СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Боги древних славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Боги древних славян"»

Урок литературного чтения в 3 классе. (Система Л.В.Занкова)

Тема урока: Боги Древних славян.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о славянской мифологии и показать ее образность

Задачи:

  • формировать навыки осознанного и правильного чтения, развивать речь и словарный запас.

  • Развивать воображение

  • Совершенствовать умения ориентироваться в тексте.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник



Ход урока

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

  1. Введение в урок. 

Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, во что верили древние жители московской земли – славяне. Чему и кому поклонялись наши предки.

Вы хорошо знаете о том, что вся жизнь людей в далекой древности была тесно связана с природой – лесом, рекой, землей. А как именно была связана? (люди брали всё что нужно для жизни, еду, воду, одежду, топливо).

Рассказ учителя о славянских богах.

Славяне были язычниками и поклонялись многим богам природы. Главные их боги жили на небе и самым сильным было Солнце. Оно согревало промерзшую на зиму землю, пробуждало к жизни растения, вело постоянную борьбу с холодом и тьмой.

Где же жили главные боги древних славян?

Кто был самым сильным? Почему?

Давайте откроем учебник на странице 88 и прочитаем о других богах древних славян.

Дети читают по цепочке.

Мокошь – Мать – хозяйка.

Что держала в руках Мокошь? (в руках священные нити судеб)

Что она прядет? (она прядет полотно из этих жизненных нитей)

Так почему же ее боятся даже боги? (оборвется такая ниточка в руках у Мокошь, и человек, а то и бог умрет. Завяжет на нити узел – ждет человека суровое испытание).

К кому эта богиня приходит на помощь? (она приходит на помощь к добрым и сильным духом).

Святогор – древний хранитель мира.

Для чего был рожден Святогор? (был рожден для того, чтобы стоять на страже мира и не пускать сюда темных чудищ)

Где стоял Святогор? (он стоял у подножия столпа, на котором держалось небо)

А почему же его назвали Святогор? (он стоял в святых горах)

А почему он не мог покинуть пост? (огромный вес мешал ему покинуть пост)

Сварог – бог небес и его дела.

Что важного сделал Сварог? (он создал землю)

Как у него это получилось? (он нашел волшебный камешек, произнес заклинание – камешек вырос, стал огромным камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей)

Как Сварог заботился о людях? Что он им дал? (он дал им солнце и огонь, на котором можно было приготовить пищу, и у которого можно было согреться в лютую стужу; сбросил с неба плуг и ярило, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы землю защищать от врагов)

Чему научил он людей? (он научил приготавливать из молока сыр и творог)

Велес и закон движения.

Кем был Велес? (покровитель домашних животных)

Что было его главным делом? (он привел мир в движение; день сменял ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом вдох; после печали - радость)

Лада – богиня любви и красоты.

Кто такая Лада? (богиня любви и красоты)

От какого слова пошло ее имя? (от слова «лад»)

Что оно значит? (всё ладно, хорошо)

Подберите однокоренные слова?(ладно, оладушки, лады, ладо)

Перун – сын Сварога.

Кто такой Перун? (бог грозовых туч, грома и молнии.)

Что за громовой знак существует? (колесо с шестью спицами)

Для чего он предназначен? (был вырезан на каждом славянском доме как защита от молнии Перуна.)

Ребят, посмотрите внимательно на доску, давайте прочитаем слова, которые там написаны.

Святилища

Идолы

Волхвы

Кудесники

Духи

Обереги

Заговоры





А вы знаете значения этих слов? (если знает кто, то рассказывает, все вместе обсуждаем)

А сейчас я расскажу вам небольшую историю, из которой вы как раз и узнаете , что обозначают эти слова.

Чтобы молиться и задабривать богов у славян были специальные места – святилища. На этих огороженных площадках ставились каменные или деревянные изображения богов – идолы. Святилища устраивали в самых красивых местах : по берегам рек, на высоких холмах, в дубовых рощах. Вокруг идолов постоянно горели костры, на которых славяне сжигали жертвы богам. Дарили (жертвовали) все самое ценное, что имели. Это могли быть не только домашние животные, но и люди. Жертвуя, люди обращались с просьбами к богам, считая, что дым донесет их мольбы.

Вот пример такой просьбы:

Ветер, ветрило,

Из семи – старший брат,

Ты не дуй со гнилого угла,

Ты полей дождем с запада.

Ты подуй – ка теплым теплом,

Сослужи службу роду нашему,

Пригони дожди добрые,

Пахарям – на радость,

А тебе буйному – на славу!

А теперь попробуйте вы прочитать, да так, чтобы было понятно, что это просьба. (спрашиваю нескольких детей)

Жертвоприношением ведали особые люди – волхвы и кудесники. К ним обращались за советами и предсказаниями. Волхвы считались самыми главными во время праздников и погребений.

Так что же за места такие, святилища? (специальное место, чтобы молиться и задабривать богов )

Что такое идолы? (каменные или деревянные изображения богов)

Кто такие волхвы и кудесники? (люди, которые ведали жертвоприношением, они считались самыми главными во время праздников и погребений)

Давайте с вами теперь прочитаем древнее предание о Перуне.

Что вас больше всего впечатлило?

Какой момент истории вы бы взяли в основу картины, которую предстоит нарисовать? В каких красках она будет?

Дети в своих тетрадях рисуют иллюстрацию к этому преданию.

Посмотрите на страницу 92 вашего учебника, что вы здесь видите? (родословное дерево славянских богов)

Давайте попробуем его проанализировать и решить, кто кому был родственником? (Род самый главный и старый, Святогор и Велес его сыновья, Сварог и Лада муж и жена и у них есть сын - Перун )



Рефлексия.

Вот и закончился наш урок. Интересно ли вам было на нем? Что запомнилось? Каких богов вы узнали?

Домашнее задание.

Нарисуйте родословное древо вашей семьи.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!