1. Учить работать с разными видами текста, с разными источниками информации.
2. Развивать творческое воображение, память, внимание.
3. Формировать потребность в чтении, как средстве познания мира, воспитывать интерес к чтению книги и воспитывать любовь к ближнему
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональ-ный настрой. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. | -Уважаемые гости! Вас приветствует 3 класс! -Улыбнитесь друг другу! Присаживайтесь! Одна китайская пословица гласит:СЛАЙД-2 «Когда я слышу – я забываю, Когда я вижу – я запоминаю, Когда я делаю – я понимаю». Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Регулятивные: организовать свое рабочее место под руководством учителя Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
2.Проверка домашнего задания Словесный: рассказ. | Ответы детей. | Подготовка к введению новой темы. | - Какое произведение Л. Толстого читали на прошлом уроке? - Вашим домашним заданием было придумать продолжение к рассказу Л.Н.Толстого «Лебеди» и нарисовать рисунок к этому произведению. - Вы уже поместили свои рисунки на доску, посмотрите, какая чудесная выставка у нас получилась. - Давайте послушаем, какое продолжение к рассказу вы придумали. | Познавательные - строить речевое высказывание в устной форме. |
а) Прием «Корзина идей». | Внимательно слушают. Ответы детей. | Актуализирует учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; | Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством (какого писателя?) СЛАЙД -3 -Льва Николаевича Толстого Прием «Корзина идей». СЛАЙД-4 - И немножечко вспомним некоторые факты из его биографии: на листах напечатаны числа и слова, а вы должны будете объяснить, какое отношение имеет данный материал к писателю. Все свои знания мы сложим в корзину. (Дети по одному выходят к доске) 5 , 23, 82, Спорт, Азбука, Ясная поляна (СЛАЙД -5) | Познавательные: извлечение необходимой информации из сообщения, преобразование информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания . Коммуникативные: строят монологическое высказывание Познавательные: использование знаково-символических средств. |
3.Актуализа-ция знаний. а)Загадка об акуле | Ответы детей: Акула Л.Н.Толстой «Акула» | Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. | - Я предлагаю вам выяснить, как же называется произведение, которое мы будем сегодня изучать, отгадав загадку. Рыба хищная и злая. В океане обитая, Всё стремится съесть она, Зубов острых пасть полна. Вон она хвостом взмахнула. Угадайте, кто? (акула) (Кто догадался, как будет называться произведение? АКУЛА) ( СЛАЙД-6)Молодцы. -Какова тема нашего урока? ».(СЛАЙД-7) -А какую цель мы поставим перед собой на уроке? -Как вы думаете, а чем именно мы будем заниматься на уроке? | Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Личностные: самоопределение, проявление учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
б)Предположе-ние (антиципация): по названию. | –Будим обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. | Организует работу учеников | Предположения детей: | Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
в)Самоопределе-ние к деятель-ности | Ответы: - На паруснике. -Корабль с парусами – парусник. -Акулу -СТРАХ. Ужас, испуг, паника. Ученик рассказывает об акуле. | Организует деятельность уч-ся; | Я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, где и произошло событие, описанное в рассказе Л.Н. Толстого «Акула».(СЛАЙД-8) -На каком транспорте мы отправимся в путь? -Во время путешествия мы с вами будем внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования. -Итак, мы у берегов Африки и кого же встретили? (СЛАЙД-9) Что испытывает человек при встречи с акулой? Какие чувства? (. Вот оно «слово – магнит» - СТРАХ. Подберите к нему синонимы. - Что вы знаете об акулах? -Давайте послушаем материал об акулах из энциклопедии о животных. (Слайд - 10: Музыка+фото Акулы). | Регулятивные: оценивают свои возможности, осознают уровень Личностные: Самоопределение, проявление учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу. |
г)Прием «Синквейн» | Ответы детей: | Даёт коллективное задание: СИНКВЕЙН | -Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное -Давайте попытаемся погрузиться в мир поэзии и коллективно составим синквейн «АКУЛА».( СЛАЙД -11) -Что такое синквейн ? (– пятистрочная стихотворная форма) Молодцы! Синквейн. 1. Написать имя существительное по теме. 2. Два имени прилагательных 3.Три слова-действия 4. Предложение 5. Слово-смысл темы. (Молодцй) Проверка на СЛАЙДЕ-12 Акула Огромная, кровожадная. Плавает, нападает, поедает. У акулы острые зубы. Хищник. | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Личностные: Оценивать степень самостоятельности., собственную учебную деятельность, свои достижения. Коммуникативные: - проявлять активность в деятельности. |
д). Словарная работа | Отвечают, работают в парах. | Оцените работу по знанию незнакомых слов на индивидуальных листах. Выберите правильное значение. | Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи. (Слайд -13 со словами артиллерист, палуба, фитиль, ропот, якорь,пушка ) Где можно найти объяснение этим словам? Выясним их значение и дадим им объяснение. Для этого поработаем с толковым словарём С. И. Ожегова. (СЛАЙД-14) Сегодня в проведении словарной работы нам помогает ... Ученица: Мне надо было найти 6 незнакомых слов в произведении , найти их значение в словаре и придумать задание для ребят. Работа в парах:1 ряд- артиллерист, палуба,2ряд- фитиль, ропот,3ряд - | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей. |
е)Игра-предположение «Угадай-ка» | Акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу). | Эмоционально настроить на восприятие текста | Игра-предположение «Угадай-ка» (СЛАЙД -15) – Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием ? (Акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу). -Как вы думаете, кто будет героем этого произведения? -Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным? -Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания и просмотра слайд – фильма. | Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: участвуют в целеполагании. |
4.ФИЗКУЛЬТ-МИНУТКА | Дети выполняют движения. | Организует физминутку | К морю быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Вот так славно освежились! А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брас. Одной, другой, это – кроль. Плыли вдоль и поперек И вернулись на урок. | Личностные: установка на здоровый образ жизни |
5. Изучение нового материала. а)Знакомство с рассказом «Акула». Диафильм. | Внимательно слушают. Рассматривают иллюстрацию Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость. Когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик «Акула» | Эмоционально настроить на восприятие текста. | Покажите свое настроение перед прослушиванием произведения? Молодцы! Ну а теперь сядьте поудобнее и представьте ,что перед вами морские просторы, вы плывете на красивом паруснике и слушаете невероятную историю, которую вам рассказывает старый артиллерист…Но и попробуйте прочувствовать все, что услышите (прослушивание рассказа артиллериста) (Слайд ) 1.Просмотр до слов «Акула плыла прямо на мальчиков» 2.Прогнозирование по содержанию: -Как вы думаете, что будет дальше? 3.Просмотр до конца слайд-фильма. 4. Пауза для эмоционального восприятия. А сейчас какое настроение? Показ настроения. - Я вижу, произведение взволновало вас. -– Какие чувства вы испытали? - Было ли вам страшно? За кого? Когда? -Оправдались ли ваши предположения? -Можно ли по названию определить каким будет произведение? - Я вижу, что вы внимательно слушали, поэтому смогли ответить на поставленные вопросы. | Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют задавать уточняющие вопросы, вырабатывают навыки общения , планируют учебное сотрудничество. Личностные: осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстом. Познавательные: чтение учебных зада-ний, их полноценное понимание и воспроиз-ведение. Регулятивные: действие по намечен-ному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. |
6. Работа над содержанием текста а) речевая разминка | Читают трудные слова | Организует чтение трудных слов по слогам. | - Чтобы начать читать рассказ, давайте со слайда прочитаем трудные слова по слогам. (Слайд 18) На-пе-ре-гон-ки - наперегонки По-на-тужь-ся - понатужься Ра-зо-шёл-ся - разошёлся Ко-лы-ха-лось - колыхалось По-слы-шал-ся – послышался | Регулятивные: - формирование установки на поиск способов разрешения трудностей; |
б)работа над составлением картинного плана | Ответы детей. Расставить последователь-ность событий. Картинный план. | Создает условия для активной работы учащихся на уроке. | - Ну, а теперь вернёмся к нашему рассказу. У меня на слайде разбросаны иллюстрации картинок. СЛАЙД-18 -Как вы думаете, какое задание надо выполнить? - Что тогда у нас получится? -А сейчас вы будете читать и озаглавливать те части текста, которые подходят к иллюстрациям. | Познавательные: извлекают информацию из несплошного текста (иллюстрации) |
7.Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана | Ответы детей. У берегов Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно. Описание, сравнение («Купание в парусе».) Вздумали. Значит ни о чём не задумываясь, поплыли в открытом море, совершили необдуманный поступок. «Мальчики в открытом море» Морское чудовище. Вдруг… Спустили, бросились , понеслись было силы, чтобы спасти ребят. Нет. « Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь смотрел на детей». ШОК - это высшая степень страха и ужаса, его сковал страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным. - «Появление морского чудовища» или «Акула». Стремительность действия, нельзя было терять ни секунды. Глаголы. Быстро. Немолодой, уставший, старый, седой. Выстрел. - Дети спасены. Да мог, могли не спасти мальчиков. Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение ,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять. | Актуализирует мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение | - Откройте учебник на стр. 56. Какая часть текста подходит к первому рисунку, найдите и прочитайте. Следим по учебнику. (Чтение первой части выразительно (Читаем до слов: …На корабле с нами 1часть-- Где стоял корабль? - Как Толстой описывает погоду в этот день? -Какие литературные приёмы использует автор в произведении? - Почему устроили купальню в парусе? (так было безопаснее) - Как можно озаглавить эту часть? 2 часть-- Чтение шёпотом « Дождик по стеклу») (Читаем дальше до слов: Вдруг.) -А где решили купаться мальчики? - На какой глагол нужно обратить внимание? - Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? - Как отец отнёсся к забавам сына и его товарища? - Докажите текстом . - Что значат эти слова? А как вы относитесь к забавам мальчиков? Понимаете или осуждаете их за это, если да, то за что? - Какой литературный прием использует автор? - Как озаглавим эту часть? «Мальчики в открытом море» 3 часть- - Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. (Чтение «про себя»). - Как появилась акула? - Каким словом автор передает появления акулы? – Какие слова подобрал Л. Толстой для того, чтобы показать, что все, кто видел акулу, испытали сильнейший страх, опасность? Прочитайте! - Чтение диалога. - Попробуем прочитать по ролям. Сл.автора… Сл. Кто-то… Сл.артиллериста… - С какого слова начинается этот эпизод? - Как ведут себя матросы? Прочитайте их действия Всегда ли напряжение показано с помощью восклицательного знака? (нет) Учитель: Иногда бывают такие ситуации – наступает момент, когда никто не знает, что делать, тогда наступает «момент тишины». - Найдите в отрывке моменты «напряженной тишины».. - Какие чувства он испытывает в этот момент? - Мы нашли в рассказе самые напряженные моменты, и теперь настал «момент тишины». Давайте почувствуем ее. (Положите руки на колени, закройте глаза и «послушайте тишину») - Как озаглавим эту часть? 4 часть - Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. (Чтение по абзацам) - Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? - Какую часть речи использует автор, чтобы показать стремительность? - Как нужно читать все эти глаголы? - Найдите и зачитайте все действия отца мальчика. --- Почему автор использует только глаголы? -Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? -Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? - Каким вы его себе представляете. Составьте словесный портрет артиллериста. -Каковы могли быть последствия выстрела? - Как бы мы озаглавили эту часть? Выстрел 5часть- прочитайте. Чтение « выразительно» В какой момент артиллерист понял, что трагедию удалось избежать? - Как бы мы озаглавили эту часть? -« Дети спасены». -Какой момент в рассказе вызвал у вас самые сильные переживания? Перескажите его. - Для кого и как закончилась эта история? - Мог ли этот рассказ закончиться по-другому? Как? -– Чему нас научила история, описанная в рассказе? | Личностные: осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстом. Познавательные: чтение учебных заданий, их полноценное понимание и воспроизведение. Регулятивные: действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. Познавательные: формируют умения читать информацию между строк, преобразовывать информацию в несплошной текст-таблиц Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют задават уточняющие вопросы, вырабатывают навыки общения , планируют учебное Личностные: -понятие об ответственности за себя и близких, - уметь оценивать Регулятивные : -осуществлять пошаговый самоконтроль результатов деятельности. - выдвигать версии Познавательные. -обобщать сведения, проводить сравнения на текстовом материале, -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. -умение формулировать и преобразовывать информацию в таблицу Коммуникативные . -адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности. |
Физминутка для глаз | Дети выполняют движения глазами | Организует физминутку | У: А теперь немного отдохнём. | Личностные: установка на здоровый образ жизни |
8.Продолжение работы над темой урока. а)Творческая работа в группах. | Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой. | Организует самостоятельную деятельность детей, а затем работу в группах. | - Я вам предлагаю подумать над следующими проблемными вопросами. Работать вы будете в группах. Работайте вместе, помогайте друг другу (помним правила работы в группе) 1гр. – проследить и сопоставить настроение героев на протяжении рассказа - Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? (тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость) Название части Настроение • Купальня в парусе Спокойное • Мальчики в открытом море Волнение • Акула Тревога, страх • Выстрел Ужас • Дети спасены Радость и облегчение - 2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему. Душа в пятки ушла Лёгок на помине Сам не свой Риск – благородное дело Сердце ёкнуло Хлопот – полон рот Ум и смекалка – что брат с сестрой. 3гр.- заполнить схему Мальчики: радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственные Артиллерист: сильный духом, мудрый, мужественный, опытный, находчивый, решительный, смелый -Ребята, а вы осуждаете мальчиков? 3 гр. - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств. •отцовские чувства трусливый • мудрый мужественный •честный слабохарактерный • веселый опытный • беззащитный смелый • бывалый решительный 4 гр. Такие мужественные поступки можно встретить и в пословицах. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев. (Выдать пословицы для работы в группах. Отвага-половина спасенья. Смелому- всегда удача. Берегись бед, пока их нет. Не зная броду, не суйся в воду. Представитель каждой группы, посоветовавшись со своими одногруппниками, объясняет смысл данной пословицы и к кому она подходит (к мальчикам или артиллеристу). | Личностные: формирование самооценки и взаимо -оценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Личностные: умеют взаимодействовать с одноклассниками в группе Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют задавать уточняющие вопросы, вырабатывают навыки общения , планируют учебное сотрудничество |
9. Итог урока. | Делают обобщение по теме урока Оценивают результаты своей деятельности на уроке | Организует работу учеников | -Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо. А сейчас я проверю, какими вы были во время путешествия внимательными, наблюдательными. – Кто является настоящим главным героем рассказа? Д: Главный герой - это старый артиллерист. – Почему тогда рассказ назван “Акула”? (Акула - причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по-геройски.) У: Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? Какой урок хотел нам преподнести? Д: Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести. Учитель. У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой. | Регулятивные: оценивают свои возможности, осознают уровень и качество выполнения., адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. |
10.Рефлексия | Выполняют работу. | Создает условия для активной работы учащихся. | Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените сами свою работу по принципу «трёх океанов» ( Прикрепить кораблики) 1 океан– урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой! 2 океан – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! 3 океан– задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь! | Личностные: осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстом. Познавательные: чтение учебных зада-ний, их полноценное понимание и воспроиз-ведение. Регулятивные: действие по намечен-ному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. |
Д/з. Оценки за урок. | Записывают домашнее задание | Предлагает записать домашнее задание в дневник. | Всем - выразительное чтение рассказа. а) пересказать текст от имени старого артиллериста; б) нарисовать иллюстрацию; в) составить три – четыре вопроса к прочитанному тексту (письменно). Урок окончен.Всем спасибо за работу! Ваши оценки поставлю в электронный журнал. Урок окончен! Спасибо за внимание!!! | Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка |