СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой. Акула"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению  в 3 классе "Л.Н.Толстой. Акула". УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой. Акула"»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по рассказу

Л. Н. Толстого «Акула».

Автор: учитель начальных классов МБОУ «Навлинская СОШ №1»

Трубина Татьяна Евгеньевна

Цели:

1) Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого “Акула, его сюжетом .
2) Совершенствовать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения.

Задачи урока:

1. Пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

3.Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения, для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.

4.Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).

Тип урока: работа с художественным текстом.

Оборудование:

1) авторская выставка книг Л.Н. Толстого; 
2) презентация к уроку, компьютер, проектор, экран, 
3) печатные листы для составления характеристики главных героев, 
4) словарик эмоций и настроений; 
5) пословицы(в разрезанном виде) для работы в группах; 
6) рисунок корабликов для рефлексии(каждому ученику);
Технология: развитие критического мышления через чтение и работу с текстом:

Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.






Ход урока:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.



-Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь, и приступим к работе.

Прочитайте слова, которые служат эпиграфом к нашему уроку.

Слайд1.

« Чтение без размышления – пустое развлечение».

Как вы их понимаете?

- Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя выводы.

II. Изучение нового материала.

  1. Введение в тему.

Слайд 2

--Вы узнали кто это?

-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке, о его жизни? (ответы детей)

Своё детство и большую часть жизни Лев Николаевич провел в имении Ясная Поляна, неподалеку от Москвы и Тулы. Ему было полтора года, когда умерла его мама, но теплота большой и дружной семьи – сначала отец, а потом бабушка, тётки, три брата и сестра – не давали возможности остро ощущать сиротство. Л.Н.Толстой считал детство не только самой счастливой, но и наиболее важной порой, потому что именно тогда его душе было дано направление, куда расти, к чему стремиться. Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много работал. Свои сочинения он по нескольку раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтоб сделать их хорошими. Толстой любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудиться. Очень долго Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. По этим учебникам училось не одно поколение детей.

2. Работа с выставкой книг.

- Обратите внимание на выставку книг?

- Кто автор этих книг?

- Как назвать её? Почему? ( авторская, т.к. автор этих книг – Л.Н. Толстой)

- Какие произведения читали самостоятельно?

- Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой?

- Выберите из выставки басни, были, рассказы. ( Дети называют варианты и показывают книги)

--О чём пишет этот автор? Что его волнует? (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.)

Слайд 3.

Составление «Кластера»:

Вывод:

Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были - былины – разножанровые –– о детях – о природе – о Родине - художественные – вызывает чувства, научно-познавательные – сообщает факты

3. Знакомство с темой урока:

– А сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет моя загадка:

В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые ,как нож,
Лучше ты её не трожь!

– Это… Акула! Слайд 4.

4.Сообщение уч-ся об акуле,об Африке.

А).А что вы знаете об акулах.

- Посмотрите на экран и скажите как выглядит акула.

- Назовите ее особенности.
- Представляет ли акула опасность для человека?
- Как можно назвать акулу за ее кровожадность и ненасытность?
(Акула – хищница).

Сообщение уч-ся.

Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула – рыба большая, прожорливая, быстрая и зубастая. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, случается, набрасываются на дельфинов и китов. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”.

Очень опасны - голубая, тигровая акулы, акула-молот. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов, острых, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются – выпадают, а на их месте вырастают новые. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.

- Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.

- Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «акула»?

- Как называется такой текст? (научно-познавательный). Почему?

Слайд 5

- Сейчас расскажет про такой замечательный материк как Африка(….)

Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго.

5.Итак, Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”. Слайд 6

Приём “Прогнозирование по названию”.

– О чём может пойти речь в произведении под названием “Акула”?

– Выскажете свои предположения; 1–3 чел., (Делятся мнением в парах, затем можно выслушать 2–3 ответа от всего класса.)

6. Первичное знакомство с текстом.

( Прослушивание текста по электронному приложению.)

7. Проверка первичного восприятия .

Понравился ли вам рассказ?

Что особенно запомнилось?

8.Словарная работа.

Слайд 7.

-В этом произведении вам встретились новые слова. Давайте попробуем определить лексическое значение. (работа со словарями)

Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.

Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна

Хобот – задняя устойчивая часть пушки.
Застлал – закрыл туманом, пеленой

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты).

 Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.

9.Физкультминутка.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас.

Одной, другой, это – кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин,

Плыли вдоль и поперек

И вернулись на урок.

10. Работа над содержанием текста:

– А теперь, ребята, давайте обсудим содержание этого произведения, его героев, их поступки.

– Назовите главных героев рассказа.

– Чтобы дать этим героям наглядную характеристику, мы будем составлять их портреты вот на таких листах ,использовать при этом наш “Словарик настроений, чувств и характеров”.

Мы будем делать пометки карандашом, поэтому возьмите, пожалуйста листы с текстом рассказа.

1. Самостоятельное чтение шёпотом 1 части рассказа. Приём “Дождик по стеклу” (по ощущению от чтения ребят шёпотом).

Вопросы по прочитанномуКоллективная работа.

– Где происходили события?

– Где и почему моряки устроили купальню?

– Какое настроение было на корабле? – Покажите сигнальной карточкой.

2. Переходим ко 2-й части.

– Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте его. (Выборочное чтение.)

– Почему мальчики оказались в открытом море?

– Что значит слово вздумали? Подчеркните это слово.

(Так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)

– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку?

– А как вы относитесь к забавам мальчиков? (Понимаете или осуждаете их за это?)

– Охарактеризуйте поступок мальчиков письменно. Напишите, какие они на ваш взгляд в данной ситуации.

Для этого возьмите листок портретов.



Мальчики: Артиллерист:


1.________________________ 1._______________________

2._________________________ 2._______________________

3.__________________________ 3._______________________

4.__________________________ 4._______________________

Можно использовать словарик настроений, можно использовать свои слова.

Словарик настроений, чувств и характеров:

Мальчики:

Артиллерист:

Активные

Героизм

Беззаботные

Любование

Беззащитные

Мужество

Весёлые

Находчивость

Испуганные

Оцепенение

Ловкие

Радостный

Озорные

Решительность

Подвижные

Самообладание

Радостные

Смелость

Счастье

Страх

Стресс

Шок

Запишите слова на линеечке № 1. (Приём “Черты характера”.)

(Весёлые, озорные, радостные, беззаботные.)

Проверка: перекличка мнений.

– А как артиллерист отнёсся к их забаве? Прочитайте, подчеркните слово.

– На 2 листе мы будем давать характеристику артиллеристу. Напишите, что вы можете сказать про его настроение и отношение его к сыну и его товарищу.

(Радостный, любовался сыном.)

3. Групповая работа над 3 и 4 частью:

– После чтения каждая группа будет выполнять задание, которое вы сейчас сами выберите. Получите задание. Можете его прочитать, чтобы при чтении вы задумывались над ответом.

Капитаны групп выходят за заданием, читают его своей команде.

Ребята читают свою часть цепочкой, работают над выполнением задания в группе.

Задания к 3 части:

1. Найдите и прочитайте средства художественной выразительности.

(Акула – Морское чудовище; Артиллерист, бледный, как полотно-сравнение; противопоставление 2-х последних предложений про мальчиков и артиллериста.)

2. Дайте совет людям на корабле в момент, когда они только увидели акулу.

(Развернуть корабль на акулу и поплыть, сразу стрелять.)

3. Озаглавьте 3 часть.

Задание к 4 части:

1. Подчеркните слова-действия матросов. Подумайте, почему так много глаголов использует автор в их описании. Дайте им характеристику. Какие они?

(Подвижные, ловкие, энергичные, решительные, храбрые, бравые, отзывчивые.)

2. Дайте совет мальчикам в тот момент, когда они увидели акулу.

(Направиться к кораблю.)

3. Что значит пронзительный визг? (Лексическая работа.) Озаглавьте 4 часть.

– Итак, в рассказе появилась акула.

– Что изменилось в поведении мальчиков и артиллериста, дайте характеристику мальчикам и артиллеристу, напишите её на 2-ой линеечке ,обменяйтесь мнениями.(Работа в группах)

(Артиллерист – бледный от испуга, шок, оцепенение, страх;
Мальчики – испуганные, беззащитные.)

4. Сейчас мы будем читать 5-ую часть. Обратите внимание на слова, которыми характеризует автор артиллериста. Подчеркните их. Они помогут вам составить портрет этого человека до конца.

Чтение 5-ой части – коллективное, выразительное.

Работа в парах: Попробуйте задать друг другу вопросы по 5 части и ответьте на них. (Приём “Тайм-аут”.)

Коллективная беседа по прочитанному:

– Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

(Пронзительный крик мальчиков.)

Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям;

– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)

– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?

(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)

– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?

(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть.)

– Как вы относитесь к поступку артиллериста?

– Перечислите и качества, которые проявил артиллерист в этот момент.

(Смелость, мужество, героизм, самообладание, решительность, находчивость.)

Чем закончилась эта история?

Пересказ 6 части. 

Как вы думаете, в каком состоянии возвращались мальчики на корабль? Напишите ответ на 3 строке.

9. Вывод:

– Чему нас научила история, описанная в рассказе?

(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение ,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)

10. Работа с пословицами – выводами: слайд 8.

– Об этом говорят многие народные пословицы. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев.

Выдать пословицы для работы в группах.

Отвага-половина спасенья.

Смелому всегда удача.

Берегись бед, пока их нет.

Не зная броду, не суйся в воду.

Представитель каждой группы, посоветовавшись со своими одногруппниками, объясняет смысл данной пословицы и к кому она подходит (к мальчикам или артиллеристам).

11. Итоговые вопросы:

– Кто является настоящим главным героем рассказа?

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)

– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.

(Как вариант: “Поступок, продиктованный любовью”.) Слайд 9

(Любовь помогла собраться, найти единственно-правильное решение и победить акулу.) Любовь побеждает всё!

12. Подведение итогов урока.

– Итак, чему же мы учились сегодня на уроке? (оценивать поступки героев, анализировать произведение, выделять главную мысль)

– Что нового, интересного узнали?

– Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями Л.Толстого?

- Где их можно взять? (в нашей школьной или поселковой библиотеке, у знакомых, друзей, а у учителя можно спросить? Надеюсь, что они вам тоже понравятся.

- У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

13. Домашнее задание:

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору обучающихся:

• приготовить творческий пересказ по одному из видов плана в учебнике (от лица мальчиков, артиллериста, или рассказчика)

• нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

14. Рефлексия:

А)Самооценка

А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте листок с изображением кораблика с мачтой и парусом. Раскрасьте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.

1. Отлично работал (а) и многому научился(ась) - зеленый.

2. Хорошо работал(а) на уроке - желтый.

3. Надо постараться – красный

Б)Закончите предложение

На уроке я понял, что надо…..

Любить и ценить своих близких и друзей!

Не делать необдуманных поступков;

Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!