І. Постановка темы и учебной задачи урока - А сейчас давайте прочитаем стихи. Вы попробуете определить, о чем пойдет на уроке речь. Стихи читают заранее подготовленные ученики: 1ученик: Я теперь уже читаю, Цифры знаю, буквы знаю. 2 ученик (показывает на букву «Р»): Эту тоже? 1 ученик: Ну а как же?! Скажет каждый во дворе: Перед вами буква «рэ». БУКВА Р: Я - не «рэ», не «рэ», не «рэ», Хоть пишусь я во, «дворе», Ты найдешь меня в «горах», «Тундре», «речке», «берегах», Рокочу я громким громом И реву звериным ревом Вот тигриным, например. Мое имя - буква «эр»! 1 ученик: Извините, я не знал. 2 ученик: Но он правильно читал! -Какую ошибку сделал мальчик? - Как вы думаете, какая буква будет главная сегодня на уроке? (Буква «р».), - Мы повторим с вами всё о букве «р». - Что мы знаем о букве «р»? (Обозначает звуки р р', согласные, звонкие, непарные) Физминутка Встаньте, у кого в имени есть буква «Р». Встаньте, у кого в фамилии есть буква «Р». Давайте потренируемся произносить звук «р» Скороговорка: Проворонила ворона воронёнка. Отработаем темп и громкость чтения. Произнести сначала: медленно, с ускорением, быстро. Тихо, громко, шепотом. -О ком говорится в скороговорке? -Что сделала ворона? (проворонила воронёнка) - Что значит проворонила? (проглядела, упустила, прокараулила) -Что вы знаете о вороне? -А я знаю историю, как ворона научила мальчика произносить звук «р». - Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Как мальчик Женя учился говорить букву эр». - Назовите фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке и его произведение, используя запись на экране, и вы узнаете тему урока. (Слайд № ) В соответствии с темой сформулируйте цели урока. Используйте для этого запись. 1. Познакомиться с творчеством… 2. Учиться правильно, выразительно… 3. Отвечать на… II. Работа по теме урока 1. Рассказ учителя о жизни и творчестве Е.И. Чарушина (Слайд № ) Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября 1901 года г. Вятке (нынче Киров). Отец его, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Мать, Евгения Чарушина - садовод. Она любила все живое и эту любовь передала сыну. Евгений Чарушин рисовать начал очень рано. Он слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа зверей и птиц. С детства маленький мальчик Женя очень любил животных. В его доме водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. И эта любовь к животным помогла уже взрослому. Чарушину определиться в дальнейшей жизни. Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже Е. И. Чарушин писал рассказы о детях, о родной природе, о животных. Еще он умел играть на скрипке, писал стихи, вечно что-то изобретал. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я. Маршака. За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в городе Лейпциге. Рассказ, который мы сегодня будем читать – это его воспоминание из детства. 2. Первичное чтение текста. Читаю рассказ. А вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопросы. 3. Первичное восприятие рассказа. – О ком этот рассказ? – Что он не умел делать? - Чему же научился Женя: говорить букву «р» или произносить звук, который этой буквой обозначается? -Кто из вас заметил ошибку в заголовке? -Почему мальчик Женя обиделся на ребят? -Можно ли смеяться над детьми, которые не могут ещё произносить правильно некоторые звуки? - А как менялось настроение мальчика? - Кто помог ему произносить звук «р»? - Какие черты характера мальчика помогли научиться произносить звук «р»? (Упорность, настойчивость, целеустремленность, терпеливость). Физминутка (если услышите в слове звуки Р хлопаем в ладоши, а если нет, то руки вверх: дверь, дневник, рюкзак, ворона, учитель, парта, апельсин, ветер.) 4. Подготовка к чтению ( чтение трудных слов). - Подготовимся к чтению рассказа и прочитаем трудные слова. не-пра-виль-но вы-го-ва-ри-вать не-вы-со-кий по-лу-ча-ет-ся при-ле-те-ла рас-ка-ты-ва-ет-ся по-лу-чи-лось об-ра-до-вал-ся по-смот-ре-ла то-ро-пит-ся на-кло-ни-ла ра-ду-ет-ся при-щёлк-ну-ла вы-го-ва-ри-ва-ет-ся 5.Повторное чтение учащимися и анализ текста. – Какие слова предлагали сказать ребята Жени ? (Найдите в тексте) -А трудно ли Жени было научиться произносить звук «Р»? (Найдите это в тексте) -А какое настроение было у Жени, когда он научился, произносить звук «р»? Найдите в тексте эти слова. -Как бы вы озаглавили этот текст? («Трудная буква», «Обида», «Упорный Женя») -Чему учит нас рассказ? - В жизни придётся вам и выигрывать, и проигрывать. Но, главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в будущую победу! Теряйте на дороге мешки и утюги. Когда устанут ноги, теряйте башмаки. Теряйте и роняйте, не велика беда. Но только не теряйте надежды никогда. |