СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 4 класс СРО Л.В. Занкова "В. Драгунский "Сверху, вниз, наискосок" Закон смешного."

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке показана дифференцированная работа ст учащимися разного уровня.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 4 класс СРО Л.В. Занкова "В. Драгунский "Сверху, вниз, наискосок" Закон смешного."»

Тема урока: В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок».

Цель урока: создание условий для вторичного осмысления уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Задачи урока:

Образовательные: активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;

Развивающие: развивать навыки выразительного чтения и работы с текстом, обогащать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, желание больше читать произведений писателей о природе, способствовать воспитанию интереса к предмету, чувства взаимовыручки

Планируемые результаты:

личностный результат

ориентироваться в нравственном содержании рассказа

предметный результат

  • иметь представление о средствах художественной выразительности;

  • осознанно строить сообщения в устной форме;

метапредметный результат

-формирование регулятивных универсальных учебных действий:

  • формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять самостоятельность,

  • развивать умение дать оценку своей работы.

-формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

  • формировать умение договариваться, находить общее решение;

  • формировать умение аргументировать свой выбор.

- формирование познавательных универсальных учебных действий:

  • способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая.


Ход урока:


1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)


2.Проверка домашнего задания.

Сочинения учащихся.


3. Блиц - опрос. Актуализация знаний.

1) К какому жанру относится произведение «Огневушка – Поскакушка»?(сказ)


2) Кто автор строк:

Зима! Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь… (А.С. Пушкин)


3) Кто такой Белолобый? (щенок) Назовите автора произведения, в котором одним из героев является Белолобый? (А.П. Чехов)


4)Назовите рассказы А.И. Куприна («Слон», «Мысли Сапсана»)


5) Какова основная тема этих рассказов? (взаимоотношения человека с животными)


4. Сообщение темы, цели.


- На доске пословица. Прочтите ее. Как поняли смысл?

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

- Покажите действия, перечисленные в названии рассказа. ( сверху, вниз, наискосок)

-Предположите, о ком или о чем может говорится в рассказе с таким названием?(версии детей)

- Мы сейчас будем читать рассказ, а в конце урока вернёмся к пословице и ответим на вопрос : можно ли её использовать в качестве эпиграфа к этому рассказу.


5. Работа с текстом во время чтения. Приём чтение с остановками.

(выявление первичного восприятия с помощью беседы, фиксация первичных впечатлений, предугадывание событий сюжета)


6. Рассказ о писателе.


- Какое настроение у вас вызвал этот рассказ?

- Мы уже не первый раз встречаемся с рассказами Драгунского? Какие еще произведения Драгунского вы знаете?


Виктор Юзефович Драгунский известен как автор юмористических рассказов о детях. Он родился в 1913 году в г. Нью-Йорке. Рано потеряв отца, ему пришлось работать. Работал заводским рабочим, лодочником. Затем учился на факультете литературно - театральных мастерских. Работал актером, исполнял комедийные роли и, конечно же, стал писать фельетоны, клоунады, смешные рассказы. Их много, но заслуженную славу принесли "Денискины рассказы", в которых он изобразил своего сына и отчасти самого себя. Умер в 1972 году.

- Где на ленте времени можно поместить этого писателя? (ХХвек)

7. Работа с текстом после чтения

- Понравилось произведение? Чем?

- Какой это рассказ по своему характеру?

-Когда вам было особенно смешно?

- Когда вы сочувствовали детям? (Ответы.)

-От чьего имени ведётся рассказ?

- Когда произошла эта история?

- Вам знакомы герои этого произведения? А кто главный герой?

- Как вы думаете, ремонт доставлял радость взрослым или детям?

- Кто такие маляры? Действительно ли девушки были красиво одеты? Как о них говорит автор?

-Что почувствовали герои рассказа, когда из шланга побежала краска?(азарт)

- Хорошо ли сделали мальчики, покрасив Алёнку?

- А ей это понравилось? Почему? Подтвердите строчками из текста.

- Прочитайте о том, что произошло дальше.

- Что значит остолбенел? ( покажите)


7.1. Коллективная работа в группах.

- Возьмите карточку № 1. Расставьте над словами цифры 1,2,3 , показывая, как в течении рассказа менялось душевное состояние героев.( 1 – начало, 2 – середина, 3 – конец)

Трудно, интересно, плохо, хорошо, грустно, скучно, любопытно. Весело, обидно, безразлично

1 – интересно

2 –любопытно, хорошо, весело

3 – плохо, обидно


- Почему в конце рассказа героям стало плохо?

- Разве взрослые справедливо обидели ребят? Они же хотели помочь, попробовать себя во взрослом деле?


7.2. Коллективная работа в группах.

- Возьмите карточку № 2. Подчеркните слова, которые наиболее точно характеризуют главных героев.

Добрые, весёлые, шаловливые, грубые, общительные, любознательные, смелые.


8. Дифференцированная работа в группах.

- Ну а сейчас мы переходим к работе по группам. Задания у всех групп будут разные.

Итак, я раздаю карточки с заданиями.


1 – я группа (высокий уровень)


Придумать и записать свое окончание рассказа.


2 – группа ( низкий уровень)


К данным иллюстрациям подобрать подходящие предложения и записать.


3 – группа (высокий уровень)

Подготовить инсценировку или чтение по ролям.(выбрать)


4 – я группа ( средний уровень)

Прочитать отрывок из рассказа от слов : «Мишка кричит:

- Здорово получается! Подставляй вторую, скорей!»

До слов

« и стала она вся коричневая, только волосы белые торчат»


Вывести закон смешного: нам смешно, когда…(есть контраст: была белая, стала коричневая)


5 – я группа(средний уровень)

Составить синквейн к образу детей.

Образец:

Существительное: Дениска, Мишка, Алёнка

2 прилагательных

3 глагола

Фраза из рассказа:


9. Проверка выполнения задания по группам.

10. Подведение итога.

- Почему же Драгунский так назвал свой рассказ? Как он относится к тому, что натворили дети?( с юмором)

- Какой закон смешного мы вывели?( Смех вызывает КОНТРАСТ – резкая противоположность.) Давайте сравним его с тем, что нам описывает автор учебника.

- Вернемся к пословице. Является ли она эпиграфом к рассказу В.Ю. Драгунского?

- Почему вы так считаете? Сделайте вывод.(всякому делу учиться надо)


11. Рефлексия.

- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

- Кто из ребят помог вам лично, всему классу?

- У кого из вас возникло желание почитать другие рассказы Драгунского?



12. Домашнее задание.


В хрестоматии прочитать рассказ Марка Твена «Приключения Тома Соейра».

1 группа – подготовить пересказ

2 группа – нарисовать рисунок

3 группа – чтение по ролям

4,5 группа – разделить рассказ на части и озаглавить их.


- Урок окончен! Спасибо за работу!
































ПРИЛОЖЕНИЕ


Карточка № 1


Расставьте над словами цифры 1,2,3 , показывая, как в течение рассказа менялось душевное состояние героев.( 1 – начало, 2 – середина, 3 – конец)


Трудно, интересно, плохо, хорошо, грустно, скучно, любопытно, весело,


обидно, безразлично





Карточка № 2


Подчеркните слова, которые наиболее точно характеризуют главных героев.


Добрые, весёлые, шаловливые, грубые, общительные, любознательные, смелые.


























Задания для дифференцированной работы



1 – я группа


Придумать и записать свое окончание рассказа.

Дополнительно: Собрать пословицы


2 – группа


К данным иллюстрациям подобрать подходящие предложения и записать.



3 – группа

Подготовить инсценировку или чтение по ролям.(выбрать)




4 – я группа

Прочитать отрывок из рассказа от слов : «Мишка кричит:

- Здорово получается! Подставляй вторую, скорей!»

До слов

« и стала она вся коричневая, только волосы белые торчат»


Вывести закон смешного: нам смешно, когда…

Подсказка: КОНТРАСТ




5 – я группа

Составить синквейн к образу детей.


Образец:

Существительное: Дениска, Мишка, Алёнка


2 прилагательных


3 глагола


Фраза из рассказа:





Самоанализ урока литературного чтения для учащихся 4 класса.

Тема В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок».

   Тип урока: развивающий.

Исходя из этого, были определены следующие цели и поставлены задачи

урока.

Цели и задачи урока: 

учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;

способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;

 воспитывать в учениках уверенность в своих силах


Анализ организации учебного процесса урока.

1. Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоциональный   и  деловой  настрой, обеспечило необходимую мотивацию.

2. В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому. Порядок следования этапов закладывает основы понимания образной природы искусства, языка, словесных образов, согласно поставленным целям.

4.Система предлагаемых вопросов  и заданий позволила выявить как имеющиеся трудности в восприятии, так и степень обогащения читательского опыта.

5. Выполнялись психолого-гигиенические, эстетические требования (смена динамических поз, дневники настроения, культура речи).

6. Время урока использовалось рационально, отступления от плана урока можно отнести к индивидуальным особенностям  учащихся данного класса.

7. Комментарий к домашнему заданию носит дифференцированный характер, что позволило учащимся  использовать право выбора.

Анализ дидактической и методической деятельности.

  1. С целью осознания учащимися учебного материала проводилась словарная работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря.

  2. В процессе обучения использованы проблемно-сообщающиеся методы, такие как:

- доказательство путём сравнения подобий (с использованием репродукций и лирического произведения)

- частично-поисковые методы: поиск примеров, фактов, подтверждений с использованием произведений искусств и стихотворения (в групповой работе у сильных учащихся)

- исследовательские методы: в работе с учебником, самоанализ

  1. На уроке у учащихся развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  2. Имела место групповая и фронтальная формы работы учащихся.

  3. Деление учащихся и работа в группах строилась на основе дифференцированного подхода.

Анализ деятельности учащихся.

  1. На уроке литературного чтения сочетались словесно –наглядно-практические способы деятельности учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.

  2. Проблемные ситуации разрешались путём проблемного объяснения совместно с учителем.

  3. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся 4 класса.

  4. Высокая активность и работоспособность учащихся на уроке достигнута особой методикой развивающего обучения нацеленной на формирование удивления и восхищения перед тайнами художественного творчества.

  5. Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с с заданными целями урока, умение работать в группах, мобилизировать себя на восприятие и переработку новой информации.

  6. Школьники показали хороший уровень применения новых терминов, эффективное использование в устных ответах полученных ранее знания о приёмах художественной выразительности, разнообразие речевых умений.

  7. У учеников сформирована оценочная самостоятельность, это выразилось в объективных оценках знаний товарищей и умении обосновывать, в самоконтроле и в самоанализе.

  8. Учащиеся данного класса показали хорошие навыки выборочного чтения, выразительного, умения находить и различать средства художественной выразительности, в сказке, устно выражать отношение к прочитанному, увиденному и впечатление от прочитанного (дневники настроения).

Самостоятельность учащихся в подведении итогов урока позволяет сделать вывод о раскрытии темы любви к родной  стороне в произведении русского народного творчества.

На уроке имело место формирование положительных социально-значимых качеств личности в соответствии с целями: навыков культурного поведения, чувства взаимопомощи и товарищества.

Заключение.

 Новое понимание идей дифференциации и индивидуализации открывает широкое поле деятельности как для учителя, так и для учащихся:

создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности;

формируется новое прогрессивное педагогическое мышление;

учитель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей учащихся;

ребёнок учится замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи учителя) привести к оптимальному раскрытию потенциальных возможностей школьника.

 

Проведенные     исследования     позволяют     сделать     следующие выводы:

1.         Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постепенно поддерживать интерес к предмету. Технология  дифференциации обучения обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной и творческой активности, предоставляет учителю возможности работать с группами близкого уровня подготовки и мотивации к обучению

2. Процесс взаимосвязи деятельностей в учебном процессе может иметь значительное разнообразие, способствующее активизации познавательной деятельности и формированию познавательных интересов учащихся; взаимосвязь познавательной и практической деятельности должна удовлетворять запросы и тех, кто углублялся в процессе познания, и тех, кто стремился непосредственно видеть результат своих практических материальных условий; взаимосвязь познания и игры должна давать пищу развитию ума, творчества школьника;

 3.Реализуя дифференцированный подход в обучении, мы получаем нового выпускника начальной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую, адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!