СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему: К. Чуковский "Федотка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему: К. Чуковский "Федотка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению для 2 класса на тему: К. Чуковский "Федотка"»

УМК «Школа России»

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тема: К. Чуковский «Федотка»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений навыков на примере стихотворения К. И. Чуковского, формировать навыки грамотного читателя, развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения.

Задачи формирования УУД.

Личностные:

- приобщаться к русской культуре;

- развивать эстетические чувства и эстетический вкус;

- развивать эмпатию.

Регулятивные:

– ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу;

– оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

– ориентироваться в тексте произведения;

– анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера;

– анализировать произведение для определения эмоционального состояния лирического героя;

– анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности;

– показать детям примеры, когда нам смешно из – за отсутствия всяких логических связей, из – за путаницы и недопонимания, и, не проводя еще никакого обобщения, заставить их задуматься над секретом «смешного»;

– синтезировать прочитанное.

Коммуникативные:

– вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

– аргументировать высказывания.

Планируемые результаты:

Знать: текст произведения.

Уметь: определять эмоциональный характер произведения, мотивацию персонажей, прогнозировать характер текста

(прием антиципации). Иллюстрировать (словесно) прочитанное, выполнять навыки элементарного анализа произведения, определять эмоциональный характер произведения, мотивацию персонажей, прогнозировать характер текста (прием антиципации). Иллюстрировать (словесно) прочитанное, выполнять навыки элементарного анализа произведения, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник 2 класс, 2 часть, Климанова Л.Ф, аудиозапись произведения, выставка книг.






Ход урока:

Этапы урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой на урок.


1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Страницы новой главы открываем.

Что ожидает нас - пока не знаем.

А здесь встречают нас друзья.

Откроем книгу (показываю на книгу) – медлить нам нельзя.

Урок литературы начинаем

И встречу с новой главой ожидаем!

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

II. Речевая и дыхательная разминка.


  1. Упражнение на дыхание, голос, дикцию.






  1. Работа со скороговоркой.



- В начале урока проведём дыхательную гимнастику. Посмотрите, как упражнение выполню я.

1. Представьте, что перед  вами свеча огромного размера с большим пламенем. Его надо погасить. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание, потом дуньте «на свечу».

2. Сесть прямо, не сгибая спины. Плечи развернуты, голова слегка приподнята. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки: [М-М-М-М; Л-Л-Л-Л; Н-Н-Н-Н].

3. Все вместе громко, четко, разделяя каждый звук, произнесите несколько раз такие звуки: [И], [А], [О], [У], [Ы].


Поработаем со скороговоркой. Послушайте, как её прочитаю я:
У Сашки в кармашке

Шишки да шашки.


Теперь прочитаем хором, отчетливо произнося каждое слово.

- Какие звуки повторяются чаще всего?

-Прочитаем скороговорку медленно.

- Прочитаем быстро.

-Еще быстрее.

Выполняют разминку.








Выполняют упражнения так, как сказал учитель.





[Ш, К, А]

III.Актуализация знаний и проверка домашнего задания.






IV.Самоопределение (мотивация) к деятельности. Целеполагание.


- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Кто автор стихотворения?

- Проверим, как вы подготовили выразительное чтение (читают 3-4 ученика).

- Ребята, какое открытие вы для себя сделали, прочитав стихотворение Юрия Коринца?

- Ребята, можно ли услышать тишину?


- Посмотрите на экран. Рассмотрите, что делают дети.

- Почему они смеются?

- Когда человеку бывает смешно?


- Ребята, прочитайте, что такое смех?

- Опираясь на словарь Сергея Ожегова, можно сказать, что смех - это одна из реакций человека на юмор.

- Что вызывает у Вас смех?

- Вспомните случаи из своей жизни, когда вам было очень смешно.

- Какие чувства вы испытывали в этот момент?

- Сегодня мы начинаем изучать новую главу. Откройте учебник на с. 138 и прочитайте, как называется эта глава.


- Как вы думаете, о чем будут произведения этого раздела?

- На какой вопрос мы будем пытаться ответить?

- Для чего нужно читать весёлые произведения?

- Прочитайте тему урока.

- Какую учебную задачу вы поставите перед собой?

-Как вы думаете, почему именно с малышами чаще всего случаются разные смешные истории?


- Про одного такого мальчика, дошкольника, нам поведал детский писатель Корней Иванович Чуковский (указываю на портрет на доске).

- «Тишина»


- Юрий Коринец.



- Она разговаривает тихими, едва различимыми звуками, которые требуют, чтобы к ним прислушивались.


- Читают книгу.


- Потому что им смешно.

- Когда рассказывают весёлые истории и т.д.



- Рассказывают случаи из жизни.


«ПОЧЕМУ НАМ БЫВАЕТ СМЕШНО»




- К.И. Чуковский. «Федотка».

- Потому что они маленькие, их слова и действия всегда смешные.


V. Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока.





  1. Слово об авторе















  1. Работа по выставке книг.






  1. Викторина по произведениям К. Чуковского.










































4. Игра «Узнай сказку».



- Посмотрите на портрет К.И. Чуковского. Что о человеке может сказать его портрет?

-Корней Иванович Чуковский был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щёточки усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно лёгкая походка.

- Сейчас послушаете биографию поэта, потом спрошу, что запомнили о нём.

Корней Иванович Чуковский - русский писатель.

Родился 19 марта в 1882 в Петербурге. Его настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Учился в одесской гимназии, из пятого класса был исключен, когда по специальному указу царя учебные заведения «освобождали» от детей «низкого» происхождения. С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, изучал самостоятельно английский и французский языки. Целый год жил в Англии, изучал английскую литературу. В 1916 по приглашению Горького Чуковский стал руководить детским отделением издательства «Парус» и начинает писать для детей: стихотворные сказки «Крокодил», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит» и др. К. Чуковского не стало 28 октября 1968 года.

- Итак, что вы узнали о К. Чуковском?


- Посмотрите на нашу выставку книг. Здесь представлены такие книги, как: «Мойдодыр», «Муха - цокотуха», «Айболит» и др.

-Как можно назвать все эти книги?

- Какая сказка вам нравится больше всего? Поясните.



- Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. Попробуйте их разгадать.

1. Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня.

А вода тверда.

Словно каменная. (слайд 4)

2. Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (слайд 5)

3. Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! – Что это? (слайд 6)

4. Лежу у вас я под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесете меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (слайд 6)

- Что можно сказать о Корнее Ивановиче?

- Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так:

Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил.

Он по улице ходил.

- Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский ее уже забыл, а сынишка запомнил её слово в слово. Так родилась первая сказка под названием «Крокодил».

- А вот другой случай:

Однажды, работая в кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, потому что не хотела умываться. Тогда папа подошёл, взял её на руки и совершенно неожиданно сказал:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистом

Стыд и срам, стыд и срам!». Так Корней Чуковский стал сказочником.

- Строчки из какой сказки вы услышали?

- Что интересного узнали о Корнее Ивановиче Чуковском?

- Оказывается, героем многих книг Чуковского является Крокодил. Я прочитаю вам отрывки из сказок, а вы попробуйте их угадать.

1)- А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

«Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши

И мне, и жене, и Тотоше»

2) – Повернулся, улыбнулся,

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея,

Словно муху проглотил.

- Сказку Бармалей Чуковский сочинил тоже случайно: бродя по городу, он встретил улицу со странным названием «Бармалеева» и стал думать над этим названием, но никак не мог понять, почему она так называется. А потом в голову пришла мысль, что Бармалей – это злой разбойник, который жил в Африке, страшный и ужасный.

3) А в большой реке Крокодил лежит.

И в зубах его не огонь горит –

Солнце красное.

- Ребята, что сочинял К. И. Чуковский?

- Он красивый, жизнерадостный, добрый









Слушают биографию.

























Сказки.







- Коньки.



- Расчёска.


- Крапива.




- Ковер.







Был трудолюбивым человеком.












- «Мойдодыр».









- «Телефон».



- «Бармалей».











- «Краденое солнце».

- Детские произведения: сказки в стихах, стихотворения,загадки,…

Физкультурная минутка


А сейчас все по порядку встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их, оглянулись:

Через право плечо, через левое - еще.

Дружно присели, пяточки задели.

Выполняют физминутку.

  1. Работа над текстом:

а) первичное чтение;


б) эмоционально – оценочная беседа;


в) вторичное чтение.



Лексическая работа.




г) аналитическая беседа;




- Прочитайте название произведения, предположите, к какому жанру относится?


- Как оно называется?

- Послушайте внимательно стихотворение в исполнении артиста (аудиозапись).


- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

- Почему улыбнулись, когда слушали это произведение?



- Прочитайте самостоятельно это стихотворение, отмечайте карандашом слова, значения которых вам непонятно.

- Какие слова были непонятны?

- Объясните значение слова «сиротка».

В толковом словаре слово «СИРОТКА» - это ребенок, у которого нет обоих родителей.

- Прочитаем вслух стихотворение (2-3 ученика).


–Почему плачет Федотка?
– Можно ли действительно назвать его несчастным?
– Как можно назвать это произведение?
– Для чего придумывают дразнилки?
– Чему учит нас это стихотворение?

-Что необычного в этом стихотворении?



Стихотворение «Федотка».











Сиротка.











VI. Первичное

закрепление















VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

закрепление




-Чтобы показать, в чем секрет смешного, некоторые слова и строчки выделены разным цветом. Давайте попробуем разгадать этот секрет.

 Перечитайте часть, выделенную синим цветом. Какие чувства у вас появляются после их прочтения? Выделяйте голосом необходимые слова. 

-Перечитайте часть, выделенную желтым цветом. О чем эти строки?

- Почему нельзя назвать Федотку сиротой?

- Вам удалось разгадать секрет «смешного»?

- Смех вызывает то, что в первой части говорится о причине слез мальчика, а вторая часть эти причины полностью уничтожает.





-Прочитайте стихотворение очень внимательно, постарайтесь запомнить.

- Сейчас я вам буду зачитывать первые слова стихотворения, а вы должны будете продолжать его:

Бедный Федотка - …сиротка.

Плачет несчастный …Федотка:

Нет у него …никого,

Кто пожалел бы… его.

Только мама, да дядя, да… тётка,

Только папа да дедушка… с бабушкой.

- Прочитайте стихотворение ещё раз, проверьте, правильно ли вы продолжили строчки произведения.

Работа в паре.

-Прочитайте стихотворение со своим товарищем, подумайте, почему произведение называется «Федотка»?

Проверка.

- Итак, почему произведение называется «Федотка»?



- А теперь я вам предлагаю послушать стихотворение в исполнении артиста ещё раз. Подготовьтесь прочитать это стихотворение выразительно.


- А теперь вы попробуете прочитать стихотворение выразительно. (3-5 человек читают).



Детская дразнилка.

Мальчик просто хочет внимания своей семьи, возможно ,на него не обращают внимания, поэтому он решил поплакать, чтобы его пожалели. Мальчик не понимал смысла слова “сиротка”, потому что еще маленький.




Читают стихотворение.

Представляю картинки.




VIII. Рефлексия деятельности. Итог урока.



- С произведением какого автора мы сегодня познакомились?

- Как называется стихотворение?

- Как вы думаете, что могло происходить в жизни поэта, когда он писал это стихотворение?

-Какова была учебная задача нашего урока?

- Выполнили мы эту задачу? Поясните.

- Итак, ребята, наш урок подошел к концу.

Оцените свои знания, кто считает, что у него все получилось, нарисуйте веселый смайлик, а у кого были затруднения – грустный.


IX. Инструктаж домашнего задания.

X. Анализ активности учащихся.


Читать выразительно стихотворение «Федотка» К.И. Чуковского.

-Сегодня на уроке хорошо работали…

(Оценка «5» ставится, если чтение было хорошим, без ошибок, ученик отвечал на вопросы.

Оценка «4» ставится, если ученик читал хорошо, но допустил несколько ошибок, но хорошо отвечал на вопросы по тексту.

Оценка «3» ставится, если ученик читал, допуская много ошибок, не всегда правильно отвечал на вопросы).

- Молодцы, ребята. Мне очень понравилось с вами работать. На этом урок окончен, всем спасибо за внимание.



Выставление оценок



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!