Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».
Цель урока: развитие читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н. Носова «Затейники».
Задачи:
-Развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное;
-Реализовывать творческие способности школьников.
-Воспитывать коммуникативные навыки, умения работать в парах.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
- учащиеся получат возможность научиться прогнозировать содержание произведения; - высказывать свое мнение;
- рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
- воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.
Личностные результаты:
- научатся оценивать поступки героев рассказа;
-проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроке и дома;
- посещать библиотеки в свободное время
Регулятивные УУД:
-выполнять последовательность действий;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-учиться работать по предложенному плану;
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- оценивать результаты своих действий по критериям, предложенным учителем.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-отвечать на простые и сложные вопросы.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать текст вслух и про себя, понимать прочитанное;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-оформлять свои мысли в устной форме;
- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ход урока
I этап. Организация класса (орг. момент)
Психологическая установка на урок:
- Ребята, я очень рада вас видеть. Мы продолжаем с вами путешествовать по миру интересных книг.
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
Речевая разминка
(Первый раз дети читают стихотворение самостоятельно, второй раз читает хорошо читающий ученик, третий раз -по рядам)
Ах, сластена Алладин,
Съел арбуз и апельсин
Ананас и абрикос
А потом повесил нос.
Громко плачет и кричит:
«Где ты, доктор Айболит!»
Групповая работа:
– Прочитайте l-ю строчку с удивлением (1-й ряд);
– Прочитайте 2-ю строчку с восхищением (2-й ряд);
– Прочитайте 3-ю строчку вопросительно-насмешливо (3-й ряд);
– Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением(все)
.
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (4-5 минут)
Прочитайте, что здесь зашифровано.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Б | И | О | В | Ю | Е |
2 | Т | Р | Ж | 3 | Д | Я |
3 | Ч | А | Л | С | Ш | Ф |
4 | М | Г | Щ | Й | Э | Ю |
5 | X | Н | У | П | Ц | К |
4,2; 2,3; 1,2; 6,1; 4,4; 2,5; 2,1; 6,5; 2,1.
— У нас получилось слово «Затейники». Как вы его понимаете?
— Что такое затея? ( работа со словарем)
Затея
- 1. Задуманное дело, замысел.
- 2. Занятие для развлечения, забава.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?
- Мы познакомимся с жизнью и творчеством Н. Носова. Прочитаем его рассказ. Он назвал этот рассказ словом, которое вы расшифровали. Что это за слово? (Затейники.)
- Автор Николай Носов употребил это слово в отношении мальчиков, героев рассказа. Чем же, по-вашему, эти мальчики занимались? (Предположения детей.)
- Ребята, что вы знаете о Носове?
Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.
- Какие задачи поставим на уроке?
(познакомиться с писателем, его произведением, будем анализировать произведение).
Николай Николаевич Носов (1908—1976) — русский писатель, драматург. Он родился в Киеве. Писал в то же время, что и К. Чуковский А. Барто, С. Маршак и С. Михалков. Первый его рассказ — «Затейники» — был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 г. Н. Носов написал много рассказов и повестей о ребятах («Карасик», «Автомобиль», «Шурик у дедушки», «Федина задача», «Замазка», «Веселая семейка» и др.). В 1954 г вышла книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей», п ом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Николай Николаевич не сразу стал писателем. Он сменил много профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт а потом перевелся в Институт кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после этого стал писателем.
-Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй. Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.
Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.
Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова.
- Как вы думаете кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)
IV этап. Открытие нового знания
- Ребята, а кого называют затейниками? (Ответы детей)
- Прочитайте слова на доске: фантазеры, лодыри, выдумщики, весельчаки).
-Какие из них являются синонимами к слову затейники, какое слово лишнее?
- А теперь посмотрим в толковый словарь, как там объясняется это слово.
Затейник. 1. Весёлый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям.
2. Руководитель массовых игр, развлечений.
- Итак, затейник- это организатор веселья.
- О чем может идти речь в рассказе с таким названием?
- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа? (Дети)
- Ребята, а как вы думаете, а хорошо ли быть затейниками? (ответы детей)
На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить?
Первоначальное восприятие произведения.
- Чтобы проверить наши предположения, давайте познакомимся с текстом произведения Н. Носова «Затейники»
- Наши предположения героях рассказа были правильными?
- Грустный или веселый рассказ? (Весёлый)
- Понравилось произведение?
- Могла ли такая история произойти с вами?
- Как называли себя дети?
- В какую игру они играли? Кого изображали?
- Прочитайте, как дети организовали игру?
- Почему игра прервалась? Прочитайте об этом с другом в лицах?
Составление вопросов (работа в парах)
- Ребята, сейчас вы будете в роли учителей. Вам нужно будет в парах составить вопросы по тексту и задавать друг друга? Как работаем в парах
(Какую, как, кто, что, почему, кого, кода, зачем)
Анализ произведения
- Что вы можете сказать о ребятах?
- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью)
- Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (По тише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные)
- Что бы вы им посоветовали?
- А вы боитесь темноты? Почему?
- Как вы считаете, этот рассказ поучителен для вас? Почему?
Ребята вернемся к нашему вопросу «А хорошо ли быть затейниками?
VI этап. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.
Работа с текстом в группах.
Сейчас мы попробуем вместе ответить на этот вопрос. Для этого будем работать в группах. Проведем маленькое исследование. Задание для групп:
Распределите карточки
1гр. Выбирают карточки, которых хорошо быть затейником,
2гр.- плохо.
– Итак, все получили задания. Работайте в группах. Дети высказывают своё мнение.
Так все таки хорошо быть затейником или нет? ( ответы детей)
VII. Рефлексия деятельности. Итог урока
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
(Узнать о жизни и творчестве писателя Н. Носова)
-Удалось ли нам достичь этой цели? (Да)
-Каким способом? (Познакомились с биографией, прослушали рассказ, ответили на вопросы по тексту, прочитали отрывки…)
-Какие получили результаты? (Познакомились с интересным произведением)
- А сейчас попробуйте оценить свои успехи на уроке:
– Сегодня я узнал (а)…
– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу
Наш урок подошёл к концу. Я благодарю вас за активность, наблюдательность.
Мне хочется вам пожелать, что бы вы больше читали, интересовались книгами.
VIII. Домашнее задание