МКОУ Козловская СОШ
Учитель начальных классов: Кузнецова Е.В.
2023 год.
Урок литературного чтения.
2 класс.
Б.В. Заходер
«Что красивей всего?».
Оборудование: презентация, раздаточный материал, воздушные шарики.
Цели и задачи деятельности учителя | Создать условия для ознакомления со стихотворением Б. Заходера; способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту. Расширить представления детей об окружающем мире. Показать связь художественной литературы с реальностью. Воспитывать уважение к чужому мнению. Прививать интерес к чтению детской литературы. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: прогнозировать содержание раздела, планировать виды работы с текстом, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы. Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Личностные: развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Оборудование | аудиозапись песни Юрия Антонова «Живёт повсюду красота» презентация, индивидуальные карточки |
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Какое у вас настроение?
- У всех?
- Мне очень хотелось встретиться с вами. Садитесь. У меня для вас
сюрприз с секретом.
(Вносит шары, на некоторых из них буквы: А, А, Т, О, С, К, Р).
- Вот мой сюрприз… Мне хотелось бы, чтобы ваше настроение стало еще лучше. Эти шарики – мой подарок для вас.
А секрет заключается в следующем… На некоторых из шаров
написаны буквы. Попробуйте составить слово из этих букв. А чтобы
удобнее было выполнять задание, я на доске поместила шары с этими
буквами.
Составляют слово «красота».
- Правильно! Молодцы! Это слово «красота».
Шарики пока пусть украшают наш класс, создают для нас приятную
атмосферу.
2. Актуализация знаний.
- А сейчас, ребята, немного поразмышляем, что для нас красота.
Закройте глаза. ( Звучит спокойная музыка).
Что вы представляете, когда слышите слово «красота»?
Что вы считаете красивым?
(На фоне музыки ученики говорят о своих ассоциациях со словом «красота». Некоторые ответы записываются учителем на доске, а также своё мнение: мама, Родина).
- Ой, ребята, как много ответов я сейчас услышала, и все такие разные!..
Оказывается, нас окружает такая красота!..
Вы знаете, о чем я сейчас подумала?!
А что самое красивое из того, что вы назвали? Что красивее всего?
( Дети дают ответы и не могут определиться.)
- Да, трудно решить…
Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос – что красивей всего?
3. Работа над проблемой урока.
- Мы с вами приступаем к изучению следующего раздела нашего учебника, который называется «И в шутку , и всерьёз». А автора его вы узнаете из следующих слов: «Смотрите сами: вот есть, например, детский писатель Борис Заходер!» (слайды 1-7)
- Знакомо ли вам имя Бориса Заходера?
- Да! Тогда расскажите о нём вкратце что вы о нем знаете. Но это очень мало! Значит -мы должны узнать о писателе, поэте Б. Заходере и познакомиться с его произведениями.
По своим воспоминаниям, он был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Драться он не любил, зато всё время читал и ещё … очень любил животных. Аля Т.
В детстве самым главным увлечением Заходера были животные.
Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.
Героями его стихов и сказок становятся “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы. Паша Б.
Информация для учителя:
(Слайд) Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918 года в Молдавии.
(Слайд)Отец Бориса Заходера был человеком образованным, работал юристконсулом. Он любил русскую литературу: Пушкина, Лермонтова, Бунина.
(Слайд) Мать Заходера знала несколько языков: английский, немецкий, румынский, украинский. Она занималась техническими переводами. В Молдавии семья прожила недолго, переехали сначала в Одессу, затем в Москву. В Москве прошло детство писателя. В детстве освоил немецкий язык, он получил домашнее музыкальное образование. Борис рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом.
(Слайд) В годы Великой Отечественной войны добровольцем уходит на фронт. По окончании войны возвращается в Москву и заканчивает с отличием Литературный институт.
Борис Владимирович поступает в Литературный институт имени М. Горького.
Учитель. - Вы меня порадовали своими знаниями об этом удивительном человеке.
Ребята, прочитайте название стихотворения. (с.131 учебника) ( Дети читают).
Учитель: Почему возник этот вопрос? (Кто-то задал его.)
Учитель: Вас удивил этот вопрос? Вы задумывались над ним когда-нибудь раньше? Нет. - Мы никогда не задумывались над ним.
Учитель: Я предлагаю вам послушать, как на этот вопрос ответил Б. Заходер. Но не просто послушать, а ещё и посмотреть, как этот ответ увидела я.
Но прежде Словарная работа
Обитатели – жители
Сыч-птица
Чтение учителем или аудио стихотворения.(слайды)
Учитель: Понравилось вам это стихотворение? Вы заметили, что оно построено в форме вопросов и ответов? Кто с кем разговаривал? А Б.Заходера удивил этот вопрос? (Да, "Да, вот так вопрос".) ( Найдите строки, где это доказывается).
4.Физминутка. (Слайд)
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Учитель: А теперь прочтите это стихотворение сами и попробуйте ответить: смог автор дать ответ на вопрос? Вспомним памятку выразительного чтения. (Слайд)
( Дети читают произведение про себя). Нет. Он решил спросить "обитателей нашей планеты"
Учитель: Кто обитатели нашей планеты? Люди, деревья, травы, цветы... (картинки на доску) Поработайте в парах и попробуйте ответить кто из обитателей и как ответил на вопросы. Это поможет нам в дальнейшей работе.
Учитель: Что же ответили деревья, травы, звери, рыбы, птицы?
Автор пишет, что совы "откликнулись". Это значит, они ответили из темноты.
Орёл "процедил" - это значит его не слышно, он высоко. (Дети зачитывают).
Учитель: Помогли ли обитатели нашей планеты ответить на вопрос? Они помогли Б.Заходеру, но ответы у всех разные.
Учитель: А почему у всех такие разные ответы? Могли все ответить одинаково?
Ответить нельзя одинаково.
Учитель: Почему? С чем это связано? У них разная среда обитания. (Живут в разных местах.)
Учитель: Какой можно из этого сделать вывод? Нам кажется, что это трудный вопрос, мы не можем на него ответить. Каждый по своему видит красоту.
Учитель: А кто вам помог сделать такой вывод? Борис Заходер.
Учитель: Найдите строки и прочитайте, как об этом написал автор.
(Дети читают последнюю строфу, делают вывод.)
Учитель: Сейчас ребята, вы поработаете самостоятельно в группе. Ваша задача попробовать инсценировать это стихотворение. Посовещавшись в группах, вам нужно определить, с какой интонацией надо читать реплики героев и какоие слова (последнюю строчку) нужно прочитать всем вместе. Обсудив эти вопросы, вы распределяете роли между собой, то есть, кто, что будет читать. На подготовку я даю вам 5 минут, а потом мы послушаем каждую группу.
- Итак, время вышло. Давайте же послушаем вашу инсценировки.
5. Выразительное чтение детьми.
Учитель: Для чего это стихотворение написал Б. Заходер?
Учитель: Вы же не знали "что красивей всего?" Мы раньше не задумывались над этим вопросом.
6. Связь литературы с реальной жизнью.
Учитель: А теперь вернёмся к началу нашего урока. На вопрос : что такое «красота»? - вы дали разные ответы. И герои Б.Заходера тоже ответили по-разному. Напомните мне, с чем это связано, от чего это зависит?
А если спросят нас жители других планет: «Что красивей всего для вас?»,- что вы им ответите? Наша планета Земля.
А если вас спросит президент другой страны: «Какая страна самая красивая?»
Наша страна – Россия. (слайд 33)
А если спросит вас губернатор Новосибирской области Травников Андрей Александрович: «Какое место в нашей области самое красивое?»,- что вы ему ответите? Наше родное село Новокозловское, п.Пензино . (слайд 34)
А теперь самый трудный вопрос : кто самый дорогой и самый красивый человек для вас на нашей планете?
Дети: Мама! (слайд 35)
7. Итог урока.
А вот теперь подведём итог нашей удивительной беседе.
- Кто из авторов задал нам такой трудный вопрос?
- Могут ли все жители нашей планеты одинаково на него ответить?
- А можно ли заменить одним словом все ответы?
- С этого вопроса начнём мы следующий урок. А дома вы подготовите выразительное чтение стихотворения Б.Заходера.
- Спасибо вам за урок. А я отвечу на этот вопрос так: вы самые красивые дети нашей школы.
8. Рефлексия.
Итак, ребята, какую цель мы ставили в начале урока?
А сейчас на экране появятся фразы, которые вам нужно будет дополнить. Выберите и продолжите любую фразу..
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
У меня прекрасное настроение. А у вас?
- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Ваша задача дома подготовить выразительное чтение стихотворений и нарисовать то, что красивее всего.
Карточка Сопоставить обитателей с их ответами: Дельфин Лес Павлин Небеса Кроты Море Волк Хвост Орёл Ночная темнота Назовите и запишите синонимы к слову красивей: __________________________________________________________________________________________________ |
Карточка Сопоставить обитателей с их ответами: Дельфин Лес Павлин Небеса Кроты Море Волк Хвост Орёл Ночная темнота Назовите и запишите синонимы к слову красивей: __________________________________________________________________________________________________ |
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления со стихотворением Б. Заходера; способствовать развитию навыков чтения, умения отвечать на вопросы по тексту. |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научатся: прогнозировать содержание раздела, планировать виды работы с текстом, читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова-антонимы. Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Личностные: развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Оборудование | аудиозапись песни Юрия Антонова «Живёт повсюду красота» презентация, индивидуальные карточки |