
« и стала она вся коричневая, только волосы белые торчат»
Вывести закон смешного: нам смешно, когда…(есть контраст: была белая, стала коричневая)
5 – я группа(средний уровень)
Составить синквейн к образу детей.
Образец:
Существительное: Дениска, Мишка, Алёнка
2 прилагательных
3 глагола
Фраза из рассказа:
9. Проверка выполнения задания по группам.
10. Подведение итога.
- Почему же Драгунский так назвал свой рассказ? Как он относится к тому, что натворили дети?( с юмором)
- Какой закон смешного мы вывели?( Смех вызывает КОНТРАСТ – резкая противоположность.) Давайте сравним его с тем, что нам описывает автор учебника.
- Вернемся к пословице. Является ли она эпиграфом к рассказу В.Ю. Драгунского?
- Почему вы так считаете? Сделайте вывод.(всякому делу учиться надо)
11. Рефлексия.
- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?
- Кто из ребят помог вам лично, всему классу?
- У кого из вас возникло желание почитать другие рассказы Драгунского?
12. Домашнее задание.
В хрестоматии прочитать рассказ Марка Твена «Приключения Тома Соейра».
1 группа – подготовить пересказ
2 группа – нарисовать рисунок
3 группа – чтение по ролям
4,5 группа – разделить рассказ на части и озаглавить их.
- Урок окончен! Спасибо за работу!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка № 1
Расставьте над словами цифры 1,2,3 , показывая, как в течение рассказа менялось душевное состояние героев.( 1 – начало, 2 – середина, 3 – конец)
Трудно, интересно, плохо, хорошо, грустно, скучно, любопытно, весело,
обидно, безразлично
Карточка № 2
Подчеркните слова, которые наиболее точно характеризуют главных героев.
Добрые, весёлые, шаловливые, грубые, общительные, любознательные, смелые.
Задания для дифференцированной работы
1 – я группа
Придумать и записать свое окончание рассказа.
Дополнительно: Собрать пословицы
2 – группа
К данным иллюстрациям подобрать подходящие предложения и записать.
3 – группа
Подготовить инсценировку или чтение по ролям.(выбрать)
4 – я группа
Прочитать отрывок из рассказа от слов : «Мишка кричит:
- Здорово получается! Подставляй вторую, скорей!»
До слов
« и стала она вся коричневая, только волосы белые торчат»
Вывести закон смешного: нам смешно, когда…
Подсказка: КОНТРАСТ
5 – я группа
Составить синквейн к образу детей.
Образец:
Существительное: Дениска, Мишка, Алёнка
2 прилагательных
3 глагола
Фраза из рассказа:
Самоанализ урока литературного чтения для учащихся 4 класса.
Тема В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок».
Тип урока: развивающий.
Исходя из этого, были определены следующие цели и поставлены задачи
урока.
Цели и задачи урока:
учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
воспитывать в учениках уверенность в своих силах
Анализ организации учебного процесса урока.
1. Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоциональный и деловой настрой, обеспечило необходимую мотивацию.
2. В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому. Порядок следования этапов закладывает основы понимания образной природы искусства, языка, словесных образов, согласно поставленным целям.
4.Система предлагаемых вопросов и заданий позволила выявить как имеющиеся трудности в восприятии, так и степень обогащения читательского опыта.
5. Выполнялись психолого-гигиенические, эстетические требования (смена динамических поз, дневники настроения, культура речи).
6. Время урока использовалось рационально, отступления от плана урока можно отнести к индивидуальным особенностям учащихся данного класса.
7. Комментарий к домашнему заданию носит дифференцированный характер, что позволило учащимся использовать право выбора.
Анализ дидактической и методической деятельности.
С целью осознания учащимися учебного материала проводилась словарная работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря.
В процессе обучения использованы проблемно-сообщающиеся методы, такие как:
- доказательство путём сравнения подобий (с использованием репродукций и лирического произведения)
- частично-поисковые методы: поиск примеров, фактов, подтверждений с использованием произведений искусств и стихотворения (в групповой работе у сильных учащихся)
- исследовательские методы: в работе с учебником, самоанализ
На уроке у учащихся развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Имела место групповая и фронтальная формы работы учащихся.
Деление учащихся и работа в группах строилась на основе дифференцированного подхода.
Анализ деятельности учащихся.
На уроке литературного чтения сочетались словесно –наглядно-практические способы деятельности учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.
Проблемные ситуации разрешались путём проблемного объяснения совместно с учителем.
Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся 4 класса.
Высокая активность и работоспособность учащихся на уроке достигнута особой методикой развивающего обучения нацеленной на формирование удивления и восхищения перед тайнами художественного творчества.
Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с с заданными целями урока, умение работать в группах, мобилизировать себя на восприятие и переработку новой информации.
Школьники показали хороший уровень применения новых терминов, эффективное использование в устных ответах полученных ранее знания о приёмах художественной выразительности, разнообразие речевых умений.
У учеников сформирована оценочная самостоятельность, это выразилось в объективных оценках знаний товарищей и умении обосновывать, в самоконтроле и в самоанализе.
Учащиеся данного класса показали хорошие навыки выборочного чтения, выразительного, умения находить и различать средства художественной выразительности, в сказке, устно выражать отношение к прочитанному, увиденному и впечатление от прочитанного (дневники настроения).
Самостоятельность учащихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы любви к родной стороне в произведении русского народного творчества.
На уроке имело место формирование положительных социально-значимых качеств личности в соответствии с целями: навыков культурного поведения, чувства взаимопомощи и товарищества.
Заключение.
Новое понимание идей дифференциации и индивидуализации открывает широкое поле деятельности как для учителя, так и для учащихся:
создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности;
формируется новое прогрессивное педагогическое мышление;
учитель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей учащихся;
ребёнок учится замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи учителя) привести к оптимальному раскрытию потенциальных возможностей школьника.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постепенно поддерживать интерес к предмету. Технология дифференциации обучения обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной и творческой активности, предоставляет учителю возможности работать с группами близкого уровня подготовки и мотивации к обучению
2. Процесс взаимосвязи деятельностей в учебном процессе может иметь значительное разнообразие, способствующее активизации познавательной деятельности и формированию познавательных интересов учащихся; взаимосвязь познавательной и практической деятельности должна удовлетворять запросы и тех, кто углублялся в процессе познания, и тех, кто стремился непосредственно видеть результат своих практических материальных условий; взаимосвязь познания и игры должна давать пищу развитию ума, творчества школьника;
3.Реализуя дифференцированный подход в обучении, мы получаем нового выпускника начальной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую, адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.