Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Червонновская средняя школа»
Конспект урока
по литературному чтению
во 2-А классе
«Из детских журналов»
Подготовила: Михеева В.И.
учитель начальных классов
2019-2020 уч.г.
Класс: 2-А
УМК «Школа России»
Тема: Из детских журналов.
Дата: 09.12.19г.
Цели урока: познакомить обучающихся с детскими журналами.
Задачи:
1.Образовательные:
-усвоение понятий: периодическая печать, журнал, обложка, рубрика,
-формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать
2.Развивающие:
-Научить ориентироваться на страницах журналов и находить нужную информацию.
- Сравнивать журнал и книгу.
-Оценивать результаты своей деятельности.
3.Воспитательные:
-Создать благоприятный психологический климат в классе, с помощью активных заданий, физкультминутки .
-воспитания любви к чтению
- развитие умения коммуникативного общения
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: должны уметь прогнозировать содержание раздела, познакомятся с детскими журналами; навык выразительного осознанного чтения; интерес к чтению; планировать работу на уроке, придумывать свои вопросы по содержанию;
Метапредметные:
- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
- высказывание своего мнения о прочитанном произведении , поиск необходимой информации в учебной литературе, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.
– ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре.
– осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению
Основное содержание темы, понятия и термины : журнал, обложка, рубрика, периодическая печать
Образовательные ресурсы: учебник, детские журналы, альбомные листы и цв. карандаши.
Ход урока.
1.Организационный момент.
С добрым утром. Подровнялись, подтянулись и друг другу улыбнулись
Девиз урока: На уроке не зевать, А работать и читать (1 мин.)
2.Речевая разминка. От топота копыт Два щенка щека к щеке
Три черных котенка Пыль по полю летит Щиплют щетку в уголке
У Темки – кротенка
Стащили три тонких
Картонки в потемках
-Прочитайте скороговорки медленно, с ускорением, восхищением, с грустью.
3. Актуализация знаний.
-К какому разделу вы бы отнесли эти стихотворения ( « О братьях наших меньших»)
- Изучая этот раздел , произведения каких авторов вы читали?(Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Берестов, М. Пришвин, Е. Чарушин, Б. Жидков, В. Бианки)
-Где можно найти материал к уроку? ( в книгах, энциклопедиях, журналах)
- Сегодня мы открываем новый раздел учебника.
4. Мотивация
5.Постановки темы и цели урока.
-Ребята, но сначала послушайте стихотворение.
Где стихи о мамах пишут?
Где стихи про Новый год?
Где кроссворды дети ищут?
Кто умнее стать помог?
Угадайте – ка, ребята,
Я вам сделаю подсказку:
Там печатаются сказки.
И рассказы и загадки.
Ну, что, ребята, угадали?
Как чудо называется?
-Что это за чудо?
Не книга, не газета
Страницами шуршал,
Читателям секреты
Рассказывал…( журнал)
-Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Из детских журналов)
-Какие цели и задачи мы поставим на уроке?( познакомиться с детскими журналами,
усвоить понятия: периодическая печать, журнал, обложка, рубрика, научиться ориентироваться на страницах журналов и находить нужную информацию.
- Сравнивать журнал и книгу.)
«Рассыпанные слоги».
В журналах
Надо составить слова
На доске слоги - МУР, КАР, ЗИЛ, КИ, СЕ, ВЕ, КА, ЛЫ, ТИН, Е.
- Зачем нам эти слоги? МУРЗИЛКА, ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ. (Дети составляют у доски).
- Что обозначают эти слова? (Названия журналов).
- Для кого предназначены эти журналы? (Для детей).
- А зачем детям нужны журналы? (Чтобы больше знать, лучше учиться, читать новые рассказы, сказки, узнавать новые игры).
- Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Будем рассматривать журналы).
- Чему будем учиться? (Работать с журналами)
6.Открытие новых знаний.
( Работа в парах)
-У нас на выставке лежат печатные издания. Распределите их на 2 группы
-Почему вы их так распределили?
-А чем книга отличается от журнала?
Знакомство с понятием «журнал». Отличие книги и журнала
Журнал является периодическим изданием ( периодическое издание означает, что журналы выходят периодически, например, он выходит 1 раз в неделю, 1 раз в месяц,1 раз в квартал(это 3 месяца) или раз в год, каждый раз с новым содержанием, сохраняя при этом свое название) Слово «журнал» пришло к нам из французкого языка, в переводе означает « дневник», « газета». Журналы, как и книги, могут быть научными, публицистическими, справочными, литературными. ( сообщение подготовленного ученика)
Книга – это печатное издание, содержащее информацию научного, справочного или художественного содержания. Книжные страницы сшиты особым способом и заключены в переплет – мягкую или твердую обложку, на которой указывается
название книги и ее автор. ( сообщение подготовленного ученика)
– Ребята, в далеком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Сказано- сделано: написаны рассказы, стихи, нарисованы картинки. Но названия у журнала пока нет. Думали, спорили, гадали. И кому-то вспомнились популярные книжки о веселых приключениях маленьких, лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка. Он веселый, находчивый, любознательный, иногда озорной- одним словом, ровесник своих читателей. Дети полюбили его, стали доверять ему свои тайны, ждут от него совета. Они верят в то что существует добрый Мурзилка. Этому журналу уже 95 лет. Несмотря на свой возраст, журнал с каждым годом становится красочнее и интереснее по содержанию. В журнале имеются рубрики, которые наполнены интересным материалом.
-В 1956 году был открыт журнал « Веселые картинки». Это детский юмористический журнал.( ему 63 года) В нем вы найдете сказки, забавные приключения, загадки, игры. Главными героями стали маленькие веселые человечки- Незнайка, Чиполлино, Буратино. Однако их оказалось маловато, и решено было придумать еще двоих. Так на свет появились Карандаш- художник с волшебным карандашом вместо носа: все что он нарисует, в ту же минуту оживает, и Самоделкин, у которого вместо носа винтик, ручки- ножки- пружинки, сам он весь железненький и за одну секунду может все что угодно починить.
-Вы поняли, что каждый журнал имеет свое лицо, свои рубрики, своего хозяина. В «Мурзилке»- это Мурзилка; в « Веселых картинках»- Карандаш Самоделкин; в « Колобке»- Колобок; в « Трамвае»- трамвай.
-Давайте рассмотрим журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки» и определим, какие рубрики в них есть.
(На доске: РУБРИКА –это…)
(Рассказы, сказки, стихи, шутки, комиксы, веселые задачи, сделай сам, учимся читать, клуб знатоков).
- Чем похожи эти журналы? (Они предназначены для детей, в них одинаковые рубрики, герои - сказочные существа).
- Чем они отличаются? («Веселые картинки» - юмористический журнал)
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
7.Обобщение и систематизация знаний.
-Какие детские журналы вы знаете и любите читать?
( Учащиеся рассказывают)
Работа по учебнику стр.158.Чтение детьми авторского текста.
-Какие журналы здесь названы? ( « Веселые картинки», « Мурзилка», « Колобок и два жирафа»,
-Что в них можно найти?( веселые картинки, забавные стихи, рассказы и занимательные игры)
-Какие журналы читали ваши прабабушки и прадедушки?( « Чиж» и « Еж»)
-Какие детские писатели печатали в этих журналах свои произведения?( Даниил Хармс, Юрий Владимиров, Александр Введенский)
- Ребята, посмотрите , у вас на столах лежит листочек из стихотворениями ? –Прочитайте, кто автор стихотворений ?(Якова Аким« Яблоко» и Эдуард Успенский «Все в порядке»). – Прочитайте названия стихотворений? - Рассмотрите иллюстрации к произведениям. – Как вы думаете каким будет содержание стихотворений? – Проверим ваши предположения. Прочитаем тексты. –Какие чувства вы испытывали при чтении?- А вы знаете, где я взяла эти стихотворения?( В журнале « Веселые картинки» выпуск 11 ноября 1987 года –прошло 32 года как этот номер выпустили))
– Какие журналы вам приходилось держать в руках?
– Чем они вам нравятся?
– Какие разделы вы особенно любите читать?
-Сегодня для вас приготовлена интерактивная выставка детских журналов(« Веселые картинки» , « Познайка», « Филипок», «Крымушка», « Ухтышка», « Детский мир»
8.Групповая работа
- А сейчас распределимся на группы и заполним таблицы, используя журналы.( 1группа-« Веселые картинки», 2 группа- « Познайка», 3 группа- « Крымушка», 4 группа- « Филипок»
Выступление групп.- что у вас получилось? – Зачитайте.
9.Проверка усвоения материала.
Ролевая игра. Издательский дом (развитие речи учащихся)
- Давайте попробуем сами стать редакторами собственного журнала и нарисуем обложку и придумаем название.
Групповая работа.
Кто-то художник (он рисует обложку), кто-то Выпускающий редактор (Определяет тему своего номера, составляет план текущего номера), Автор (маленькую заметку, статью) письменно или устно. Дизайнер шрифта
9.Презентация детских работ
10.Рефлексия.
Итог:
-Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока.
-Все ли удалось нам их реализовать.
-На следующих уроках мы продолжим работу по знакомству с детскими журналами
- Понравилось ли вам?
- Какое настроение у вас?
«Светофор»
-Ребята, покажите зеленый кружок, если урок прошел хорошо, и вам все понятно
Желтый- если некоторые задания на уроке вызвали затруднения
Красный- если задания были трудные, многое не поняли.
Домашнее задание.
Дифференцированное домашнее задание
1. Придумать свои шуточные вопросы как на стр. 159.
2.Придумать название и нарисовать обложку своего журнала (если не успели в классе)
3. Рассказать о любимом журнале.