СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению Н.Н Носов "Затейники"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Н.Н Носов "Затейники"»

Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».

Цель урока:  развитие читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н. Носова «Затейники».

Задачи:

-Развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное;

-Реализовывать творческие способности школьников.

-Воспитывать коммуникативные навыки,  умения работать в парах.

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые результаты: 

- учащиеся получат возможность научиться прогнозировать содержание произведения; - высказывать свое мнение;

- рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; находить в тексте ответы на поставленные вопросы;

-  воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.

Личностные результаты:

- научатся оценивать поступки героев рассказа;

-проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроке и дома;

- посещать библиотеки в свободное время

Регулятивные УУД:

-выполнять последовательность действий;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-учиться работать по предложенному плану;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- оценивать результаты своих действий по критериям, предложенным учителем.

 Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-отвечать на простые и сложные вопросы.

 Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать текст вслух и про себя, понимать прочитанное;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-оформлять свои мысли в устной  форме;

- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



Ход урока

I этап. Организация класса (орг. момент)

Психологическая установка на урок:

- Ребята, я очень рада вас видеть. Мы продолжаем с вами путешествовать по миру интересных книг.

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе 
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас 
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)



II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

 Речевая разминка

(Первый раз дети читают стихотворение самостоятельно, второй раз читает хорошо читающий ученик, третий раз -по рядам)

 Ах, сластена Алладин,

Съел арбуз и апельсин

Ананас и абрикос

А потом повесил нос.

Громко плачет и кричит:

«Где ты, доктор Айболит!»


Групповая работа:

– Прочитайте l-ю строчку с удивлением (1-й ряд); 

– Прочитайте 2-ю строчку с восхищением (2-й ряд); 

– Прочитайте 3-ю строчку вопросительно-насмешливо (3-й ряд); 

– Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением(все)

.



III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (4-5 минут)

Прочитайте, что здесь зашифровано.

 

1

2

3

4

5

6

1

Б

И

О

В

Ю

Е

2

Т

Р

Ж

3

Д

Я

3

Ч

А

Л

С

Ш

Ф

4

М

Г

Щ

Й

Э

Ю

5

X

Н

У

П

Ц

К

4,2; 2,3; 1,2; 6,1; 4,4; 2,5; 2,1; 6,5; 2,1.


— У нас получилось слово «Затейники». Как вы его понимаете?

— Что такое затея? ( работа со словарем)

Затея

- 1. Задуманное дело, замысел.

- 2. Занятие для развлечения, забава.


- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?

- Мы познакомимся с жизнью и творчеством Н. Носова. Прочитаем его рассказ. Он назвал этот рассказ словом, которое вы расшифровали. Что это за слово? (Затейники.)

- Автор Николай Носов употребил это слово в отношении мальчиков, героев рассказа. Чем же, по-вашему, эти мальчики занимались? (Предположения детей.)



- Ребята, что вы знаете о Носове?

Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.

- Какие задачи поставим на уроке?

(познакомиться с писателем, его произведением, будем анализировать произведение).

Николай Николаевич Носов (1908—1976) — русский писатель, драматург. Он родился в Киеве. Писал в то же время, что и К. Чуковский А. Барто, С. Маршак и С. Михалков. Первый его рассказ — «Затейники» — был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 г. Н. Носов написал много рассказов и повестей о ребятах («Карасик», «Автомобиль», «Шурик у дедушки», «Федина задача», «Замазка», «Веселая семейка» и др.). В 1954 г вышла книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей», п ом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Николай Николаевич не сразу стал писателем. Он сменил много профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт а потом перевелся в Институт кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после этого стал писателем.



-Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй. Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.

Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова.

- Как вы думаете кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)

IV этап. Открытие нового знания 

- Ребята, а кого называют затейниками? (Ответы детей)

- Прочитайте слова на доске: фантазеры, лодыри, выдумщики, весельчаки).

-Какие из них являются синонимами к слову затейники, какое слово лишнее?

- А теперь посмотрим в толковый словарь, как там объясняется это слово.

Затейник. 1. Весёлый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям.

2. Руководитель массовых игр, развлечений.



- Итак, затейник- это организатор веселья.

- О чем может идти речь в рассказе с таким названием?

- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа? (Дети)



- Ребята, а как вы думаете, а хорошо ли быть затейниками? (ответы детей)

На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить?



Первоначальное восприятие произведения.

- Чтобы проверить наши предположения, давайте познакомимся с текстом произведения Н. Носова «Затейники»

- Наши предположения героях рассказа были правильными?

- Грустный или веселый рассказ? (Весёлый)

- Понравилось произведение?

- Могла ли такая история произойти с вами?

- Как называли себя дети?

- В какую игру они играли? Кого изображали?

- Прочитайте, как дети организовали игру?

- Почему игра прервалась? Прочитайте об этом с другом в лицах?



Составление вопросов (работа в парах)

- Ребята, сейчас вы будете в роли учителей. Вам нужно будет в парах составить вопросы по тексту и задавать друг друга? Как работаем в парах

(Какую, как, кто, что, почему, кого, кода, зачем)

Анализ произведения

- Что вы можете сказать о ребятах?

- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)

- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью)
- Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (По тише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные)

- Что бы вы им посоветовали?

- А вы боитесь темноты? Почему?

- Как вы считаете, этот рассказ поучителен для вас? Почему?

Ребята вернемся к нашему вопросу «А хорошо ли быть затейниками?

VI этап. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.

Работа с текстом в группах.

Сейчас мы попробуем вместе ответить на этот вопрос. Для этого будем работать в группах. Проведем маленькое исследование. Задание для групп: 

Распределите карточки

1гр. Выбирают карточки, которых хорошо быть затейником,

2гр.- плохо.

– Итак, все получили задания. Работайте в группах. Дети высказывают своё мнение.

Так все таки хорошо быть затейником или нет? ( ответы детей)

VII. Рефлексия деятельности. Итог урока 

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

(Узнать о жизни и творчестве писателя Н. Носова)

-Удалось ли нам достичь этой цели? (Да)

-Каким способом? (Познакомились с биографией, прослушали рассказ, ответили на вопросы по тексту, прочитали отрывки…)

-Какие получили результаты? (Познакомились с интересным произведением)

- А сейчас попробуйте оценить свои успехи на уроке:

– Сегодня я узнал (а)…
– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу

Наш урок подошёл к концу. Я благодарю вас за активность, наблюдательность.
Мне хочется вам пожелать, что бы вы больше читали, интересовались книгами.

VIII. Домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!