СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса на тему: Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный конспект разработан для учащихся 1 класса по литеретурному чтению

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению для 1 класса на тему: Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».»

52 дата: 11.01.19 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ) 1 «А» КЛАСС

Тема: Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Тип: Изучение нового материала

Задачи:

- создать условия для ознакомления учащихся с биографией Е.Чарушина, его произведением;

- содействовать совершению навыков чтения, развития устной речи учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- продолжить работу по формированию читатель-ских умений, анализировать художественное произведение;

- устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения;

- содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами;

- способствовать обогащению словаря учащихся.





Метапредметные:

- определять и формировать цель деятельности на уроке;

- учить принимать роль в учебном сотрудничест-ве; контролировать процесс и результаты деятельности;

- учить добывать информацию из иллюстраций, текста;

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь);

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;

- формулировать собственные мысли, высказы-вать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Межпредметные связи: физкультура, тема «Осанка».

Ресурсы урока: Азбука 2 часть (В.Г. Горецкий и др.), портрет Е.И. Чарушина,

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: «Доброе утро!». Всем доброе утро.

- Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!

Речевая разминка

- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции

Чистоговорки

Читаем медленно, теперь быстрее (хором)

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

Приветствуют учителя, друг друга.

Эмоционально настраиваются на урок.










Читают чистоговорки разным темпом хором.

Актуализация необходимых знаний

1. Отгадайте загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй ...
(Алфавит)

- Сколько букв в русском алфавите?

- А сколько гласных букв?

- А сколько согласных букв?

- Какие буквы не обозначают звуков?


2. Игра «Найди лишнюю букву» (в парах)

-У вас на партах лежат карточки, вам необходимо найти лишнюю букву в каждой строчке и объяснить ваш выбор. Работаем в парах.


1. а, в, и, е

2. э, я, у, ы 1ряд


3. х, ш, м, ц

4. р, н, з, щ 2 ряд


5. ё, д, ь, х

6. ф, п, ю, ч 3 ряд

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы учителя.














Работают в парах.

Аргументируют свой выбор.

Организация познавательной деятельности

І. Постановка темы и учебной задачи урока

- А сейчас давайте прочитаем стихи.
Вы попробуете определить, о чем пойдет на уроке речь.

Стихи читают заранее подготовленные ученики:

1ученик: Я теперь уже читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.


2 ученик (показывает на букву «Р»): Эту тоже?


1 ученик: Ну а как же?!

Скажет каждый во дворе:

Перед вами буква «рэ».


БУКВА Р: Я - не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во, «дворе»,

Ты найдешь меня в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах»,

Рокочу я громким громом

И реву звериным ревом

Вот тигриным, например.

Мое имя - буква «эр»!


1 ученик: Извините, я не знал.


2 ученик: Но он правильно читал!

-Какую ошибку сделал мальчик?

- Как вы думаете, какая буква будет главная сегодня на уроке? (Буква «р».), - Мы повторим с вами всё о букве «р».

- Что мы знаем о букве «р»? (Обозначает звуки р р', согласные, звонкие, непарные)


Физминутка


  • Встаньте, у кого в имени есть буква «Р».

  • Встаньте, у кого в фамилии есть буква «Р».

Давайте потренируемся произносить звук «р»

Скороговорка:

Проворонила ворона воронёнка.

Отработаем темп и громкость чтения. Произнести сначала: медленно, с ускорением, быстро. Тихо, громко, шепотом.

-О ком говорится в скороговорке?

-Что сделала ворона? (проворонила воронёнка)

- Что значит проворонила? (проглядела, упустила, прокараулила)

-Что вы знаете о вороне?

-А я знаю историю, как ворона научила мальчика произносить звук «р».

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Как мальчик Женя учился говорить букву эр».

- Назовите фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке и его произведение, используя запись на экране, и вы узнаете тему урока. (Слайд № )

В соответствии с темой сформулируйте цели урока.

Используйте для этого запись.

1. Познакомиться с творчеством…

2. Учиться правильно, выразительно…

3. Отвечать на…


II. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о жизни и творчестве Е.И. Чарушина (Слайд № )

Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября 1901 года г. Вятке (нынче Киров). Отец его, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Мать, Евгения Чарушина - садовод. Она любила все живое и эту любовь передала сыну.

Евгений Чарушин рисовать начал очень рано. Он слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа зверей и птиц.

С детства маленький мальчик Женя очень любил животных. В его доме водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. И эта любовь к животным помогла уже взрослому. Чарушину определиться в дальнейшей жизни. Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже Е. И. Чарушин писал рассказы о детях, о родной природе, о животных. Еще он умел играть на скрипке, писал стихи, вечно что-то изобретал. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я. Маршака. За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в городе Лейпциге.

Рассказ, который мы сегодня будем читать – это его воспоминание из детства.

2. Первичное чтение текста.

Читаю рассказ. А вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопросы.

3. Первичное восприятие рассказа.

– О ком этот рассказ?

– Что он не умел делать?

- Чему же научился Женя: говорить букву «р» или произносить звук, который этой буквой обозначается?

-Кто из вас заметил ошибку в заголовке?

-Почему мальчик Женя обиделся на ребят?

-Можно ли смеяться над детьми, которые не могут ещё произносить правильно некоторые звуки?

- А как менялось настроение мальчика?

- Кто помог ему произносить звук «р»?

- Какие черты характера мальчика помогли научиться произносить звук «р»? (Упорность, настойчивость, целеустремленность, терпеливость).


Физминутка (если услышите в слове звуки Р хлопаем в ладоши, а если нет, то руки вверх: дверь, дневник, рюкзак, ворона, учитель, парта, апельсин, ветер.)


4. Подготовка к чтению ( чтение трудных слов).

- Подготовимся к чтению рассказа и прочитаем трудные слова.

не-пра-виль-но вы-го-ва-ри-вать

не-вы-со-кий по-лу-ча-ет-ся

при-ле-те-ла рас-ка-ты-ва-ет-ся

по-лу-чи-лось об-ра-до-вал-ся

по-смот-ре-ла то-ро-пит-ся

на-кло-ни-ла ра-ду-ет-ся

при-щёлк-ну-ла вы-го-ва-ри-ва-ет-ся


5.Повторное чтение учащимися и анализ текста.

– Какие слова предлагали сказать ребята Жени ? (Найдите в тексте)

-А трудно ли Жени было научиться произносить звук «Р»? (Найдите это в тексте)

-А какое настроение было у Жени, когда он научился, произносить звук «р»? Найдите в тексте эти слова.

-Как бы вы озаглавили этот текст? («Трудная буква», «Обида», «Упорный Женя»)

-Чему учит нас рассказ?

  • Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься!

- В жизни придётся вам и выигрывать, и проигрывать. Но, главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в будущую победу!

Теряйте на дороге мешки и утюги.

Когда устанут ноги, теряйте башмаки.

Теряйте и роняйте, не велика беда.

Но только не теряйте надежды никогда.



Дети смотрят выступление одноклассников; отвечая на вопрос учителя, пытаются сформулировать тему урока и цели.



Дети смотрят выступление одноклассников; отвечая на вопрос учителя, пытаются сформулировать тему урока и цели.























































Слушают рассказ учителя о писателе.






















Первичное восприятие текста учениками.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы.















Осуществляют профилактику переутомления.




Читают трудные слова.


Читают рассказ «цепочкой».

Отвечают на вопросы, используя выборочное чтение.


Придумывают свой заголовок к тексту.


Работают в парах

Рефлексия

Подводят итог урока.

Оценивают свою работу.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!