д. Перенка
2014-2015г.
Тема | Л.Н.Толстой «Акула» |
Цели | Обучающие: познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; работать над осознанностью чтения, развитием читательских умений Развивающие: развивать воссоздающее и творческое воображение. воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев Воспитательные: |
Планируемый результат | Личностные УУД: Обучающийся получит возможность научиться: пониманию нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; основам эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению. Метапредметные УУД: Регулятивные: формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию. Познавательные: строить устное высказывание с учётом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы. Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение, выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник: Л.А.Ефросинина М.И.Оморокова Литературное чтение: 4класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 - М.: Вентана-Граф, 2013. Рабочая тетрадь: Л.А.Ефросинина Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №2; для учащихся общеобразовательных организаций; - М.: Вентана-Граф, 2014 - презентация к уроку |
Организация пространства | Фронтальная работа, парная работа, групповая работа |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; | Доброе утро людям и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Чтобы многое узнать, Надо думать, рассуждать, И внимательным быть, И старательным быть, И тогда уж точно каждый, Знания свои покажет Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. – Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам. А теперь не отвлекаемся, начинаем работать. | | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем (Коммуникативные УУД). ; |
II. Актуализация знаний. Цели: - организовать проверку знаний по изученным темам | На уроке разговор свой поведем О прекрасном человеке. Жил он в 19 веке Знают это имя в мире, Не молчала его лира. Он писал, мечтал, учил. В крымский он поход ходил. Был и косарь он и пахарь И ученый он, и знахарь. За работу брался смело, Создавал, творил умело. Очень Родину любил, И о детях не забыл. Школы он в селе открыл. Детей грамоте учил И велик он, и простой, Имя его… -О ком идёт речь? Что вы ещё знаете об этом писателе? Прием «Корзина идей». (Учитель вынимает из коробки напечатанные цифры и слова, а дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю). 5 , 22, 82, Спорт, Азбука, Ясная поляна. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших классиков русской литературы – Льва Николаевича Толстого. -В его произведениях прослеживалась любовь к Родине, к её народу, традициям, желание сделать свою страну ещё прекрасней. Всю свою жизнь Толстой нёс людям добро. Так в Ясной поляне он устроил школу для бедных крестьянских детей. Сам для них написал Азбуку, другие книги. В этих книгах было много рассказов, басен, сказок. С многими его произведениями вы уже познакомились. Вспомните их. Вам поможет рабочая тетрадь. Откройте стр 4и выполните задании №1,№2 (работа по парам) взаимопроверка слайд 3 | Самооценка деятельности Дети высказывают свои предположения (Л.Н.Толстой) Дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю Дети работают с рабочей тетрадью | Знать биографию Л.Н.Толстого, его произведения 5 – В семье Л.Н. Толстого было 5 детей. 22 - в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть. 82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года. Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости. Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе. Ясная поляна-место жительства Л.Толстого | Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе (Коммуникативные УУД). Учитывать другое мнение, выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге (Коммуникативные УУД). |
III. Подготовка к первичному восприятию текста (5 мин) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися - проверить умение работать с информацией; | Иногда, читая о других людях и их судьбах, многому учишься и на многое по-другому начинаешь смотреть. Сегодня мы прочитаем именно такой произведение. Произведение, которое поможет нам задуматься. А ведь это и есть истинный смысл чтения – задумываться. Узнать название произведение вам поможет моя загадка: В бинокль злюку разгляжу И капитану доложу, Знают все прекрасно, С ней играть опасно! Зубы острые, как нож, Лучше ты её не трожь! – Это… (Акула) Это слово с ненависть произносят моряки и рыбаки. Акула – это хищник. Они рвут сети, распугивают и уничтожают рыбу, нападают на людей. -Что знаете об этих животных? сообщение - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. -Дети, давайте поставим цели нашего урока. Прием «Предположение». -Как вы думаете, кто является главным действующим героем этого произведения? - Что может произойти в произведении с таким названием? Вместе с героями мы с вами сделаем остановку на материке Африка.?слайд4 - Что такое материк? Чтобы лучше понять содержание давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Проведём словарную работу. 1 группа- работает со словарём ( найти значение слова якорь) 2 группа с карточками ( сопоставить картинку и значение слова) (самооценка) - А теперь внимательно послушайте произведение и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите, ответьте после на вопрос: «Что случилось в море?» | Дети высказывают свои предположения С помощью учителя формулируют тему урока: «Л.Н.Толстой Акула» С помощью учителя ставят цель урока. сообщение Дети высказывают свои предположения Дети работают с разными источниками информации (учебник, энциклопедия, карточки) работа в группах | Знать, какая акула самая опасная Знать значение слов | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе (Коммуникативные УУД). Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
IV. Первичное восприятие текста. | Прием «Чтение с остановками» Чтение первой части (чтение подготовленным учеником) | | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
III. Проверка качества первичного восприятия произведения (5мин) Цели: - организовать обсуждение рассказа - организовать выполнение самопроверки, самооценки. | Вопросы после чтения первой части -Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? -Как вы понимаете смысл словосочетания «бочонок над якорем» -Кем приходится старый артиллерист одному из мальчиков? - Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Перечитайте первый абзац. - Почему он пишет, вздумали, а не решили? - Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист? | Стало душно поплавком отцом Показывает на необдуманность поступков Старый артиллерист любуется мальчиком, ему нравится, что его сын такой ловкий, шустрый, подвижный, как ящерица, ему нравится, что он хорошо плавает | Дети высказывают свое мнение | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). |
| Приём «Дерево предсказаний» Групповая работа. (На столах карточки с заданием). Подумайте и дайте ответы на вопросы. 1.Что будет дальше? 2.Чем закончится текст? 3.Как могут развиваться события? Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «Дереву предсказаний». -Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос). -У кого другой вариант? Чтение второй части ( подготовленным учеником.) -Как ( каким словом) автор передаёт неожиданность, внезапность появления акулы? - А теперь что испытывает артиллерист? - Когда матросы и артиллерист увидели акулу, что бы вы предложили им сделать? Давайте узнаем, что же произошло дальше? Чтение третьей части (подготовленным учеником) - Что сделали мальчики, когда увидели акулу? - В каком состоянии человек пронзительно кричит? Расскажите. -Найдите и зачитайте слова, которые показывают, как действуют матросы - Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами находится далеко от мальчиков. Что вы предложите сделать в этой ситуации? - Что может сделать артиллерист? - Давайте узнаем, что произошло дальше. Чтение четвертой части учителем. - Стало ли сразу ясно помог ли артиллерист мальчикам. Зачитайте. -Почему упал и закрыл лицо руками артиллерист? Что он чувствовал? - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какому она эпизоду? После чтения рассказа. Мозговой штурм. -Совпали ли предположения? - Какого жанра это произведение? - Что поразило? -Расскажите, что переживали во время чтения? | Мальчиков спасут, всё будет хорошо, дети погибнут Вдруг Артиллерист находится в шоке, это высшая степень страха и ужаса Развернуть корабль на акулу, спустить лодку, поплыть артиллеристу самому за мальчиками Они пронзительно закричали Он испытывает страх, у него паника Быстро неслись Мальчикам повернуть назад и плыть к лодке. Давать команды матросам Он испугался, что убил своего сына Совпали художественный Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится. | Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе. Уметь отвечать на поставленные вопросы. | Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
Физкультминутка | К морю быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Вот так славно освежились! А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брас. Одной, другой, это – кроль. Все, как один, плывем, как дельфин, Плыли вдоль и поперек И вернулись на урок. | | | |
IV.Вторичное восприятия произведения (5 мин) Цель: | Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением, перекрёстными вопросами. Работа над сюжетом произведения. Восстановление последовательности событий рассказа. Учитель: Давайте восстановим последовательность событий в рассказе. (работа в парах – на карточках) 1.Купальня в парусе. 2.Мальчики в открытом море. 3.Появление акулы. 4.Выстрел. 5.Дети спасены.слайд 5 Работа по композиции рассказа. Учитель: Вспомните композицию литературного произведения. -Расскажите о завязке сюжета? (эпизод, с которого начинается развитие действия.) -Как дальше развивались события? -Кульминация рассказа? (самый важный, напряженный момент в произведении) -Какова развязка сюжета? (эпизод, завершающий развитие действия.) | Дети работают в парах «Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул: «Акула!» Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков; они её заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке. Выстрел из пушки Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль). | Уметь работать в парах, распределять обязанности. Знать композицию рассказа | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Строить устное высказывание с учётом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.(Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: -зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | -Вот и подошёл к концу наш урок, ребята. Вывод: -Почему так озаглавлен текст? - Так кто же главный герой этого рассказа? -Что хотел автор донести до читателей этим произведением? – Чему нас научила история, описанная в рассказе? (Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение ,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.) Работа с пословицами – выводами: – Об этом говорят многие народные пословицы. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев. Выдать пословицы для работы в группах. Повесить пословицы на доску, можно записать на 4 строку. Повесить на доску собранные пословицы: Отвага-половина спасенья. Смелому всегда удача. Берегись бед, пока их нет. Не зная броду, не суйся в воду. - Я думаю, что у каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает что делать дальше. Если в вашей жизни тоже встретится такой момент, я советую вам быть в этот момент смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение. Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кораблик с незакрашенным парусом. Закрасьте парус. Зелёным цветом, если вы работали на 5; Жёлтым – 4; Красным – 3. -Я с вами вполне согласна. Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы, ребята! Спасибо вам! Со Львом Николаевичем толстым Мы никогда не загрустим, Он, как живой, он с нами рядом, Он одобряет теплым взглядом. Он речи мудро так ведет- Словами к сердцу путь найдет. Он в трудный час опорой станет Учить добру нас не устанет. И не устанем мы читать, Труды Толстого изучать. Д/з прочитать рассказ, составить план, по желанию проиллюстрировать части плана | Дети высказывают свои мнение Дети работают в парах | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой