СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению"Л.Н. Толстой Акула" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа 21 века

Просмотр содержимого документа
«АКУЛА текст»

АКУЛА

(Рассказ)


Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»— и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Просмотр содержимого документа
«Акула сообщение »

Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.

Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание по выбору»



Домашнее задание по выбору: 
Выразительное чтение произведения

Творческий пересказ от лица мальчика;
Составить план рассказа
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.






























парус (картинка) – укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из плотной ткани.



палуба (картинка) – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.



якорь (картинка) – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на мели.



фитиль – шнурок для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.



хобот пушки – дуло



артиллерист – военнослужащий огнестрельного орудия (пушки, миномета)



Просмотр содержимого документа
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Конспект урока

по литературному чтению

в 4 классе по теме:

Л.Н.Толстой «Акула»


Тип урока: урок усвоения новых знаний



Учитель: С.А.Громова


д. Перенка

2014-2015г.







Тема

Л.Н.Толстой «Акула»


Цели


Обучающие:

  • познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Акула»;

  • пробудить познавательную активность;

  • работать над осознанностью чтения, развитием читательских умений

Развивающие:

  • развивать воссоздающее и творческое воображение.

  • воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев

Воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение друг к другу

Планируемый результат

Личностные УУД:
Обучающийся получит возможность научиться:

пониманию нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; основам эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
строить устное высказывание с учётом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение, выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге;


Ресурсы:

- основные


- дополнительные

Учебник:

  • Л.А.Ефросинина М.И.Оморокова Литературное чтение: 4класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 - М.: Вентана-Граф, 2013.

Рабочая тетрадь:

  • Л.А.Ефросинина Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №2; для учащихся общеобразовательных организаций; - М.: Вентана-Граф, 2014

- презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, парная работа, групповая работа

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;


Доброе утро людям и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Чтобы многое узнать,

Надо думать, рассуждать,

И внимательным быть,

И старательным быть,

И тогда уж точно каждый,

Знания свои покажет

Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. – Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам. А теперь не отвлекаемся, начинаем работать.














Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем (Коммуникативные УУД).

;


II. Актуализация знаний.

Цели:

- организовать проверку знаний по изученным темам


На уроке разговор свой поведем

О прекрасном человеке.

Жил он в 19 веке

Знают это имя в мире,

Не молчала его лира.

Он писал, мечтал, учил.

В крымский он поход ходил.

Был и косарь он и пахарь

И ученый он, и знахарь.

За работу брался смело,

Создавал, творил умело.

Очень Родину любил,

И о детях не забыл.

Школы он в селе открыл.

Детей грамоте учил

И велик он, и простой,

Имя его…

-О ком идёт речь?

Что вы ещё знаете об этом писателе?

Прием «Корзина идей».

(Учитель вынимает из коробки напечатанные цифры и слова, а дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю).

5 , 22, 82, Спорт, Азбука, Ясная поляна.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших классиков русской литературы – Льва Николаевича Толстого.

-В его произведениях прослеживалась любовь к Родине, к её народу, традициям, желание сделать свою страну ещё прекрасней. Всю свою жизнь Толстой нёс людям добро. Так в Ясной поляне он устроил школу для бедных крестьянских детей. Сам для них написал Азбуку, другие книги. В этих книгах было много рассказов, басен, сказок. С многими его произведениями вы уже познакомились.

Вспомните их. Вам поможет рабочая тетрадь. Откройте стр 4и выполните задании №1,№2 (работа по парам)

взаимопроверка слайд 3




Самооценка деятельности




Дети высказывают свои предположения

(Л.Н.Толстой)






Дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю










Дети работают с рабочей тетрадью

Знать биографию Л.Н.Толстого, его произведения

5 – В семье Л.Н. Толстого было 5 детей.


22 - в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть.


82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года.


Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.


Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.


Ясная поляна-место жительства Л.Толстого




Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе (Коммуникативные УУД).


Учитывать другое мнение, выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге


(Коммуникативные УУД).

III. Подготовка к первичному восприятию текста

(5 мин)


Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися



































- проверить умение работать с информацией;


Иногда, читая о других людях и их судьбах, многому учишься и на многое по-другому начинаешь смотреть. Сегодня мы прочитаем именно такой произведение. Произведение, которое поможет нам задуматься. А ведь это и есть истинный смысл чтения – задумываться.

Узнать название произведение вам поможет моя загадка:

В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые, как нож,
Лучше ты её не трожь!

– Это… (Акула)

Это слово с ненависть произносят моряки и рыбаки. Акула – это хищник. Они рвут сети, распугивают и уничтожают рыбу, нападают на людей.

-Что знаете об этих животных?

сообщение

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Дети, давайте поставим цели нашего урока.

Прием «Предположение».

-Как вы думаете, кто является главным действующим героем этого произведения?

- Что может произойти в произведении с таким названием?

Вместе с героями мы с вами сделаем остановку на материке Африка.?слайд4

- Что такое материк?

Чтобы лучше понять содержание давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи.

Проведём словарную работу.

1 группа- работает со словарём

( найти значение слова якорь)

2 группа с карточками ( сопоставить картинку и значение слова)

(самооценка)

- А теперь внимательно послушайте произведение и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите, ответьте после на вопрос:

«Что случилось в море?»




Дети высказывают свои предположения

С помощью учителя формулируют тему урока: «Л.Н.Толстой Акула»

С помощью учителя ставят цель урока.



сообщение









Дети высказывают свои предположения





Дети работают с разными источниками информации

(учебник, энциклопедия, карточки)

работа в группах























Знать, какая акула самая опасная




















Знать значение слов

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

















Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе (Коммуникативные УУД).

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


IV. Первичное восприятие текста.

Прием «Чтение с остановками»

Чтение первой части

(чтение подготовленным учеником)


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

III. Проверка качества первичного восприятия произведения

(5мин)

Цели:

- организовать обсуждение рассказа


- организовать выполнение самопроверки, самооценки.


Вопросы после чтения первой части

-Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца?

-Как вы понимаете смысл словосочетания «бочонок над якорем»

-Кем приходится старый артиллерист одному из мальчиков?

- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море?


Перечитайте первый абзац.

- Почему он пишет, вздумали, а не решили?

- Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист?



Стало душно


поплавком


отцом


Показывает на необдуманность поступков


Старый артиллерист любуется мальчиком, ему нравится, что его сын такой ловкий, шустрый, подвижный, как ящерица, ему нравится, что он хорошо плавает


Дети высказывают свое мнение


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).






Приём «Дерево предсказаний»

Групповая работа. (На столах карточки с заданием).

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

1.Что будет дальше?

2.Чем закончится текст?

3.Как могут развиваться события?

Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «Дереву предсказаний».

-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).

-У кого другой вариант?

Чтение второй части ( подготовленным учеником.)

-Как ( каким словом) автор передаёт неожиданность, внезапность появления акулы?

- А теперь что испытывает артиллерист?

- Когда матросы и артиллерист увидели акулу, что бы вы предложили им сделать?

Давайте узнаем, что же произошло дальше?

Чтение третьей части (подготовленным учеником)

- Что сделали мальчики, когда увидели акулу?

- В каком состоянии человек пронзительно кричит? Расскажите.

-Найдите и зачитайте слова, которые показывают, как действуют матросы

- Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами находится далеко от мальчиков. Что вы предложите сделать в этой ситуации?

- Что может сделать артиллерист?

- Давайте узнаем, что произошло дальше.

Чтение четвертой части учителем.

- Стало ли сразу ясно помог ли артиллерист мальчикам.

Зачитайте.

-Почему упал и закрыл лицо руками артиллерист? Что он чувствовал?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какому она эпизоду?


После чтения рассказа.

Мозговой штурм.


-Совпали ли предположения?

- Какого жанра это произведение?

- Что поразило?

-Расскажите, что переживали во время чтения?




Мальчиков спасут, всё будет хорошо, дети погибнут










Вдруг



Артиллерист находится в шоке, это высшая степень страха и ужаса

Развернуть корабль на акулу, спустить лодку, поплыть артиллеристу самому за мальчиками



Они пронзительно закричали


Он испытывает страх, у него паника

Быстро неслись

Мальчикам повернуть назад и плыть к лодке.


Давать команды матросам

Он испугался, что убил своего сына





Совпали

художественный

Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится.


Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.







Уметь отвечать на поставленные вопросы.

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Физкультминутка


К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас.

Одной, другой, это – кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин,

Плыли вдоль и поперек

И вернулись на урок.




IV.Вторичное восприятия произведения (5 мин)

Цель:


Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением, перекрёстными вопросами.


Работа над сюжетом произведения. Восстановление последовательности событий  рассказа.
Учитель: Давайте восстановим последовательность событий в рассказе. (работа в парах – на карточках)
1.Купальня в парусе.
2.Мальчики в открытом море.
3.Появление акулы.
4.Выстрел.
5.Дети спасены.слайд 5
Работа по композиции рассказа.
Учитель: Вспомните композицию литературного произведения.


-Расскажите о  завязке сюжета?

(эпизод, с которого начинается развитие действия.)


-Как дальше развивались события?













-Кульминация рассказа?

(самый важный, напряженный момент в произведении)

-Какова развязка сюжета?

(эпизод, завершающий развитие действия.)









Дети работают в парах















«Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул: «Акула!»

Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков; они её заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке.

Выстрел из пушки


Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль).









Уметь работать в парах, распределять обязанности.






Знать композицию рассказа




Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Строить устное высказывание с учётом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.(Познавательные УУД)






Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Вот и подошёл к концу наш урок, ребята.

Вывод:

-Почему так озаглавлен текст?

- Так кто же главный герой этого рассказа?

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением? – Чему нас научила история, описанная в рассказе?

(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение ,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)

Работа с пословицами – выводами:

– Об этом говорят многие народные пословицы. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев.

Выдать пословицы для работы в группах. Повесить пословицы на доску, можно записать на 4 строку.

Повесить на доску собранные пословицы:

Отвага-половина спасенья.

Смелому всегда удача.

Берегись бед, пока их нет.

Не зная броду, не суйся в воду.

- Я думаю, что у каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает что делать дальше. Если в вашей жизни тоже встретится такой момент, я советую вам быть в этот момент смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение.

Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кораблик с незакрашенным парусом. Закрасьте парус.

Зелёным цветом, если вы работали на 5;

Жёлтым – 4; Красным – 3.

-Я с вами вполне согласна. Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы, ребята! Спасибо вам!

Со Львом Николаевичем толстым

Мы никогда не загрустим,

Он, как живой, он с нами рядом,

Он одобряет теплым взглядом.

Он речи мудро так ведет-

Словами к сердцу путь найдет.

Он в трудный час опорой станет

Учить добру нас не устанет.

И не устанем мы читать,

Труды Толстого изучать.

Д/з

прочитать рассказ, составить план, по желанию проиллюстрировать части плана





Дети высказывают свои мнение



















Дети работают в парах



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).



Сообщение.

Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой



Просмотр содержимого документа
«На уроке разговор свой поведем»

На уроке разговор свой поведем

О прекрасном человеке.

Жил он в 19 веке

Знают это имя в мире,

Не молчала его лира.

Он писал, мечтал, учил.

В крымский он поход ходил.

Был и косарь он и пахарь

И ученый он, и знахарь.

За работу брался смело,

Создавал, творил умело.

Очень Родину любил,

И о детях не забыл.

Школы он в селе открыл.

Детей грамоте учил

И велик он, и простой,

Имя его…

_________________________________________________________________________


Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Чтобы многое узнать,

Надо думать, рассуждать,

И внимательным быть,

И старательным быть,

И тогда уж точно каждый,

Знания свои покажет


Просмотр содержимого презентации
«pero5»

МБОУ Перенская средняя школа  Урок литературного чтения в 4 классе по теме: учитель начальных классов С.А. Громова д. Перенка 2015г

МБОУ Перенская средняя школа

Урок литературного чтения в 4 классе по теме:

учитель начальных классов

С.А. Громова

д. Перенка

2015г

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой

Произведения Л.Н. Толстого Филипок Лебеди  рассказ Лев и собачка Лучше всех сказка Два брата Белка и волк басня Страшный зверь былина Как боролся русский богатырь

Произведения Л.Н. Толстого

Филипок

Лебеди

рассказ

Лев и собачка

Лучше всех

сказка

Два брата

Белка и волк

басня

Страшный зверь

былина

Как боролся русский богатырь

Африка

Африка

Последовательность событий в рассказе  5 . Дети спасены.  2 . Мальчики в открытом море.  4. Выстрел.  1. Купание в парусе.  3. Появление акулы.

Последовательность событий в рассказе

5 . Дети спасены.

2 . Мальчики в открытом море.

4. Выстрел.

1. Купание в парусе.

3. Появление акулы.

Интернет – ресурсы:

Интернет – ресурсы:

  • источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
  • http://bibltat.ru/sites/default/files/ESCRITOR-FOTOGRAFIA-ESCENARIO-POLYANA-CONSIDERADO_CLAIMA20101119_0172_8.jpg - фото Л.Н.Толстого


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!